Дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка»

Краткосрочный проект

в младше-средней группе «Пчелки»

Тема: «Широкая масленица»

Подготовила и провела:

Козлова Ирина Николаевна

Рыбинск 2023г.

Тема проекта: «Широкая масленица»

Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 месяц 23.01 по 26.02.2023 г.).

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Цель проекта: Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;воспитание любви и патриотизма к своей Родине.

Задачи:

Создать условия для формирования у детей начало национального самосознания

Создать условия для развития интереса к обрядовым русским праздникам.

Создать условия для воспитания патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Формы реализации проекта:

Непосредственно образовательная деятельность

Игры

Беседы

Консультации родителям.

Продукты реализации проекта:

Выставка детских работ.

Развлечение «Масленица»

План реализации проекта:

Первый этап.

Целеполагание. 

Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Поэтому детям необходимо прививать интерес к традициям русского народа.

Второй этап. Разработка проекта.

Довести до участников важность данной темы.

Подбор методической литературы.

Подбор  наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).

Третий этап. Выполнение проекта.

Интеграция образовательных областей

Формы организации

образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник, Масленица?», «Как отмечать Масленицу». 

Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская».

Познавательное развитие

НОД «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая».

Беседы о традициях и обрядах праздника.

Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).Видеофильм «Смешарики – Масленица.

Речевое развитие

ООД «Здравствуй, Масленица!»

Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе.

Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица» и др.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

НОД аппликация: «Солнышко, нарядись и в блиночек превратись

НОД рисования на тему: «Барышня - Масленица»

Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др.

Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».

Физическое развитие

Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки».

Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле».

Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота»

Четвертый этап. Итоги проекта.

Выставка детских работ.

Альбом итогового мероприятия «Как мы были на празднике»делать для каждого свою куколку «Масленницу». Выставка детских работ прикладного творчества. Книжка самоделка «Семейные рецепты блинов»

Развлечение «Масленица».

Пятый этап. Определение задач для новых проектов.

Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.

Продолжать формировать любовь к Родине.

Трудности, возникшие при реализации проекта:

Погодные условия.

Привлечение всех родителей.

Этот познавательно-творческий проект нужен для расширения знаний детей о традиционных русских праздниках, в частности Масленица.

Приложение:

Рассказ педагога на тему: «Почему масленица называется масленицей»

Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».
По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».
Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.
А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

Поговорки на масленицу.


Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Песенки и заклички на Масленицу
Приезжай к нам в гости, масленица,
На широкий двор —
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!

Масленица Просковея,
Приходи к нам поскорее.

Везет везет Весна,
Везет везет Красна,
Ясные денечки,
Частые дождички,
Зеленые травы,
Красные цветы,
Теплые деньки!



Уж ты, моя Масленица,
Красная коса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!

Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку - соловейку,
На денечек, на недельку.

Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масляные,
Шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.


Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали — нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!

Наша масленица годовая,
Она гостья нам дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на конях разъезжает,
Кони у нее вороные,
Слуги у нее молодые...
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.


Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый Март пришел, всех детей провел
А за ним — и Апрель отворил окно и дверь
А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!
Идет Матушка-весна по полям-лесам одна
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!

Весна! Весна красная!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом обильным!


Ой, блины – блиночки
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Перечень спортивных игр-забав

Малечена-калечина.

Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 смдлиной), и все хором говорят следующие слова:

Малечена-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на ладонь или любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.

Заря.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Перетягивание каната.

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Снежный тир.

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Горелки.

Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.

Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.

Звонарь.

Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.

Почта.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Подари платочек симпатии.

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный

Петушки.

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Забавы в течение масленичной недели

Бой мешками

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Снежный лабиринт

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

Русская метла

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

«Блинная» эстафета»

Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).

Масленичные частушки.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

***

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

***

Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

***

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

***

Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя -

Можно съесть и лишнего.

***

Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

***

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

***

Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

***

Как на масленой недели

Со стола блины летели,

И сыр, и творог-

Все летели под порог!

***

Масленица – белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёчек,

На единственный часочек!

***

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

***

Улыбается народ,

Дружно водит хоровод.

То ведь Масленица,

Добра Масленица!

***

Веселись, честной народ,

Набивая свой живот.

Это Масленица,

Праздна Масленица!

***

С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

***

Я на Масленицу катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

***

Купи, тятя, мне коня –

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

***

У меня четыре шали,

Пятая – пуховая,

Не одна я боевая –

Все мы здесь бедовые.

***

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица»

Масленица - в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны -  Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, затем выносили за околицу и сжигали. Масленицей называли также чучело из соломы, обряженное в женское тряпье, иногда с блином (от масляного блина - само название Масленица ) или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на тройках в течение масленичной недели, а затем хоронили или провожали в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре, разводившемся на возвышенности. Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях .

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

1. Масленичное чучело делается по принципу огородного пугала. Нужно взять два сухих бруска. Один длиннее, на нем чучело будет стоять. Второй короткий брусок – это будут руки. Бруски сбить крестом.

2. Самый активно горящий материал это солома и бумага. Нужно взять солому, бумагу или сухую траву и привязать ее бечевкой (бумажным шпагатом) к кресту, формируя тело чучела. Если кукла планируется небольшая, а соломы или травы не найти, можно пустить на сгорание пару веников.

3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.
3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.

4. Далее надо нарядить чучело в сарафан или старое платье. Если трава из чучела вываливается, можно зашить снизу подол платья. Чтобы сделать чучело более правдоподобным, нужно набить травой два маленьких полотняных мешочка и наденьте их на концы палки — это будут кисти рук. Опустить рукава и завязать их, чтобы скрыть завязки мешочков.

5. По желанию, можно нарисовать масляничной девице лицо. Румяные щеки и алые губы будут контрастно смотреться с белым снегом. А вот глаза чучельной красавице рисуют по обычаю закрытыми.

6. Из белой или желтоватой ткани или плотной бумаги можно сплести чучелу две косы. Прикрепить их под платком. На концах завязать яркие бумажные ленточки. Воткнуть готовую масляничную куклу в снег.

«Первый блин - Встреча»:

Беседа на тему «Праздники и традиции русского народа»

Аппликация: «Солнышко, нарядись и в блиночек превратись!»

А.А.Грибовская «Аппликация в детском саду»

П/и «Шишки, желуди, орехи», «Ручеек»

Просмотр фильма «Масленица. Смешарики» Интернет-ресурс.

«Второй блин - Заигрыши»:

Беседа на тему «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая!»

Разгадывание загадок о Масленице, заучивание стихов и потешек.

Лепка: «Блины для масленицы» Т.С. Комарова, стр 12.

П/и «Заря», «Кто быстрее на метле», «Снежная крепость».

Просмотр мультфильма «На масленице» Интернет-ресурс

«Третий блин - Лакомка»

Беседа на тему «Здравствуй Масленица!»

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»

Рисование на тему «Барыня-Масленица» Т.С. Комарова стр. 48

П/и «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота»

Просмотр презентации «Широкая Масленица»

Чтение пословиц и поговорок о масленице.

«Четвертый блин-Разгул»:

Беседа на тему «Огонь-не забава».

Разучивание стихотворения «Весна-весна красна»

П/и «Попади снежком в цель», «Перезвон»

Просмотр мультипликационного фильма «Крылатый, мохнатый да масляный» Интернет-ресурс

«Пятый блин - Вечерки»:

Беседа о правилах поведения во время праздника.

Развлечение «Широкая Масленица»

Просмотр мультфильма «Ишь ты, Масленица» Интернет-ресурс

П/и «Жмурки», «Гори-гори ясно»

Словесная игра «Какие бывают блины»

План проведения проекта «Широкая Масленица»

 «Встреча»

-Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью презентации «Широкая Масленица»

- Празднование всем детским садом праздника «Широкая Масленица» - Народные подвижные игры«Карусель»,«Гори – гори ясно»,«Заря» 

Загадки о весне и зиме

Разучивание масличных закличек

Хоровод «Едет Масленица» р. н. мелодия - Народные подвижные игры «Два Мороза»«Ручеёк»

«Заигрыш»

Русские народные игры : «Ручеёк»«перетягивание каната» «Гори, гори ясно»«Горшки»«Карусель» «Кто быстрее на метле»«Испеки блинчик»

«Лакомка» Кто быстрее?»«Ручеёк», «Ниточка, иголочка»

«Салки – догонялки»

Худочественное творчество. Лепкаема «Солнышко – мой любимчик» -

Знакомство со значением и символикой блинов

Просмотр презентации «Матушка масленица»

Выставка рисунков «Масленица идёт, весну ведёт»

Подражательные игры «Почта»«Ровным кругом» 

Беседа «Что мы узнали о Масленице»

Художественное творчество «Солнышко на палочке» -

Игры – забавы : «С кочки на кочку»«Прокати мяч» - Повторение масличных закличек, отгадывание загадок, исполнение р. н. песен о Масленице.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Масленица»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица». Активизировать словарь детей.

Задачи:

Знакомить детей с русским народным праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни.

Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры. Создать радостное настроение.

Материалы и оборудование: колокольчик , бубен для игр.

Предварительная работа: знакомство с народными подвижными играми, разучивание стихотворений о зиме, разучивание русской народной песни «Блины!»

Ход ООД: Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? Дети: - Зима

. Воспитатель: - давайте отгадаем загадки о зиме:

Загадки

Снег на полях Лёд на реках Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сидит на макушке Завязаны ушки. (Шапка)

Едва повеяло зимой Они всегда со мной Согревают две сестрички Зовут их … (Рукавички)

Белая морковка Зимой растёт? (Сосулька)

С неба падают зимой И кружатся над землёй Лёгкие, пушистые Белые … (Снежинки)

Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют: Не боится он простуды. С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Воспитатель: - А стихотворения вы знаете о зиме? Дети: - Да!

Дети рассказывают стихотворения о зиме: «Снег» Снег, снег кружится Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок.

«Зима» Вот зима, кругом бело: Много снега намело, Утром Ваня санки взял, По дороге побежал А в саду у нас гора, Все катаются с утра Крикнул Ваня: «Берегись!» Покатился с горки в низ.

Воспитатель: - Какие праздники мы отмечаем зимой? Дети: - Новый год, Рождество, День защитника Отечества.

Воспитатель: - Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.

Воспитатель: Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают! Холод, зиму провожают, А весну с теплом встречают!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица – проводы зимы. Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. 7 Длиться Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: Давайте и мы испечем «Оладушки»).

Физкультминутка «Я пеку» Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по колобку. А для милой бабушки Испеку оладушки (хлопаем в ладоши) Кушай, кушай бабушка, Вкусные оладушки. Я ребяток позову Чем- то я их угощу! (Подставляют ладошки!)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение : Если снег повсюду тает День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей Если солнце ярче светит Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель: - О каком времени года это стихотворение? Дети: - О весне!

Воспитатель: - Что произойдёт весной в природе? Дети: - Начнет таять снег, появятся ручьи.

Воспитатель: А давайте вместе Весну позовем! (речь с движением) «Весна, Весна красная, Приди Весна с радостью! Солнышко, солнышко- золотое ведрышко! Гори гори ясно! Чтобы не погасло! Зазвенел в саду ручей, прилетело сто грачей. А сугробы тают, тают, а цветочки вырастают!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны? Дети: Нет? Воспитатель: Тогда отгадайте! Желтый, круглый, ароматный . И на вкус такой приятный, И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молочком! Дети: Блины

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Воспитатель: - На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и весёлыми играми. Вот и сейчас мы с вами поиграем в игру «Перезвон»

1.Игра: «Перезвон» Ход игры: В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза. Все кто в круге поют: Дили-динь, дили-дон! Ах, откуда этот звон? Били-бим, били-бом! Мы его сейчас найдем! Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.