Системный подход через педагогические технологии В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

(из опыта работы)

Т. В. Дементьева

ГБОУ № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы. Обращение к проблеме сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в современных условиях оправдано при любом уровне профессионализма педагога. Основной целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственно-духовному оздоровлению, или поддержанию уровня имеющегося здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии классифицируются на три основные группы:

Организационно-педагогические технологии

(

ОПГ)

Психолого-педагогические технологии

(

ППТ)

Учебно-воспитательные технологии

(

УВТ)

Успешность применения любой педагогической технологии зависит от личности учителя, психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. Очень важна правильная организация урока, соблюдение гигиенических показателей, характеризующих урок.

Программа по литературе (для 5-11 классов) включает стихи русских поэтов и писателей о неповторимых красотах русской природы. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, педагог обращает внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя (духовное здоровье). (ОПТ)

При изучении биографий писателей и художников показываем тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Л. Н. Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».

В каждом произведении классической русской литературы  можно найти вопросы, связанные  с нравственным здоровьем личности. Что такое  добро и зло, честь и бесчестье, истина и ложь, нравственное поведение и безнравственное поведение?  Ответы на эти вопросы дает роман Л.Н. Толстого «Война и мир». У учеников складывается четкое убеждение, что защита родины, борьба со злом, истинная дружба, любовь, патриотизм, честь и достоинство – это нравственные нормы. Если эти нормы нарушать, то  личность постепенно разрушается.

Изучая роман Толстого, десятиклассники твердо усваивают понятие «нравственное здоровье личности». (УВТ)

В школьные программы по воспитанию вошел пункт о самоопределении ребенка в социуме, формирование человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. С этой задачей тесно связано социальное здоровье ребенка, то есть умение ученика  соотносить свои устремления, желания с устремлениями и желаниями других (УВТ) Примерами могут служить такие произведения, как роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Конфликтная ситуация привела к дуэли и смерти Грушницкого. Конфликт между Онегиным и Ленским закончился дуэлью и  смертью  Ленского («Евгений Онегин»). (УВТ) Проанализировав данные примеры,  подростки осознают, что бесконфликтное поведение (т.е. социальное здоровье)   помогаю достичь определенной цели и комфортно себя чувствовать в социуме.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Структурными элементами уроков должны выступать:

* приветствие,

* опрос самочувствия,

* релаксация,

* оздоровительные упражнения,

* рефлексия,

* прощание.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. Что же вредит здоровью школьника?

Стрессовая педагогическая тактика.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Интенсификация учебного процесса.

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом современные реформы образования требуют от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами.
Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.