Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  ?Школа вежливых наук? с учащимися 8 ?А? класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры. 
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление   наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания   школьника. 
     Программа  ?Школа вежливых наук? может быть реализована  классным руководителем в  сотрудничестве с родителями. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. 
Занятия ?Школа вежливых наук? должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. 
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
 Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. 
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. 
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. 
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В  школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. 
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение   школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.   Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. 
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. 
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану  на изучение курса ?Школа вежливых наук? в 8 классе выделяется 34 учебных часа, (1 ч в неделю,  34 учебных недели). 
Планируемые результаты  освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности ?Школа вежливых наук?
Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у   школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы ?Школа вежливых наук?  будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и?т.?п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации   школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала  к концу  8 класса обучающиеся  должны знать:
1. Заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек. 
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У  школьника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;
 Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
 Ученик  научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 Содержание учебного курса ?Школа вежливых наук? в 8 классе
Раздел №1. Культура общения (7 часов):
Традиции общения в русской семье. ?Домострой?. Культура общения в  современной семье. Вежливый отказ, несогласие. Афоризмы о культуре общения. Этикетные ситуации. Играем роль воспитанного человека. В мире мудрых мыслей.

Раздел № 2. Самопознание и самовоспитание (14 часов):
Познай самого себя. Мои достоинства и недостатки. Значение имени в судьбе человека. Мой тип темперамента. Большое значение маленьким радостям. Три ступени, ведущие вниз (пагубные привычки). Как я работаю над собой. Афоризмы о самовоспитании. Тренинг: Мои сильные и слабые стороны. Внутренняя и внешняя красота человека. Тренинг: Загляни в себя. Моё место в жизни. Вверх по лестнице жизни. Письмо в будущее.

Раздел № 3. Общечеловеческие нормы нравственности (7 часов):
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Тренинг: Умей сказать ?Нет?.
Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел № 4. Как сердцу высказать себя.  Другому как понять тебя? (6 часов):
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. ?И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать?. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки?. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Выстраиваем правильное общение друг с другом. Чему мы научились на уроках этики.






Учебно-тематическое планирование в 8 ?А? классе 
(34 часа)
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Дата занятий


Раздел №1
Культура общения
план
Факт 

1.
Традиции общения в русской семье. ?Домострой?.
06.09


2.
Культура общения в  современной семье.
13.09


3.
Вежливый отказ, несогласие.
20.09


4.
Афоризмы о культуре общения.
27.09


5.
Этикетные ситуации.
04.10


6.
Играем роль воспитанного человека.
11.10


7.
В мире мудрых мыслей.
18.10



Раздел № 2
Самопознание и самовоспитание 



8.
Познай самого себя.
08.11


9-10
Мои достоинства и недостатки.
15.11



Мой тип темперамента.



11.
Значение имени в судьбе человека.
22.11


12.
Большое значение маленьким радостям.
29.11


13.
Три ступени, ведущие вниз (пагубные привычки).
06.12


14.
Как я работаю над собой.
13.12


15.
Афоризмы о самовоспитании.
20.12


16.
Тренинг: Мои сильные и слабые стороны.
27.12


17.
Внутренняя и внешняя красота человека.
10.01


18.
Тренинг: Загляни в себя.
17.01


19.
Моё место в жизни.
24.01


20.
Вверх по лестнице жизни.
31.01


21.
Письмо в будущее.
07.02



Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности



22.
Заповеди: как мы их исполняем.
14.02


23.
О сострадании и жестокосердии.
21.02


24.
Тренинг: Умей сказать ?Нет?.
28.02


25.
Лгать нельзя, но если...?
14.03


26.
Всегда ли богатство - счастье?
21.03


27.
Спешите делать добро.
04.04


28.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
11.04



Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.  Другому как понять тебя?



29.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
18.04


30.
?И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать?.
25.04


31.
Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки.
16.05


32.
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
16.05


33.
Выстраиваем правильное общение друг с другом.
23.05


34.
Чему мы научились на уроках этики.
30.05



Учебно-методическое обеспечение программы,
материально-техническое обеспечение 

Как проектировать универсальные учебные действия в  средней школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
Примерная основная образовательная программа  среднего общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся  среднее общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения.  Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт   образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей   школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
 Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.