КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛЮБИМЫЙ КРАЙ - ЮГРА».

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Родничок», ХМАО – Югра, г. Мегион, пгт. Высокий

Шова А. О.

 

Аннотация: Методическая разработка направлена на организацию мероприятия для родителей (законных представителей) обучающихся детского сада в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, в котором в том числе принимают участие воспитанники детского сада, в качестве результатов мероприятия ожидается прививание уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей), обоюдное сближение детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, государственные символы, флаг России, гимн России, взаимодействие с родителями (законными представителями), дошкольное образование.

Наименование мероприятия: «Символы России: гордость, память, единство».

Цель мероприятия: формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к государственным символам Российской Федерации, развитие духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей через творческую и интеллектуальную деятельность.

Задачи:

способствовать углублению знаний родителей

(законных представителей)

о государственных символах России;

развивать творческие способности и эмоциональную вовлеченность родителей

(законных представителей)

в процесс изучения символики страны;

воспитывать уважение к государственным символам, чувство гордости за свою страну;

укреплять взаимодействие между родителями

(законными представителями)

, детьми и воспитателями через совместную деятельность

;

формировать у детей активную гражданскую позицию посредством привлечения их к принятию решений.

Форма проведения: родительское собрание с элементами творческой и интеллектуальной работы; патриотический час детьми с выполнением индивидуального творческого задания.

Оборудование:

белая бумага формата А4, цветные карандаши или фломастеры (для рисования флага

и герба

);

чистые листы бумаги и ручки (для написания строк гимна);

техническое оборудование для воспроизведения музыкальной записи гимна Российской Федерации;

стенд для проведения выставки

«

Символы России

»;

грамоты и благодарности

;

журнал и ручка для организатора для нумерации работ с целью их обезличивания для публичного обозрения, самостоятельного оценивания работ и фиксации оценок детей

;

бумага и принтер (во временное пользование) для печати герба Российской Федерации (либо цветной вариант, либо черно-белый, возможна комбинированная демонстрация обоих экземпляров).

Ход мероприятия:

Мероприятие состоит из нескольких этапов, первый – проведение родительского собрания, на котором родители (законные представители) рисуют флаг России и дают смысловое обозначение каждому цвету в своей собственной интерпретации, а также по памяти пишут гимн Российской Федерации; второй – час с детьми, на котором дети рисуют по представленному образцу герб России; третий – проведение мини-выставки «Символы России», на которой будут представлены все работы детей и их родителей (законных представителей). При этом оценивают нарисованные флаги и пояснения к их цветам дети той же группы, в которой проводилось родительское собрание, работы должны быть обезличены для наиболее беспристрастной оценки, а текст гимна оценивается педагогическим составом либо единолично организатором; детские работы по рисованию герба оценке не подлежат. По предложенной ниже оценке, определяются победители в заданиях с флагом и гимном, которым вручается грамота, остальные родители (законные представители) получают благодарность; каждому ребенку, принявшему участие в задании с гербом, вручается грамота за участие и (или) сладкий подарок. Вручение грамот и благодарностей родителям (законным представителям) осуществляется на следующем родительском собрании за тем, на котором были выполнены первые задания; вручение грамот (призов) детям осуществляется организатором на следующий день после проведения родительского собрания. Предлагаемое мероприятие способствует формированию у детей активной гражданской позиции, уважительного и патриотического отношения к стране в целом и в частности к государственным символам Российской Федерации; воздействие на детей осуществляется непосредственно детским садом в лице организатора, а также родителями (законными представителями) ребенка, принимающими участие в родительском собрании – важной задачей организатора является убеждение родителей (законных представителей) в необходимости проведения беседы патриотическо-воспитательного характера с ребенком о важности государственных символов Российской Федерации.

ЭТАП 1 (РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ):

1. Вступительная часть родительского собрания (10 минут)

Педагогический работник (организатор мероприятия) приветствует родителей

(законных представителей)

, рассказывает о важности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей;

подчеркивает роль семьи в формировании у ребенка уважения к государственным символам и традициям;

объявляет тему мероприятия

, порядок его проведения

.

Примечание: конкретное содержание речи определяется организатором самостоятельно в рамках настоящей разработки, примерное текстовое наполнение предлагается следующее: «Здравствуйте, уважаемые родители (законные представители)! Сегодняшнее родительское собрание пройдет в особом формате, мы с вами проведем мероприятие с говорящим названием «Символы России: гордость, память, единство» для патриотического воспитания детей, а также обсудим государственные символы Российской Федерации. Отмечу, что семья – основополагающий агент социализации для ребенка и в немалой степени именно от семьи зависит отношение ребенка к стране, поэтому мероприятие представляет собой не только взаимодействие между детским садом и вами, детским садом и детьми, но и между вами и детьми. Вам будет предложено два задания: первое – нарисовать флаг Российской Федерации и написать смысл каждого цвета флага так, как видите его именно вы; второе – написать по памяти гимн Российской Федерации, вспомнив как можно больше строк. Флаги и их смысл будут оценивать дети нашей группы, при этом имена и фамилии авторов указываться не будут, а текст гимна – педагогический состав».

2. Основная часть родительского собрания (40 минут)

Задание 1: «Флаг России — символ единства»

р

одителям

(законным представителям)

предлагается нарисовать флаг Российской Федерации.

п

осле зав

ершения рисунка каждый родитель (законный представитель)

должен написать на

этой же

стороне листа

(а в случае, если лист исписан – дается дополнительный и скрепляется с основным таким образом, чтобы и текст, и рисунок были видны при вывешивании работы на стенд),

что лично для него означает каждый цвет флага:

Белый цвет: ...

(например, это глаза родных людей, которых я встречаю на улице – каждого россиянина)

Синий цвет: ...

(например, моря России)

Красный цвет: ...

(например, огонь в сердцах граждан)

р

аботы собираются и обезличиваются (

на листах указываются только номе

ра

. Организатор фиксирует в журнале за каким конкретно родителем закреплен

определённый

номер

).

Примечание: конкретное содержание речи определяется организатором самостоятельно в рамках настоящей разработки, примерное текстовое наполнение предлагается следующее: «Приступим к первому заданию – рисование флага Российской Федерации. Ваша задача нарисовать флаг, используя предлагаемые ручки, карандаши, фломастеры. Работы прошу не подписывать! Мы нанесем на каждую работу индивидуальный номер, который я зафиксирую в журнале, чтобы дальнейшая оценка была более честной и справедливой.», *время на рисование флага определяется организатором*, после того, как рисование флага будет окончено: «Вторая часть задания – написать смысл каждого цвета флага Российской Федерации так, как видите его именно вы, не стесняйтесь ваших чувств, правильного ответа здесь нет, например, для меня синий цвет – это моря и океаны России. Попрошу вас обратить внимание на то, что смысл должен быть написан на той же стороне листа, на которой нарисован флаг, если у вас кончилось место на листе – скажите, я выдам вам новый лист и позже мы скрепим их». В случае, если листов получилось несколько, организатор скрепляет их таким образом, чтобы и текст, и рисунок были видны одновременно при закреплении листов на стенде-выставки. В конце организатор просит написать на работах индивидуальные номера, которые отражает в своем журнале (например, 1, 2, 3…), либо проставляет их самостоятельно при сборе работ (например, собирает работу, незамедлительно проставляет номер и фиксирует ФИО родителя (законного представителя) в журнале, затем принимает следующую работу во избежание путаницы).

Задание 2: «Гимн России — гордость народа»

Родителям

(законным представителям)

предлагается

написать,

как можно больше строк из гимна Российской Федерации по памяти

;

организатор

включает музыкальную запись гимна для вдохновения

(без слов);

по истечении 10 минут

с момента включения музыкального записи гимна

работы

подписываются участниками и собираются.

Примечание: конкретное содержание речи определяется организатором самостоятельно в рамках настоящей разработки, примерное текстовое наполнение предлагается следующее: «Мы плавно переходим ко второму заданию, ваша задача по памяти написать гимн Российской Федерации. Если вы не помните начало или конец – не страшно, пишите то, что помните. Для вдохновения и напоминания сейчас мною будет включена музыкальная версия гимна России – без слов.».

3. Заключительная часть родительского собрания (10 минут)

Организатор

благодарит родителей

(законных представителей)

за активное участие

;

о

бъясняет, что результаты заданий будут объявлены на следующем родительском собрании

;

повторяет

, что флаги будут оценивать дети, а строки гимна —

педагогический состав

;

организатор просит родителей

(законных представителей)

в домашней обстановке обсудить с ребенком важность государственных символов России, рассказать о них (герб, гимн, флаг), продемонстрировать (используя визуальные средства и средства аудиовоспроизведения).

Примечание: конкретное содержание речи определяется организатором самостоятельно в рамках настоящей разработки, примерное текстовое наполнение предлагается следующее: «Уважаемые родители, я от всего сердца благодарю вас за участие в сегодняшнем мероприятии! Результаты будут объявлены на следующем родительском собрании, напомню, что оценивать рисунки флагов и смысл цветов будут дети, а строги гимна – педагогический состав. У меня к вам очень большая просьба, можно даже сказать важная задача: любовь к Родине – прекрасное чувство, которое можно ощутить только если нас окружают те, кто его также испытывает, а окружает нас – семья; поговорите с детьми, расскажите им о государственных символах Российской Федерации, почему они важны, что в них интересного, покажите им флаг России, попросите нарисовать, герб в цветном и черно-белом варианте, включите гимн России, расскажите, что его принято слушать стоя. Воспитать наших детей настоящими патриотами можем только мы сами, ведь страна – это в первую очередь люди, каждая отдельная семья в совокупности составляет нашу любимую Россию, как однажды сказал Президент России Владимир Путин.».

ЭТАП 2 (ЧАС С ДЕТЬМИ)

Задание «Гербовая мастерская» (40 минут). Данное задание выполняется детьми и проводится через 2-3 дня после родительского собрания, чтобы дать возможность родителям (законным представителям) провести беседу на тему государственных символов с детьми.

Организатор вывешивает распечатанный герб Российской Федерации перед детьми, выдает им ручки и бумагу, предлагает нарисовать герб Российской Федерации;

на рисование детям дается 40 минут, в течение которых организатор озвучивает сводку о государственном символе: «Герб Российской Федерации символизирует единство, независимость и историческую преемственность страны. Он используется на официальных документах, государственных зданиях, денежных знаках и в дипломатических представительствах. Герб является не только государственным символом, но и напоминанием о богатой истории России, ее культурном наследии и роли в мировом сообществе. Двуглавый орел появился на печати русского царя Ивана

III

еще в

XV

веке и с тех пор дополнялся различными деталями и современный вид обрел в соответствии с Указом Президента России чуть более 30 лет назад»;

по истечении 40 минут работы детей собираются и подписываются организатором.

Примечание: конкретное содержание речи определяется организатором самостоятельно в рамках настоящей разработки, примерное текстовое наполнение предлагается следующее: «Дорогие дети, предлагаю вам сегодня познакомиться с одним из государственных символов России – гербом, который мы с вами сегодня нарисуем» *организатор демонстрирует распечатанный герб и закрепляет его на обозримом для всех месте* «пожалуйста, возьмите в руки ручки, карандаши, фломастеры и белый лист бумаги, сейчас мы приступим к рисованию, можете повторять за мной» *организатор начинает на видимом месте рисовать гимн, желательно рядом с распечатанной версией, наблюдая за детьми и помогая им в переносе изображения герба Российской Федерации на свой бумажный лист* *организатор параллельно озвучивает сводку из п. 2 настоящего задания* «ну вот, дети, вы большие молодцы! Отлично справились! Сегодня вы узнали, как выглядит герб России, научились его рисовать! Хотите поделиться своими впечатлениями? Вы узнали что-то новое?». Далее организатору предлагается вступить в диалог с детьми в свободной импровизационной форме.

Организация оценивания:

1. Оценка флагов и обозначения цветов:

Рисунки флагов и их смысловое обозначение вывешиваются организатором перед детьми группы в любое подходящее время после первого родительского собрания, но не позднее, чем за 3

(три)

дня до следующего родительского собрания;

организатор вслух озвучивает для детей видение смысла цветов флага РФ к каждому из рисунков

;

организатор предлагает каждому ребенку оценить отдельно рисунок и текст от 1 до 5 баллов, итоговая оценка отдельного ребенка является средним арифметическим двух выставленных оценок, итоговая оценка работы определяется путем вычисления среднего арифметического итоговых оценок

отдельных детей по формуле = сумма всех оценок/количество детей, выставивших оценку;

лицу, чья работа получила наивысшую оценку, вручается грамота победителя в номинации «

Флаг России — символ единства

», остальные лица получают благодарность за участие в мероприятии. В случае, если имеется несколько работ с наивысшей оценкой, грамота вручается каждому автору такой работы.

Вручение грамот и благодарностей осуществляется на родительском собрании.

2. Оценка строк гимна:

Организатор

проверяет работы и определяет, кто из родителей

(законных представителей)

написал наибольшее количество строк гимна без ошибок.

Учитываются как соответствие оригинальному тексту по содержанию, так и грамматическая составляющая текста от 1 до 5 баллов по каждому из критериев (в сумме – 10).

лицу, чья работа получила наивысшую оценку, вручается грамота победителя в номинации «

Гимн России — гордость народа

», остальные лица

получают благодарность за участие в мероприятии. В случае, если имеется несколько работ с наивысшей оценкой, грамота вручается каждому автору такой работы.

Вручение грамот и благодарностей осуществляется на родительском собрании.

3. Оценка гербов:

Организатор проверяет работы на соответствие теме (не должно быть намеренно нарисовано что-то отвлеченное)

, оценка работ не производится. Каждый участник получает грамоту за участие в

мероприятии «Символы России: гордость, память, единство».

ЭТАП 3 (ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-ВЫСТАВКИ)

За 7 (семь) дней до проведения родительского собрания, на котором будут озвучиваться результаты мероприятия, и в течение 15 (пятнадцать) дней после него на главном входе в детский сад устанавливается стенд с выставкой всех рисунков гербов детей и флагов родителей, при этом рисунки флагов должны быть установлены так, чтобы был виден и текст со смыслом каждого из цветов флага. Наименование выставки – «Символы России», название должно выставки отражаться большими буквами черного цвета либо при наличии технической возможности бело-сине-красными (одноцветные буквы, каждая из которой на треть окрашена последовательно сверху вниз в белый, синий и красный цвет) сверху в центре стенда большими прописными буквами, справа от надписи размещается прямоугольник в цветах флага Российской Федерации (рис. 1).

СИМВОЛЫ РОССИИ

 

Рис. 1. Образец стенда.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

На следующем собрании родителям

(законным представителям)

предлагается поделиться впечатлениями от выполнения заданий:

Что нового они узнали о государственных символах?

Как они чувствовали себя, выполняя задания?

Как, по их мнению, такие мероприятия влияют на детей?

Провели ли они беседу с детьми о государственных символах России? Готовы ли они поделиться своим опытом?

Возникли ли трудности в работе с детьми в рамках мероприятия? Например, с тем, чтобы объяснить для чего существуют государственные символы России?

Желают ли участники принять участие в схожем мероприятии в будущем?

Способствуют ли подобные мероприятия духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей?

в

конце родительского собрания всем родителям-участникам вручаются грамоты и (или) благодарности

в зависимости от их участия (всем, кроме победителей в номинации – благодарности, победителям в номинации – грамота)

;

в день, следующий за днем проведения родительского собрания, всем детям, принявшим участие в выполнении задания «Гербовая мастерская» вручаются соответствующие грамоты

и (или) сладкие подарки, иные призы, определяемые организатором, администрацией детского сада

;

перед вручением грамот организатор проводит беседу с детьми и спрашивает, что они знают о государственных символах России нового, рассказывали ли им о них родители; рассказывает о важности государственных символов в свободной форме, предлагается следующее содержание речи организатора: «Государственные символы существуют не только для того, чтобы нашу страну могли определить другие страны, они объединяют всех нас с вами, напоминают о истории нашей страны, истории моих и ваших предков, которые ходили по русской земле еще за сотни лет до нашего появления; государственные символы подчеркивают независимость нашей страны от внешнего воздействия, говоря о том, что только народ России может решать ее судьбу.

Знайте наши символы, уважайте их, ведь они олицетворяют и меня, и вас, и ваших родителей, и всех граждан России

»

.

За и 7 (семь) дней до объявления результатов мероприятия на родительском собрании и за 15 (пятнадцать) дней после их на входе в детский сад на 15 (пятнадцать) дней устанавливается стендыставка всех рисунков флагов с их смысловым обозначением «Символы России».

Ожидаемые результаты:

Родители

(законные представители)

углубят свои знания о государственных символах России.

Дети получат положительный пример от родителей

(законных представителей)

, что укрепит их интерес к изучению символики страны.

Родители

(законные представители)

осознанно транслируют уважение к государственным символам.

Дети видят, что их мнение важно (через участие в оценке работ).

Укрепится взаимодействие между родителями, детьми и воспитателями.

Повысится уровень гражданско-патриотического сознания участников мероприятия.

Возможные дополнения:

Мероприятие может быть дополнено:

1. Задание с совместными исполнением гимна родителями, их детьми и воспитателем.

2. Игра «найди отличия», в которой детям предстоит находить отличия на гербах России в разное время (царская Россия в различные годы, времена Империи, современный вид).

3. Конкурс «гимн сада», в котором участникам предлагается придумать гимн для детского сада.

4. Конкурс «флаг сада», в котором участникам предлагается придумать флаг для детского сада.

5. Конкурс «герб сада», в котором участникам предлагается придумать флаг для детского сада.

6. Вечер «дети и родители», в котором дети с их родителями собираются в круг, каждый родитель и его ребенок по очереди рассказывают, что они знают о государственных символах России.

Литература

Александрова, Е.Ю. Система патриoтического воспитания [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.В.Постникова, Г.П.Понова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты зaнятий. Изд.4- е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкoльников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.

Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, - 2010.