Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольников
Аннотация. В статье описываются особенности воспитания дошкольников с помощью сказок, рассматривается понятие «патриотическое воспитание». Описаны приемы и методы патриотического воспитания дошкольников, проанализированы писатели патриотических сказок для детей.
Ключевые слова: сказка, воспитание, патриотическое воспитание, дошкольный возраст.
В современном обществе все больше и больше внимания уделяется вопросам воспитания и развития молодого поколения. Каждому родителю и педагогу важно, чтобы дети выросли патриотичными гражданами, гордящимися своей страной и готовыми служить ей. В поиске эффективных методов патриотического воспитания дошкольников, стоит обратить внимание на сказки, которые могут стать мощным инструментом в формировании патриотических ценностей уже с самого раннего возраста. Сказки, как источник мудрости и моральных уроков, могут помочь детям понять и полюбить свою страну. В них заключена не только красота фантастического мира, но и примеры благородства, мужества, верности, героических поступков. Через героев сказок дети могут учиться любви и преданности к Родине, осознанию своей части в судьбе страны и народа.
Сказки играют огромную роль в воспитании детей, помогая им развиваться и учиться ценить такие качества, как доброта, отвага и честность. Через привлекательные героев, интересные сюжеты и волшебные приключения, сказки увлекают и вдохновляют детей, помогая им понимать мир вокруг себя и строить свою личность. Одной из главных причин, почему сказки так эффективно воспитывают детей, является их способность учить эмоциональной грамотности. В сказках дети встречают различные персонажи - от добрых и щедрых до эгоистичных и жестоких. Однако, зачастую, благие герои побеждают, а злодеи получают своё заслуженное наказание. Таким образом, дети учатся различать чувства и эмоции, разбираться в моральных проблемах и принимать правильные решения. Они понимают, что доброта и честность всегда побеждают и что никто не может оставаться безнаказанным, если действует неправильно.
Кроме того, сказки способствуют развитию фантазии и креативного мышления у детей. Все эти волшебные существа, магические предметы и фантастические миры привлекают детей, стимулируя их воображение. Они учатся видеть мир во всем его многообразии и осознают, что все возможно. Сказки расширяют горизонты и помогают детям мечтать, а также создавать свои собственные истории и миры.
Неотъемлемой частью сказок является также учение детей о моральных ценностях. Сказки весьма ярко и доступно демонстрируют, что означает быть добрыми, щедрыми и отзывчивыми. Они учат детей понимать важность дружбы, справедливости и заботы о других. Путем наблюдения за поступками героев, дети могут легко усваивать уроки и применять их в своей жизни.
Одним из главных преимуществ использования сказок в патриотическом воспитании является их доступность и понятность для детей. Яркие образы и язык сказок легко воспринимаются дошкольниками, что позволяет им с легкостью погрузиться в мир сказочных событий и пережить эмоциональное взаимодействие с персонажами. Сказки дают возможность маленьким слушателям познакомиться с историей своей страны. В них описываются героические события и подвиги народа, рассказывается о значимых личностях и их вкладе в формирование Родины.
Патриотическое воспитание помогает вырастить гражданина, который ценит и бережет свою страну, активно участвует в ее жизни и служит ей. Методы патриотического воспитания могут быть разнообразными и зависят от возрастных особенностей и потребностей детей. В дошкольном возрасте, например, важна игровая форма ознакомления с национальными символами, историческими событиями и персонажами. Школьникам полезно знакомство с мемориалами, музеями и памятниками истории и культуры. Также эффективным методом является организация экскурсий на природу, национальных праздников и фестивалей. Культурные мероприятия, посвященные известным личностям и важным событиям в истории страны, также способствуют формированию патриотического сознания. Одним из основных приемов воспитания патриотизма является демонстрация положительных примеров героев и лидеров, которые внесли значительный вклад в развитие родины. Это могут быть исторические фигуры, спортсмены, ученые и другие представители разных сфер деятельности, ставшие символами страны. Создание литературных и художественных произведений, повествующих о патриотических подвигах и достижениях, также является эффективным приемом.
Детский сад и семья играют ключевую роль в патриотическом воспитании. Дошкольники должны получать первоначальные знания об истории, географии и культуре своей страны, а также участвовать в патриотических мероприятиях, таких как празднование Дня Независимости или Великой Победы. Семья может поддерживать интерес к родному месту и традициям, рассказывать о предках и их связи с историей. Важно, чтобы патриотическое воспитание было систематическим и включало в себя как активные, так и информационные методы.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, отлично помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа». Сказка – благодатный и неподражаемый источник воспитания любви к родине. Патриотическая идея сказки проникает в глубину ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят до сердца и разума ребенка могучий творческий дух трудящегося народа, его взгляды на жизнь, идеалы и стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные сокровища народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
По словам К. И. Чуковского, «Цель сказочников воспитать в человеке эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою» [1, с. 87].
А. М. Горький, знаменитый писатель с богатым опытом, всегда следовал этим принципам в своих сказках. В то же время он оставался преданным своим взрослым идеалам, являясь неуклонным приверженцем совести, правды и справедливости. Он был острым наблюдателем красоты окружающего мира и жизни. В своих публичных выступлениях Горький всегда подчеркивал особую роль сказок в воспитании нового поколения и включал их в рекомендательные списки детского чтения [2].
Особое место в детской литературе занимают сказки А. П. Гайдара. Он написал их всего две – известнейшую «Сказку о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове», и менее известную сказку «Горячий камень» [3].
Роль, которую играют сказки В.В. Бианки в привитии детям любви и понимания к родной природе, неоценима. Великий писатель научил нас любить птиц, зверей и окружающие нас просторы, а также находить силы преодолевать любые трудности. В одном из его произведений, синичка Зинька в разговоре с соловьем говорит: «Да ведь ты соловей, тебе-то что: сегодня здесь спел, а завтра там. А я Синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу» [4]. Эта простая фраза заговорила о нашей глубокой привязанности к родной земле и природе, которая является самой ценной вещью в мире.
Непосредственно к детской аудитории в детских произведениях обращался и К. Г. Паустовский. Он был убеждён в том, что «Сказка – это воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном» [5, с. 98]. В сказках Паустовского основной идеей является привлечение внимания читателей к реальной жизни, которую автор изображает через призму сказочной формы. Он считает, что именно такой подход позволяет наиболее эффективно донести информацию до детей и помочь им понять и осознать окружающий мир. В своих сказках Паустовский не только пропагандирует гражданственность и патриотизм, но и создает особую романтическую атмосферу, погружая читателей в мир поэзии и красоты. Прекрасными примерами такого стиля являются сказки «Стальное колечко» и «Теплый хлеб».
Важным аспектом патриотического воспитания дошкольников является развитие чувства гордости и принадлежности к своей стране и культуре. Сказки, раскрывая множество красочных образов и национальных традиций, помогают детям узнавать о своей уникальной культуре, наследии и народных обычаях.
Кроме того, сказки способствуют развитию в детях почвенности, ответственности и гражданской позиции. В основе многих сказок лежит идея благодарности и заботы о своей стране, оказание помощи народу, оберегание родных мест и природы. Такие моральные уроки помогают формированию гражданской и нравственной идентичности, что в дальнейшем положительно влияет на целостное развитие ребенка.
Таким образом, сказки играют существенную роль в воспитании детей, формируя у них навыки эмоциональной грамотности, развитие фантазии и креативного мышления, а также помогая им усваивать моральные ценности. Эти уроки будут оставаться с детьми на протяжении всей их жизни, помогая им стать добрыми, отзывчивыми и справедливыми людьми.
Список литературы
Воспоминания о Корнее Чуковском: сборник / Сост.: К.И. Лозовская, З.С. Паперный, Е.Ц. Чуковская. – М.: Советский писатель, 1977 – 472 с.
Горький, А. М. Рассказы / А.М. Горький. - Москва: ИЛ, 1976. - 136 c
.
Коковин
, Е. С. Когда создавалась «Школа»: очерки о Гайдаре / Е. С.
Коковин
// Литературный Север / Сост. Л. С.
Скепнер
. – Архангельск, 1995. – С. 263–269.
«По лесным тропинкам с Виталием Бианки»: рек. список лит. /
Муницип
. бюджет. учреждение культуры «
Централизов
. библ. система № 2», Центральная районная детская библиотека; сост.: Л. Д. Иванова. - Троицкий, 2019. – 24 с.
Соловей, Т. Г. Сказка о добре, любви, доверии: «Т
е
плый хлеб» К. Г. Паустовского. 5 класс / Т. Г. Соловей
// Уроки литературы: приложение к журналу «Литература в школе». – 2008. – № 1. – С. 10-14
.