* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} h3 {color: #4F81BD; font-weight: bold;} h4 {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} h5 {color: #243F60;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #243F60;} .Placeholder Text {color: #808080;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Сказкотерапия в садике и дома.

Сказка, как много в этом слове! Какой малыш не любит сказки? Сказкотерапия- это, пожалуй, самый детский метод психологии. Помимо этого сказка это еще и самый древний метод воспитания, еще наши предки воспитывали своих детей, рассказывая им сказки. Почему именно сказка? Ответ прост: у ребенка нет собственного жизненного опыта. Сказка для малыша своеобразная картотека жизненных ситуаций. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное — сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать и расширять богатство его души.

Как работает сказкотерапия? В каждой истории показана ситуация, которая была в жизни ребенка. Характер, поведение сказочных героев соответствуют реальным людям. На примере сказки ребенок может увидеть, что в любой ситуации есть выход. Сказка переносит волшебные смыслы в реальность. Основной принцип этого метода - целостное развитие ребенка, забота о его внутреннем мире. Сказка не только учит, но и лечит душу ребенка.

Cказкотерапия дома.

Полезно сочинять сказки дома вместе с ребенком потому, что в такие моменты вы начинаете говорить с ним на одном языке. Можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Во время сочинения сказки, юный сказочник раскрывается, раскрепощается. Внимательному родителю не составит труда разгадать желания и стремления своего ребенка. Сказка стимулирует творческое мышление, а изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Интересные приемы, которые помогут Вам творчески подойти к написанию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари:

Ввести уже в известную ребенку сказку комического персонажа или придумать продолжение.

Игра - наоборот

. Несоответствие характера образу, например как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ….»

Встреча персонажей из разных сказок.

 Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.

Необычный герой

 – предмет, который оживает, или существо, которое вообще не существует в природе и придумано Вами.

Сказка, где Ваш ребенок является главным действующим персонажем. 

Здесь важно, чтобы он выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми сложностями на пути (даже если в жизни он неуверенный, робкий, застенчивый). Так родители могут передать своему ребенку надежду на успех авансом.

Важно не отвергать версии ребенка, прислушиваться к ним. Основную роль в сочинении сказки должен играть именно ребенок.

Какие бывают сказки?

Сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

1.Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в детском саду, в кругу семьи. 

2.Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?» 

3.Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь. 

4.Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми. Сказка вводится, как средство выявить проблему слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Как работают психотерапевтические сказки?

Психологи применяют терапевтические сказки д

ля работы в трех направлениях: д

иагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Т

ерапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания. Основной механизм воздействия происходит через эмоциональное переживание сказки, отождествление себя с главным персонажем, а значит и идентификацию (сравнение) своих чувств и эмоций с чувствами главного героя. В процессе прочтения ребенок поймет, что не только он сталкивается с подобными сложностями. Заключительная и самая главная часть психотерапевтической сказки - это моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у малыша веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей:

Малышей от 3 до 5 лет

будут интересны

сказки, героями которых

будут животные. В

этом воз

расте дети хорошо воспринимают такие

сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.

Примерно с 4 лет

 

стоит

учитывать

пол

ребенка

, индивидуальные особенности. Например, девочке

полезны

сказки, где

принцессу непременно спасает прекрасный

принц.

Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров.

Дети 6-7 лет

 с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы.

Волшебство способно на многое, поэтому все события воспринимаются без критики и сомнений. И работают на

глубинном уровне.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.  Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость.

Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать... Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Подготовила педагог-психолог: Сидорова Т.В.