Школы семейного обучения как один из перспективных форматов альтернативного образования в России
В последние годы в России резко возросла популярность школ семейного обучения. Оправдана ли такая популярность и к каким результатам приводит перевод образования в данный формат?
Гуманизация затрагивает все сферы жизни, и, конечно, не обошла стороной образование. Все чаще приоритетом современных школьников и их родителей становятся не только высокие результаты обучения, но и сам процесс получения знаний. Родители стремятся обеспечить своим чадам комфортные условия получения среднего образования. Ввиду индивидуальных особенностей и ряда других факторов классическая система образования может терять привлекательность в глазах учащихся. Это приводит в популяризации альтернативного образования. Появляются новые форматы, растет количество альтернативных школ. Школы семейного обучения в настоящее время являются одним из наиболее популярных форматов. Что же они собой представляют?
Это небольшие частные организации. Они не имеют образовательной лицензии, не подчиняются министерству образования. Количество учеников в таких школах редко превышает 30-40 человек (от 1 до 7-8 человек в классе). Количество классов в параллели обычно не более одного. Организация учебного процесса – полностью в руках руководства школы, т.к. никто не контролирует количество часов по каждому предмету и количество дисциплин в целом. Как правило, нагрузка в них чуть ниже, чем в государственных школах.
Ученики семейных школ переведены на семейную форму обучения. В семейных школах обычно нет оценок как таковых, а если и есть, то они не влияют на итоговый балл ученика. В данном случае важную роль играет балл за аттестацию, которую учащийся сдает по всем предметам в конце учебного года (или по желанию – до его окончания). Аттестацию можно пройти в государственной школе или же в специализированных онлайн-системах. По итогам прохождения курса ученики сдают ОГЭ, ЕГЭ, получают полноценный документ об образовании.
Данная форма обучения имеет и преимущества, и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
И
ндивидуальный подход
. Он обусловлен небольшим количеством учащихся в каждом к
лассе. Кроме того, учителя, лишенные «бумажной работы»
,
имеют возможность уделить больше времени и сил образовательному процессу.
О
бычно теплая семейная атмосфера
.
Отсутствие давления на учеников,
спешки,
психологический комфорт.
Упор на развитие творческих способностей.
В
озможность учета индивидуальных потребностей ребенка
.
Это может касаться приоритета тех или иных дисциплин или тем, нагрузки, питания и многого другого. Например, при желании, ученик может посещать шко
лу только 3 дня из 5, а остально
е время заниматься дома.
О
тсутствие жестких ограничений (касающихся ношения формы и др.).
Свобода
в
выбор
е
материалов и методик.
Наиболее существенные минусы:
Обучение в таких школах платное. На 2024 год о
но
стоит в среднем от 15 до 30
т.р
. в месяц.
Некоторые ограничения в плане социализации, т.к. ребенок
находится
в н
ебольшом коллективе. Однако,
проблема легко решается путем грамотной организации учебного процесса руководством школы и
продуманными
действиями родителей
, способствующим успешной социализации ребенка.
В таком случае у
ченики семейных школ
тесно общаются между собой, имеют друзей среди сверстников, посещают спортивные, музыкальные и другие дополнительные занятия.
Существует множество мнений, касаемо целесообразности дальнейшего развития альтернативных школ данного формата. Критика основана преимущественно на вопросах к образовательным результатам учащихся. Однако, стоит сказать, по средним баллам и результатам экзаменов учащиеся семейных школ ни чуть не уступают учащимся классических. При этом, сам процесс обучения, по мнению, учащихся и их родителей, протекает более комфортно.
Таким образом, данная форма образовательных учреждений имеет полное право на существование и дальнейшее развитие и поддержку.