Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение?Излучинская ОСШУИОП №1? Подготовила: ЯгудинаН.Г., Учитель начальных классов Система мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов усвоения образовательных программ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. (слайд3 ) Эти вопросы призваны решать ФГОС. Но существуют скрытые риски работы по образовательным стандартам. Для учителя это: перегруженность документацией; неумение увязать теорию с практикой; обилие и категоричность ценных указаний; авторитарность в преподавании;(слайд4) незнание требований стандартов, их разночтения; чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. Все это влияет на настроение учителя. Для ученика это: неумение работать с литературой; риск перегрузок; - беспомощность в выборе пути решения вопросов; привычка быть ведомым; завышенный уровень притязаний; неумение формулировать цели. (слайд5) Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. Поэтому ?Планируемые результаты? Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.(слайд6) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что ?предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…?(слайд7) Предметные?выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков. Метапредметные?способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные:?система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам. Мы видим, что предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, метапредметные результаты – через универсальные учебные действия, личностные – через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры. Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: ?На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?? - невозможно. Значит, нужен мониторинг. У учителя появилась новая функция – в системе мониторить результаты образования. Мониторинг – это инструмент того, кто управляет ситуацией. Процесс мониторинговых исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:(слайд8) - стимулирует желание оценить собственную педагогическую деятельность с целью ее преобразования; - определяет пути собственного развития и развития ученического коллектива; - приводит к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся и педагогов. Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы начальной школы. (слайд9) Мониторинг в школе представлен двумя уровнями: - первый уровень?(индивидуальный)?– осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика); - второй уровень (внутришкольный)?- осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей). Любой из видов мониторинга проводится в три этапа. На первом этапе (подготовительном)?определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий. Второй этап (практический) – сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга. Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки. Внутришкольный мониторинг в начальной школе осуществляется согласно принятому на педсовете?Положению о контроле и оценке знаний?обучающихся первой ступени начального общего образования. Ежегодно с помощью диагностических работ проводится мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде административных контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру: (слайд10) - стартовые (входной контроль, промежуточный) и итоговые проверочные работы; осуществляется с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения; - текущие проверочные работы; осуществляется с целью отслеживания динамики обученности учащихся, - устный опрос; - проверка сформированности навыков взаимодействия с окружающим миром; - ?портфолио? ученика. Достижение?предметных результатов?обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является ?способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи?. (слайд11) Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале. (слайд 12,13) В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащихся и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Возможные уровни освоения учебных действий: базовый и повышенный. (слайд14,15) Основным объектом оценки?метапредметных результатов?служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность. Коммуникативные:?речевая деятельность, навыки сотрудничества. Познавательные:?работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. (слайд16) Основное?содержание оценки метапредметных результатов?строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: - решение задач творческого и поискового характера; - учебное проектирование; - итоговые проверочные работы; - комплексные работы на межпредметной основе; - мониторинг сформированности основных учебных умений; - портфолио и др. Методами оценки метапредметных результатов являются: - наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении; - оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ; - тестирование; - оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.) - портфолио обучающегося; - выставки и презентации крупных целостных законченных работ. (слайд17) Портфолио с нынешнего учебного года фиксируется и в электронном журнале. (слайд 18-21) Мониторинг метапредметных УУД проводится в третьей декаде апреля. Главное средство контроля – специальные диагностические работы: - задания по отдельным универсальным учебным действиям; - комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД. Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, которые созданы в рамках образовательной системы ?Школа России? и выпущены издательством ?Планета? на бумажных носителях. (слады 22-23)24 Задачи мониторинга?личностных результатов: оценка личностных результатов освоения ООП НОО; оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы. Мониторинг позволяет учителю и родителям: - отслеживать динамику нравственного развития учащихся; - сравнивать результаты воспитательной деятельности между другими классами (параллелями); - отслеживать динамику развития учащихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников. Методами сбора информации являются психолого-педагогическая диагностика, тестирующие задания, портфолио ученика начальной школы. (слайд 25) Основными характеристиками?личностного развития?учащихся начальной школы являются: самоопределение?(формирование основ гражданской идентичности личности, формирование картины мира культуры, развитие Я-концепции и самооценки личности), смыслообразование?(формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности), нравственно-этическая ориентация (формирование целостного образа мира, знание основных моральных норм, формирование моральной самооценки и т.д.). Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития. (слайд26-27) Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником личных качеств: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, социолога, логопеда. Анализируя результаты мониторинговых исследований, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство. Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными. Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо - создать комфортные условия каждому ученику. Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя: - способствует выявлению ?западающих? тем; - выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя; - заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса; - повышает качество работы учителя, его отдачу работе; - повышает само качество ЗУН учащихся. Таким образом, мониторинг результатов образования позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Система мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов усвоения образовательных программ