МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное образовательное учреждение
для обучающихся по адаптированным программам
«Магаданский областной центр образования №1»
дошкольное подразделение
Консультация для педагогов
«Сказкотерапия
как средство развития дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила:
Машкова Ирина Петровна,
методист дошкольного подразделения
г.Магадан, сентябрь 2024 года
«В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка».
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. И в нашем детском саду они обрели свое почетное место. Ведь именно сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми.
Активное использование сказкотерапевтических приемов помогает, как педагогу-психологу, воспитателю устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с дошкольниками и их родителями. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать его взрослому человеку бывает очень нелегко. Сказкотерапия выполняет роль проводника между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства.
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди перечитывают и интерпретируют религиозную литературу, ищут скрытый смысл в сказках, легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно?
Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности.
Слушая сказки в детстве, человек накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае необходимости. И ребенок, и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность, но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного роста и творческих возможностей. Сказкотерапия – это, один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ строится с использованием пяти видов сказок:
художественные сказки - авторские и народные;
дидактические сказки – через сказочный образ раскрывается смысл и важность определенных знаний;
психотерапевтические сказки – раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
психокоррекционные сказки – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка (ограничение по возрасту до 11-13 лет);
медитативные сказки – снятие психоэмоционального напряжения, развитие личностного ресурса.
В своей деятельности использую следующие формы и методы работы по сказкам:
Анализ сказок – помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей. Без этого анализа многие смыслы и уроки сказки останутся неосознанными.
Рассказывание сказок – различные формы рассказывания позволяют решать психодиагностические и психокоррекционные задачи.
Сочинение сказок – отражение внутренней реальности, проблем; активизируются бессознательные процессы, способствующие личностному развитию и разрешению затруднений.
Сказочная куклотерапия – изготовление и использование кукол–марионеток, пальчиковых кукол; постановка сказок.
Сказочная имидж-терапия – мгновенное преображение через представление себя в каком-либо образе, смену костюма или маски.
Сказкотерапия дает множество возможностей для развития дошкольников с ОВЗ, делая этот процесс зрелищным и увлекательным, с помощью различных арттерапевтических и телесноориентированных техник, а также песочной терапии.