Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
«Честь и слава Красноярья»
РАССМОТРЕНО
Методическим советом КГАУ ДО «ЦДО
«Честь и слава Красноярья»
(протокол от «____»______________№ ___)
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГАУ ДО «ЦДО «Честь и слава Красноярья»
_____________________Шапкина Н.П.
(приказ от «____»_____________№ ___ )
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа игры на синтезаторе»
Художественная направленность
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 3 года
Автор или составитель:
Педагог дополнительного образования
Криволуцкая Светлана Михайловна
Красноярск
2023
Внутренняя экспертиза проведена.
Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом/методическом совете учреждения.
Заместитель директора по УВР/методист
__________________/___________________
Подпись ФИО
« » 2023 г.
Пояснительная записка
Особенности программы. Программа направлена на духовное развитие обучающихся, формирование устойчивого интереса детей к национальному и мировому искусству, понимание роли музыки в России и мире, возведение базиса личной культуры, качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного, профессионального и ответственного служения своему Отечеству, что является необходимым в системе кадетского образования Красноярского края для воспитания государственно мыслящих людей, привитие обучающимся эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей. Освоение программы предполагает развитие как навыков игры на синтезаторе, так и эмоционально – чувственной сферы ребенка, что в период обращения к общечеловеческим ценностям особенно важно. Важным фактом является еще и то, что обучение игре на синтезаторе с детства есть развитие обоих полушарий мозга, тренировка музыкальной памяти и чувства ритма.
За основу программы, переработанной с учетом предназначения системы кадетского образования, взята дополнительная общеобразовательная программа «Школа игры на синтезаторе», которая реализовывалась в учреждении. По программе «Школа игры на синтезаторе» в неделю на игру на синтезаторе отводится 2 занятия по 40 минут.
Основное предназначение и актуальность программы программы обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения исполнительских навыков игры на синтезаторе наряду с формированием патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины через музыкальное воспитание. Формирование чувств, в данном случае патриотических, осуществляется, во-первых, через воздействие на личность ученика и, во-вторых, через специальное воздействие на сферу его чувств. Воздействие на сферу чувств учащихся происходит при восприятии художественных, в том числе музыкальных, произведений, игре на синтезаторе патриотических песен и маршей, участие в мероприятиях этого направления.
Разучивание музыкальных произведений, содержание которых реализует следующее патриотическое значение: идея государственности, идея самоотверженного служения Родине, идея региональности, идея воинской службы несет в себе огромное воспитательное значение. Именно для того, чтобы учащиеся кадеты могли овладеть умениями и навыками игре на синтезаторе, аранжировки и композиции, самореализоваться в творчестве, разработана данная программа, направленная на духовно-творческое развитие обучающихся.
Отличительные особенности программы. Программа обеспечивает формирование умения игры на синтезаторе, знания теории музыки, владение компьютерной «начинкой» синтезатора, знания по инструментовке, оркестровке, композиции и аранжировке; умение воспроизводить нотный текст со средствами, избранными для его произнесения – тембровые, фактурные, акустические решения, формообразование композиции.
Категория обучающихся: обучающиеся КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» и КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» 11–13 лет (5-7 классы) без музыкальных навыков и навыков игры на фортепиано.
Целевой раздел
Цель программы – развитие творческих и исполнительских (игра на синтезаторе) способностей ребёнка через игру классических произведений, пьес, песен и их аранжировки, импровизации, формирование его эстетического вкуса, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
расширить знания обучающих
ся о музыкальной грамоте и исполнитель
ском искусстве, средствах музыкальной выразительности и особенностях музыкального языка;
воспитать у обучаю
щихся уважение и признание исполнитель
ских и
народных музыкальных традиций родного края, духовного нас
ледия, устойчивый интерес к музыка
льному искусству;
расширить знания об основах музыкальной культуры;
развить музыкальный слух,
интонационный слух,
ч
увство ритма,
музыкальную память, способность сопереживать и воплощать это в музыке, творческое воображение;
сформировать навыки:
правильного исполнения на синтезаторе
,
аранжировке, композиции
,
чтения с листа,
подбора песен и мелодий
;
развить уважение к музыкальному наследию своей страны, приобщить учащихся к традиционным народным обычаям и праздникам;
воспитать у
обучающихся
любовь к Родине, верность конституционному долгу, ответственность за судьбу Отечества, потребность в упорном труде во имя его могущества и процветания;
привить
чувство чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека; российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
раскрыть духовный потенц
иал учащихся через освоение музыка
льного репертуара;
создать на занятиях такую психологическую атмосферу, в которой у учащихся возникнут переживания, способствующие формированию чувства патриотизма.
сформировать личность кадета через усвоение этических и нравственных норм;
сформировать представления о нравственности в рамках освоения понятий «добро» и «зло», «правда» и «ложь», «честь» и «бесчестие» на примере жизни и деятельности выдающихся личностей исторического прошлого в процессе изучения учащимися русского героико-патриотического репертуара;
сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности, умения работать индивидуально и в группе в про
цессе работы над ансамблевым исполнен
ием;
сформировать умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение самостоятельно контролировать и оценивать себя в учебной и познавательной деятельности.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
раскрытие духовного потенциала учащихся;
формирование представления о нравственности;
воспитание патриота своей страны, своего родного края через знакомство с лучшими образцами отечественной музыкальной культуры;
воспитание у учащихся уважения к музыкальному наследию своей страны;
воспитание у обучающихся любви к Родине, верности конституционному долгу, ответственности за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его могущества и процветания; привитие чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека; российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности, умения работать индивидуально и в группе;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
владение основами самоконтроля и самооценки в учебной
и познавательной деятельности.
Предметные:
По окончании освоения программы обучающиеся будут знать:
музыкальную грамоту
основы игры на синтезаторе, приёмы звукоизвлечения
возможности и устройство синтезатора
уметь:
понимать особенности синтезатора;
различать особенности музыкального языка (основные средства музыкальной выразительности; различные виды музыки)
осуществлять самоконтроль исполнения произведений
исполнять пьесы и песни на синтезаторе;
понимать стиль произведения;
использовать аранжировку и импровизацию;
правильно использовать технические приемы;
владеть:
развитым музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью;
навыками игры на синтезаторе: чистого исполнения пьес и мелодий, знания аранжировки, композиции, чтения с листа, подбора песен и мелодий основами синтезатора;
основами музыкальной культуры на материале искусства родного края (воплощение в музыке настроений, чувств, переживаний, характера человека и его отношения к жизни; народные музыкальные традиции родного края);
навыками выступления перед аудиторией.
Содержательный раздел
Содержание программы
1 год обучения:
Игра на синтезаторе
Вводное занятие.
Знакомство с программой на учебный год. План творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Составление расписания. Рекомендации по приобретению
инструмента и
музыкальной литературы.
Практика. Знакомство с детьми. Прослушивание детей с целью определения уровня их музыкального развития: музыкальный слух, чувство ритма, наличие музыкальной памяти; наличия отклонений в работе с постановкой рук.
Панель управления синтезатора
.
Включение
.
Выбор тембра. Выбор моделей ритмов. Выбор режима работы
автоаккомпанемента
. Игра по схеме «Одним пальцем».
Практика. Кнопка включения и выключения сетевого питания. Список тембров и ритмов инструмента. Работа с автоаккомпанементом.
Исполне
ние
на синтезаторе
.
Игровой аппарат. Постановка рук.
Звукоизвлеч
ение
–
non
legato
-
и
-
legato
-
stakkato
.
Игра в режиме
Normal
, без разделения клавиатуры. Игра в режиме
Split
(разделение)
с
авто
аккомпан
е
ментом
.
Практика. Исполнение упражнений - legato- non legato, спокойным и свободным звуком (3-м пальцем, затем 2-м и 4-м и всеми пальцами). Знакомство с клавиатурой, с октавами. Разучивание пьес на клавиатуре, затем по нотам. Игра под ритм синтезатора. Игра пьес и песен в режиме автоаккомпанемента с выбором тембра и ритма. Подбор аккомпанемента (Т-S-D-T).
Теория музыки
Нотоносец. Скрипичный ключ. Ноты. Длительность нот. Паузы.
Лад. Наклонение лада. Тональность.
Басовый ключ.
Наклонение лада (мажор, минор). Гамма до мажор, строение - тон и полутон. Знаки альтерации. Буквенные обозначения нот.
Интервалы, аккорд.
Интервал. Строение малых, больших и чистых интервалов. Понятие диссонанса и консонанса.
Аккорд. Трезвучия и их обращения. Мажорные и минорные трезвучия. Умение различать аккорды и их строение. Аккорды T-S-D-T. Основные виды септаккордов.
Размер,
такт,
метр, ритм.
Размер 2/4, 3/4,4/4. Метроритм. Упражнения по ритмическому аккомпанементу. Понятие музыкального акцента и синкопы.
Чтение с листа.
Владение принципом «вижу-играю»
.
Чтение с листа нотного текста при начальном разучивании пьес и песен. Чтение нот с листа отдельно правой рукой и аккомпанемент левой по буквенным обозначениям.
Текущий контроль успеваемости обучающихся: контрольный срез, диагностика роста и продвижения учащегося.
Работа над
репертуаром
Разучивание нового произведения раздельно, мелодия – правой, левой – аккомпанемент («одним пальцем» CASIO CHORD). Точная аппликатура. Игра мелодии под ритм. Игра пьесы со вступлением и завершением. Игра мелодии разными инструментами. Игра пьес с разными ритмами. Игра пьес и песен на память.
Промежуточная аттестация обучающихся: Контрольный срез, концертное прослушивание, диагностика роста и продвижения обучающегося.
Обучающиеся будут знать:
- нотную грамоту, буквенные обозначения
- включение синтезатора, автоаккомпанемента
- стили и голоса синтезатора по музыкальным группам
Уметь:
- играть на синтезаторе в режиме Normal, без разделения клавиатуры
- играть в режиме Split (разделение) с авто аккомпанементом
- играть легкую пьесу с листа
Владеть
- ритмическим аккомпаниментом (разные ритмы и размеры)
- первоначальным навыками выступления
2 год обучения:
Игра на синтезаторе
Вводное занятие
.
Знакомство с программой на учебный год. План творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Составление расписания. Рекомендации по приобретению музыкальной литературы.
Практика. Прослушивание детей: что играют на память, какие песни играют и поют. Обмен музыкальными впечатлениями летних каникул.
Панель управления синтезатора
.
Знакомство
с
о
совмещением клавиатуры:
SPLIT
сопоставление – разделение на 2 или несколько,
LAYER
c
лоями
.
Ритм секция. Вставка
FILL
-
IN
.
Практика. Работа над разделением клавиатуры – бас-рояль, ударные-саксафон. Работа над сопоставлением клавиатуры – струнные-рояль, гитара-ударные-рояль. Между фразами и куплетами используют вставки FILL- IN.
Игра на синтезаторе
.
Развитие элементарных гармонических навыков. Аккорды и их обращения
.
Подбор аккомпане
мента
(гармонизация)
к мелодии или песне.
Практика. Исполнение упражнений для закрепления навыка игры трезвучий, аккордов и гаммы. Далее делим клавиатуру на две части. Критерий в выборе тембра «педальность». Музыкальная форма (фраза, предложение, период). Игра пьес и песен на разных инструментах (LAYER).
Теория музыки
Лад. Наклонение лада. Тональность.
Три вида мажора и минора (натуральный, гармонический, мелодический). Гаммы параллельные. Кварто-квинтовый круг.
Аккорд
ы
.
Аккорды. Трезвучия и их обращения. Мажорные и минорные септаккорды. Основные виды септаккордов.
Чтение с листа.
Игра песен и пьес с аккомпанементом. Чтение с листа буквенных обозначений в автоаккомпанементе.
Текущий контроль успеваемости обучающихся: контрольный срез, диагностика роста и продвижения учащегося.
Работа
над
репертуаром
Разучивание нового произведения двумя руками. Подбор аккомпанемента к мелодии. Игра пьес и песен с аранжировкой. Умение правильно выбрать музыкально-выразительные средства и грамотно применить их к произведению.
Промежуточная аттестация обучающихся: Контрольный срез, концертное прослушивание, диагностика роста и продвижения обучающегося.
Обучающиеся будут знать:
- совмещение клавиатуры: SPLIT сопоставление – разделение на 2 или несколько, LAYER cлоями ритм секция вставка FILL-IN
- виды аккордов, виды мажора и минора
- элементарную теорию и гармонизацию
Уметь:
- подбирать гармонию к пьесе, подбирать на слух песню
- правильно выбрать стиль пьесы и голос
- играть пьесы со всеми средствами выразительности
Владеть:
- музыкальной памятью и чувством ритма
- чистым исполнением на синтезаторе пьес и песен с импровизацией
- навыками выступления
3 год обучения:
I. Игра на синтезаторе
Вводное занятие.
Знакомство с программой на учебный год. План творческих
мероприятий на учебный год.
Составление расписания. Рекомендации по приобретению музыкальной литературы.
Практика. Прослушивание детей: что играют на память, какие песни играют и поют. Что выучили или подобрали самостоятельно. Обмен музыкальными впечатлениями летних каникул.
Панель управления синтезатора.
З
апись мелодии в
секвенсер
.
Запись
автоаккомпанемента
, треков.
Практика. Мелодия любая изменяется (вариация) и записывается в секвенсер. Затем мелодия соединяется с автоаккомпанементом. Работа происходит с аранжировкой. Можно сочинять самостоятельно (композиция) мелодию и украшать (аранжировка).
Игра на синтезаторе.
Подбор мелодии или песни самостоятельно. Запись в
секвенсер
и прослушивание. Гармонизация мелодии и аранжировка.
Практика. Исполнение вариаций мелодии. Запись мелодии, тембра и ритма в секвенсер. Игра песен с пэдовой (аккордовой) партией. Игра любой мелодии с аранжировкой. Максимально эффективное использование всех преимуществ синтезатора.
Работа над репертуаром
Разучивание нового произведения, пьесы или песни с подбором аккомпанемента. Свободная импровизация мелодии и гармонизация. Игра пьес или песен с листа с аранжировкой.
Организационный раздел
Календарно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
Учебная неделя
Тематические разделы,
темы занятий
Количество часов
Форма занятия
Форма контроля/
аттестации
Всего
Теория
Практика
I Учебно-техническая деятельность
Работа над художественным материалом
34
8
26
1
1
Вводное занятие.Правила хранения и пользования музыкального инструмента. Знакомство с панелью управления синтезатора, клавиатурой. Постановка игрового аппарата. Нотоносец, скрипичный ключ, ноты 1-ой октавы.
2
0,5
1,5
Беседа
наблюдение
2
2
Развитие координации рук, игра упражнений на синтезаторе обеими руками (3-м пальцем, non legato). Песня с автоаккомпанементом. Размер, длительности нот.
2
0,5
1,5
Учебное занятие
3
3
Основные приёмы звукоизвлечения на синтезаторе. Игра гаммы до мажор. Буквенные обозначения нот для аккомпанемента (левая рука). Песня с автоак. в ритме и упражнения для читки нот.
2
0,5
1,5
наблюдение
4
4
Разбор пьесы правой рукой в размере (2/4) и игра с автоак. Лад, наклонение лада, паузы.
2
0,5
1,5
5
5
Игра упражнений на синтезаторе обеими руками (2-м,3-м, 4-м пальцами, non legato). Песня с автоаккомпанементом в разных ритмах. Мажорные и минорные трезвучия.
2
0,5
1,5
наблюдение
6
6
Упражнения на legato всеми пальцами обеими руками. Гамма до мажор на legato. Песня на legato в размере (3/4, 4/4). Аккорды Т-S-D-T.
2
0,5
1,5
наблюдение
7
7
Овладение навыками правильной аппликатуры Практика чтения нот с листа. Подбор песен и аккомпанемента в тональности. Тональность, знаки альтерации.
2
0,5
1,5
8
8
Упражнения на stakkato всеми пальцами обеими руками. Игра пьесы на stakkato. Гамма до мажор на legato. Аккорды в левой и мелодия аккорда в правой. Строение гаммы до мажор.
2
0,5
1,5
наблюдение
9
9
Игра песен и пьес с автоак. Подбор песен и аккомпанемента. Игра в режиме Normal и знакомство с режимом Split. Игра песен на память со вступлением и завершением.
2
0,5
1,5
10
10
Игра песен и пьес в разных стилях. Точный ритм и аппликатура.
2
0,5
1,5
11
11
Игра пьес с приёмами звукоизвлечения и фразировки. Реприза, вольта и динамические оттенки.
2
0,5
1,5
12
12
Игра пьес и песен с автоак. Основы импровизации и гармонизации. Разбор самостоятельно пьес. Читка нот с листа. Подбор аккомпанемента к мелодии.
2
0,5
1,5
13
13
Игра пьес и песен с автоак. Импровизация в мелодии. Упражнения на игру с буквенными обозначениями.
2
0,5
1,5
наблюдение, собеседова-
ние
14
14
Игра пьес и песен с автоак. Разбор самостоятельно песен. В левой – аккордовый квадрат (T-S-VII-III-VI-II-D-T).
2
0,5
1,5
15
15
Игра пьес и песен с автоак. Подбор самостоятельно голоса (инструмента) и ритма в автоак. Развитие игрового аппарата
2
0,5
1,5
16
16
Игра пьес и песен с автоак Повторение пройденных песен и пьес. Повторение теории музыки и закрепление. Репетиция к выступлению
2
0,5
1,5
Репетиция
17
17
Сдача пройденных пьес. Разбор новых пьес и песен.
2
2
Концерт
Контроль
ный срез
II Учебно-техническая деятельность. Работа над художественным материалом
38
3
35
18
18
Разбор пьес и изучение вариаций мелодий. Развитие игрового аппарата. Тональность. Басовый ключ.
2
0,5
1,5
Учебное занятие
наблюдение
19
19
Игра пьес и песен с автоак
2
2
20
20
2
2
21
21
2
2
22
22
Игра пьес и песен с автоак. Виды септаккорда, их применение в аккомпанементе
2
0,5
1,5
23
23
Игра пьес и песен с автоак. Подбор песен и гармонизация мелодии.
2
2
наблюдение
24
24
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
25
25
Игра в ансамбле с педагогом. Понятие диссонанс и консонанс, штрихи, приёмы игры
2
0,5
1,5
26
26
Игра пьес и песен с автоак. Ритмические рисунки, вставки и украшения в аккомпанементе.
2
2
27
27
Игра пьес и песен в режиме Normal.
2
2
28
28
Игра в ансамбле с педагогом. Работа над музыкальным образом пьесы.
2
0,5
1,5
29
29
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
наблюдение
30
30
Игра пьес и песен с автоак. Вариации на тему мелодии.
2
2
31
31
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
32
32
2
2
33
33
Игра пьес и песен в разных режимах. Работа над музыкальным образом и исполнением. Подготовка к публичному выступлению.
2
2
34
34
2
2
Репетиция
35
35
Сдача пьес! Работа над ошибками.
2
2
Концерт
Контроль
ный срез
36
36
Выбор новых произведений, Повторение всей теории музыки. Закрепление пройденного материала.
2
1
1
Беседа
Итого
72
11
61
2 год обучения
№
п/п
Учебная неделя
Тематические разделы,
темы занятий
Количество часов
Форма занятия
Форма контроля/
аттестации
Всего
Теория
Практика
I Учебно-техническая деятельность
Работа над художественным материалом
34
8
26
1
1
Прослушивание детей: что играют на память, какие песни играют и поют. Обмен музыкальными впечатлениями летних каникул. Выбор программы на I полугодие.
2
0,5
1,5
Беседа
Наблюдение, собеседова-
ние
2
2
Разбор пьес и песен. Знакомство со совмещением клавиатуры: SPLIT сопоставление – разделение на 2 или несколько, LAYER cлоями.
2
0,5
1,5
Учебное занятие
3
3
Игра пьес и песен. Ритм секция. Вставка FILL-IN. Читка пьес с листа.
2
0,5
1,5
4
4
Игра пьес и песен. Исполнение упражнений для закрепления навыка игры трезвучий, аккордов и гаммы.
2
0,5
1,5
5
5
Игра пьес и песен. Три вида мажора и минора (натуральный, гармонический, мелодический). Гаммы параллельные.
2
0,5
1,5
6
6
Игра пьес и песен в режиме LAYER cлоями.
2
0,5
1,5
7
7
Игра пьес и песен в режиме LAYER cлоями. Работа над разделением клавиатуры – бас-рояль, ударные-саксафон.
2
0,5
1,5
8
8
Игра пьес и песен с автоак.
2
0,5
1,5
9
9
Игра пьес и песен с автоак. Развитие элементарных гармонических навыков. Аккорды и их обращения
2
0,5
1,5
10
10
Игра пьес и песен с автоак. Подбор аккомпанемента (гармонизация) к мелодии или песне.
2
0,5
1,5
11
11
Гаммы параллельные. Кварто-квинтовый круг. Аккорды. Трезвучия и их обращения.
2
0,5
1,5
12
12
Игра пьес и песен с автоак. Мажорные и минорные септаккорды.
2
0,5
1,5
13
13
Игра пьес и песен с автоак.
2
0,5
1,5
14
14
Игра пьес и песен с автоак. Чтение с листа буквенных обозначений в автоаккомпанементе.
2
0,5
1,5
15
15
Игра пьес и песен с автоак. Основные виды септаккордов
2
0,5
1,5
16
16
Игра пьес и песен с автоак Повторение пройденных песен и пьес. Повторение теории музыки и закрепление. Подготовка к выступлению.
2
0,5
1,5
Репетиция
17
17
Сдача пройденных пьес.
2
2
Концерт
Контроль
ный срез
II Учебно-техническая деятельность. Работа над художественным материалом
38
3
35
18
18
Выбор программы на II полугодие. Разбор пьес и песен. Делим клавиатуру на две части. Критерий в выборе тембра «педальность».
2
2
Беседа
наблюдение
19
19
Игра пьес и песен с автоак Разучивание нового произведения двумя руками.
2
2
Учебное занятие
20
20
Игра пьес и песен с автоак
2
2
21
21
Игра пьес и песен с автоак Игра пьес и песен на разных инструментах (LAYER). Основные виды септаккордов.
2
0,5
1,5
22
22
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
23
23
Игра пьес и песен с автоак. Подбор песен и гармонизация мелодии.
2
0,5
1,5
наблюдение
24
24
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
25
25
Игра в ансамбле с педагогом.
2
2
26
26
Игра пьес и песен с автоак. Игра пьес и песен с аранжировкой. Умение правильно выбрать стиль и голос.
2
0,5
1,5
27
27
Игра пьес и песен в режиме Normal.
2
2
28
28
Игра в ансамбле с педагогом. Работа над музыкальным образом пьесы. Музыкальная форма (фраза, предложение, период).
2
0,5
1,5
29
29
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
наблюдение
30
30
Игра пьес и песен с автоак. Вариации на тему мелодии.
2
2
31
31
Игра пьес и песен с автоак. Умение правильно выбрать музыкально-выразительные средства и грамотно применить их к произведению.
2
2
32
32
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
33
33
Игра пьес и песен в разных режимах. Работа над музыкальным образом и исполнением.
2
2
34
34
Игра пьес и песен в разных режимах. Работа над музыкальным образом и исполнением.
2
2
Репетиция
35
35
Сдача пьес! Работа над ошибками.
2
2
Концерт
Контроль
ный срез
36
36
Выбор новых произведений. Повторение всей теории музыки. Закрепление пройденного материала.
2
1
1
Беседа
Итого:
72
11
61
3 год обучения
№
п/п
Учебная неделя
Тематические разделы,
темы занятий
Кол-во часов
Форма занятия
Форма контроля/
аттестации
Всего
Теория
Практика
I Учебно-техническая деятельность. Работа над художественным материалом
34
6
28
1
1
Обмен музыкальными впечатлениями летних каникул. Выбор программы на I полугодие.
2
0,5
1,5
Беседа
наблюдение
2
2
Игра песен и пьес с автоак. Запись мелодии в секвенсер. Запись автоаккомпанемента, треков.
2
0,5
1,5
Учебное
занятие
3
3
Игра песен и пьес с автоак
2
2
наблюдение
4
4
2
2
5
5
Игра песен и пьес с автоак. Мелодия любая изменяется (вариация) и записывается в секвенсер. Работа происходит с аранжировкой.
2
0,5
1,5
Наблюдение, собеседова-
ние
6
6
Игра песен и пьес с автоак
2
2
7
7
2
2
8
8
Игра песен и пьес с автоак Подбор самостоятельно (композиция) мелодии и аранжировка.
2
0,5
1,5
9
9
Игра песен и пьес с автоак Читка песен с листа. Подбор аккомпанемента к песне.
2
0,5
1,5
10
10
Игра песен и пьес в разных стилях.
2
0,5
1,5
11
11
Игра песен и пьес с автоак Свободная импровизация мелодии и гармонизация.
2
0,5
1,5
12
12
Игра пьес и песен с автоак.Свободная импровизация и гармонизация. Разбор самостоятельно пьес. Читка песен с листа. Подбор аккомпанемента к песне.
2
0,5
1,5
13
13
Игра пьес и песен с автоак. Импровизация в мелодии. Упражнения на игру с буквенными обозначениями.
2
0,5
1,5
14
14
Игра пьес и песен с автоак. Разбор самостоятельно песен с аранжировкой.
2
0,5
1,5
15
15
Игра пьес и песен с автоак. Подбор самостоятельно песни и аранжировка.
2
0,5
1,5
16
16
Игра пьес и песен с автоак Повторение пройденных песен и пьес. Повторение теории музыки и закрепление.
2
0,5
1,5
Репетиция
17
17
Сдача пройденных пьес.
2
2
Концерт
контрольный срез
II Учебно-техническая деятельность. Работа над художественным материалом
38
3
35
18
18
Выбор программы на II полугодие. Разбор пьес и песен.
2
0,5
1,5
Беседа
наблюдение
19
19
Игра пьес и песен с автоак Запись мелодии, тембра и ритма в секвенсер. Игра песен с пэдовой (аккордовой) партией.
2
0,5
1,5
Учебное занятие
20
20
Игра пьес и песен с автоак
2
2
21
21
2
2
22
22
Игра пьес и песен с автоак. Разучивание нового произведения, пьесы или песни сразу с подбором аккомпанемента.
2
0,5
1,5
23
23
Игра пьес и песен с автоак. Подбор песен и гармонизация мелодии.
2
2
наблюдение
24
24
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
25
25
Игра в ансамбле с педагогом в любом режиме. Закрепление всех аккордов в подборе песен.
2
0,5
1,5
26
26
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
27
27
Игра пьес и песен в режиме Normal.
2
2
28
28
Игра в ансамбле с педагогом. Работа над музыкальным образом пьесы.
2
2
29
29
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
Наблюдение
30
30
Игра пьес и песен с автоак. Вариации на тему мелодии.
2
2
31
31
Игра пьес и песен с автоак.
2
2
32
32
2
2
33
33
Игра пьес и песен в разных режимах. Работа над музыкальным образом и исполнением. Подготовка к выступлению
2
2
34
34
2
2
Репетиция
35
35
Сдача пьес! Промежуточная аттестация
2
2
Концерт
Концертное
прослушивание
36
36
Подведение итогов 3-го года обучения
2
1
1
Беседа
Итого:
72
11
61
Организационно-педагогические условия реализации программы
Для реализации дополнительной образовательной программы «Школа игры на синтезаторе» используются такие формы занятий: индивидуальные занятия – 2 часа в неделю для обучающегося.
Спецификой музыкального искусства определяются принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. При реализации программы используются дидактические принципы музыкального обучения Э.Б. Абдуллина:
принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития учащихся;
принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;
принцип связи музыкального обучения с жизнью;
принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к занятиям музыкой;
принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень
сформированности
исполнительских навыков).
Методы музыкального воспитания, которые используются при реализации программы, предполагают различные способы совместной деятельности учителя и учеников. Их разнообразие определяется спецификой жанра игры на синтезаторе:
метод стимулирования музыкальной деятельности (применяется для создания эмоциональной творческой атмосферы, которая необх
одима при создании и исполнении электронной аранжировки музыкальных произведений
);
метод эмоционального воздействия (умение руководителя выражать свое отношение к музыкальному произведению о
бразным словом
, игрой на инструменте);
создание ситуации успеха (особенно необходимой в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но, в силу личностных особенностей, испытывают определенные затруднения, например, из-за отсутствия
координац
ии между слухом и игрой на синтезаторе
не мог
ут достичь чистого исполне
ния и т.п.);
игровые ситуации (помогают поддержат
ь интерес к ансамблевой игре на синтезаторе
, вовремя сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление);
создание проблемно-поисковых ситуаций, которые активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности);
метод сравнения (предполагает анализ музыки, а значит, умение учащихся вслушиваться в нее, следить за изменениями звучания и развития музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы);
метод создания художественного контекста (направлен на развитие общей культуры учащихся через зн
акомство с различными культурно
историческими направлениями).
В конце каждого учебного года проводится обязательная промежуточная аттестация в форме контрольных срезов, а также в форме публичных выступлений на различных праздничных концертах, мероприятиях. По завершении программы проводится итоговая аттестация в форме концертного прослушивания, участие в фестивалях, конкурсах. Текущий контроль образовательных результатов обучающихся, осуществляется педагогом по уровню и качеству освоения отдельной части дополнительной образовательной программы.
Для реализации рабочей программы на занятиях и контрольных срезах учащиеся выполняют такие задания, как: игра на синтезаторе пьес или песен в режиме Normal; игра на синтезаторе в режиме Split; игра на синтезаторе с автоаккомпанементом; чтение песен и мелодий с листа, гармонизация и аранжировка, максимально эффективное использование всех преимуществ современного электронного инструмента. Для концертного прослушивания русского героико-патриотического репертуара, исполняемого учащимися, на занятиях важным заданием для учащихся является создание музыкально-литературного образа произведения через эмоциональное проникновение в содержание произведения.
Основными образовательными продуктами обучающихся являются: тонкое восприятие музыки обучающимися; умение учащихся применять теоретические знания на практике; высокий уровень развития музыкального слуха.
Оценка достижения планируемых образовательных результатов.
Особенностями оценочной деятельности игры на синтезаторе являются: проверка навыков исполнения пьес и песен, умения владеть своими природными данными, проверка слуховых навыков (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего исполнения на синтезаторе), умения аранжировки, композиции и импровизации.
Форма оценки уровня освоения обучающимися программы представляет собой текущий контроль образовательных результатов обучающихся, который осуществляется педагогом по уровню и качеству освоения отдельной части дополнительной образовательной программы, промежуточную аттестацию, которая проводится в конце каждого года обучения, и итоговую аттестацию, которая проводится по завершении дополнительной образовательной программы.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, который учитывает:
качество выполнения домашних заданий (педагог предлагает включить синтезатор, выставить голос, ритм,
автоаккомпанемент
или сплит (зависит от пьесы), сыграть пьесу или песню с вступлением и завершением; с
ыграть упражнения на работу пальцев, педагог контролирует уровень правильной работы рук, посадки за синтезатором, ритмического и темпового исполнения в процессе изучения учащимися русского героико-патриотического репертуара).
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
педагог проверяет умение слушать и слышать педагога в процессе обучения, принимать во внимание мнение других людей,
способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время;
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. В рамках данной программы формами промежуточной аттестации являются контрольные срезы (педагог предлагает сыграть технические упражнения на синтезаторе, сыграть пьесы или песни на память, которые пройдены, с целью выявления качества освоения навыков игры; педагог контролирует уровень правильной работы исполнения пьес или песен в процессе изучения учащимися русского героико-патриотического репертуара); концертное исполнение, диагностику роста и продвижения обучающегося (в т. ч. предметные и личностные результаты), ведение журнала учёта, ведение оценочной (уровневой) системы; педагог проверяет умение слушать и слышать педагога в процессе обучения, принимать во внимание мнение других людей, способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время; педагог предлагает письменно или в устной форме рассказать значение терминов, изученных в процессе обучения.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями (педагог предлагает сыграть пьесу или песню на синтезаторе со всеми правилами игры, сыграть с листа пьесу или песню с целью выявления качества освоения этих навыков; педагог контролирует уровень правильной игры на синтезаторе в процессе изучения учащимися русского героико-патриотического репертуара; педагог предлагает письменно или в устной форме рассказать значение терминов, изученных в процессе обучения).
Система оценки в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает трехбалльную шкалу оценок по уровням освоения программы: базовый, повышенный, высокий.
Основные критерии оценочной деятельности
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы (теория музыки, «начинка» синтезатора, работа над подбором аккомпанемента к мелодии или песни):
овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой –
базовый
;
объем усвоенных знаний составляет более ½ – повышенный;
освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период – высокий.
Владение специальной терминологией (название инструментов (латинский), музыкальная форма, ансамбль, лад, тональность, интервал, аккорд, полифония, размер, метр, ритм).
знает отдельные специальные термины, употребляет их редко –
базовый
;
сочетает специальную терминологию с
бытовой
– повышенный;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием –
высокий
.
Творческие навыки (работа с репертуаром - хорошее исполнение на синтезаторе, понимание стиля исполняемого произведения; использование аранжировки, импровизации, художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу):
в основном, выполняет задания на основе образца –
базовый
;
видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога –
повышенный
;
выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно –
высокий
.
Умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей (адекватность восприятия информации, идущей от педагога):
испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию –
базовый
;
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании, контроле, иногда принимает во внимание мнение других –
повышенный
;
сосредоточен
, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других – высокий.
Навыки выступления перед аудиторией (свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации):
испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации
–
базовый
;
готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога –
повышенный
;
самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию
–
высокий
.
Планирование, организация процесса работы и учебы, распределение и использование времени (
способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время
):
испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей
–
базовый
;
планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей
–
повышенный
;
самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время
–
высокий
.
Проверка степени исполнительских навыков, таких как игра на синтезаторе пьес или песен с аранжировкой, подбор аккомпанемента к песням и их исполнение, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего исполнения, творческие навыки, проходит с помощью таких оценочных материалов как: подбор песен или мелодий, аккомпанемента, аранжировки, изучаемые учащимися русские героико-патриотические песни, которые также являются материалом для проверки степени правильного воплощения в музыке настроений, чувств, переживаний, характера человека и его отношения к жизни, проверки знания народных музыкальных традиций родного края, основных средств музыкальной выразительности, различных видов музыки. При концертном исполнении русских героико-патриотических песен на синтезаторе определяется качество освоения навыков выступления перед аудиторией; качество привития любви к Родине, верности конституционному долгу, ответственности за судьбу Отечества, чувств чести и достоинства, гражданственности; проверяется эффективность распределения и использования времени учащимися при освоении программы, умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, умение владеть основами самоконтроля, умение слушать и слышать педагога, умения принимать во внимание мнение других людей.
Проверка степени владения специальной терминологией (музыкальные термины, нотная грамота, панель управления синтезатора, ансамбль, лад, тональность, интервал, аккорд, полифония, размер, метр, ритм) проводится при помощи тестирования.
Условия реализации программы
Информационно-методические условия:
Телышева
Н.Н
.
Методическое пособие для преподавателей электронного клавишного синтезатора. – М., 2005г
.
Важов
С. Школа игры на синтезаторе – Санкт-Петербург, 2003 г
.
Кунгуров А.
«
Клавишный синтезатор. Методическое пособие
»
М.,
2019
г.
Красильников И.М
.
«Школа игры на синтезаторе» - М., 2019г.
Лысенко В.В.
«
Учимся играть на синтезаторе» - М,, 2013г
.
Поливода
Б.А.,
Сластенко
В.Е.
«
Синтезатор для начинающих. Учебно-методическое пособие»
–
М., 2016г
.
Кадровые условия:
педагог дополнительного образования – Криволуцкая Светлана Михайловна
Материально-технические условия:
программа реализуется в учебном классе, соответствующем требованиям, с имеющимся в нем синтезатором YAMAHA или CASIO, удобным для игры стуле, шкафы для учебных пособий, методический материал.
Оценочные материалы программы «Школа игры на синтезаторе»
Форма контроля: собеседование
№ п/п
ФИО обучающегося
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы
Владение специальной терминологией
Умение слушать и слышать педагога
Планирование, организация процесса работы
и учебы
ИТОГ
Оценочные материалы программы «Школа игры на синтезаторе»
Форма аттестации: контрольный срез, концертное прослушивание
№ п/п
ФИО обучающегося
Творческие навыки
Навыки выступления перед аудиторией
ИТОГ