* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;}

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ларьянская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Проект «Скоро – скоро Новый Год!»

Тьютор: Белова Т.С.

2023 год

Проект "Скоро – скоро Новый Год!"

Актуальность:

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику.  В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект ориентирован на детей школьного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.
Проектная деятельность направлена на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов.

Основная цель:

Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

Задачи:

- Способствовать расширению  представлений у детей об общенародном празднике Новогодней елки.

- Обеспечить знакомство с историей возникновения праздника, добиться усвоения умения бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.

- Способствовать развитию  у детей интеллектуальной инициативы, организаторских способностей, приучать активно участвовать в подготовке к празднику.

- Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.

- Способствовать формированию интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду.

- Укреплять связи школы с семьей.

- Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

- Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

 

Тип проекта:

Творческий, краткосрочный (1,5 месяца), групповой.

Участники проекта:

Воспитанники, воспитатели, родители.

   

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный.

- Создание развивающей среды.

- Подбор методической и художественной литературы по теме.

- Разработка мероприятий.

II этап. Реализация проекта.

Виды деятельности, формы и содержание работы:

1. Изготовление новогодних игрушек.

2. Беседа «Что такое Новый год?» (история и традиции встречи праздника).

3.Обрядовая символика и персонажи. Почему праздник проходит вокруг елки? Есть ли на свете Дед Мороз? Об  истории появления Новогодней игрушки.

4. Изготовление Новогоднего календаря.

5. Изготовление новогодних украшений для оформления группы.

6. Групповой праздник «Новогодний Огонёк».

IІІ этап. Заключительный.

1. Подведение итогов.

2.Оформление группы.

3. Общешкольный праздник Новогодней ёлки.

Ожидаемый результат:

В процессе бесед, интегрированного тематического занятия расширить знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.

Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

Подготовительный этап:

- Подбор методической литературы.

- Подбор настольно-печатных игр.

- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, приспособления для рисования нетрадиционными техниками).

- Специально подобранная литература на зимнюю тему, о жизни птиц, животных, насекомых в это время года, растениях, описании природы, труда людей в быту и т.д. (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки).

- Подбор аудио записей по теме.

-Подбор иллюстраций, репродукций картин на зимнюю  и новогоднюю темы.

- Подбор презентаций на зимнюю и новогоднюю  темы.

- Развитие исследовательской деятельности школьников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.

- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

- Развитие творческих способностей детей.

- Запоминание детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности.

- Чтение наизусть стихотворений о зиме, о Новом годе, елочке, Дедушке Морозе.

- Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве со школой.

Продукт проектной деятельности:

- Конкурс на выразительное чтение стихов о зиме, новогоднем празднике;

- Конкурс поделок из разного материала (совместное творчество детей и родителей).

- Рисунки детей на заданные и свободные темы.

- Организация выставок детских рисунков «В гости к нам пришла Зимушка – Зима», «С Новым годом!», «Пригласительный билет на елку».

- Составление новогоднего календаря.

- Поделки из пластилина: «Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодние игрушки».

Познание.

 -Способствовать формированию  целостной картины мира.

- Наблюдения за изменениями в природе, за красотой зимних деревьев.

-Привлечение внимания детей к тому, что некоторые деревья долго сохраняют плоды (рябина, ель).

- Наблюдение за птицами в кормушках.

- Наблюдение за снегирями на участке для прогулки.

- Систематизировать знания и умения  у детей определять свойства снега (пушистый, рыхлый, мягкий, липкий, рассыпчатый и т.д.).

-  Вызвать желание познакомиться  с зимними праздниками (Новый год, Рождество), приметами зимы.

Познавательно – исследовательская деятельность.

- Опыты с водой и снегом, льдом.

- Изготовление цветного льда.

Продуктивная (конструктивная) деятельность.

«Снежные постройки» (на участке для прогулок).

«Домик для Деда Мороза» (строительный материал и детали конструктора).

Социализация.

1.Сюжетно-ролевые игры:

«Фабрика ёлочных игрушек»

«Магазин подарков»

«Строители»

«Парикмахерская»

2.Игры - драматизации по произведениям:

«Зимовье зверей»

«Заюшкина избушка»

«Снегурочка»

3.Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

«Что лишнее?»

«Что перепутал художник?»

«Поможем зверям добраться до норок»

«Кто зимой спит?»

«Продолжи слово»

«Подбери цвет»

Чтение художественной литературы.

- Пословицы, поговорки, загадки о зиме и зимних явлениях.

- Чтение и заучивание стихотворений о зиме и новогоднем празднике; 

К. Чуковский «Елка»; Е. Карганова «Новогодние пожелания»; 

И. Бунин «Первый снег».

- Чтение рассказов отечественных и зарубежных писателей о зиме и Новом годе:  П. Бажов «Серебряное копытце»; В. Одоевский «Мороз Иванович»;

 Братья Гримм «Госпожа метелица»; В. Бианки «Синичкин календарь»;

В. Осеева  «На катке».

- Чтение народных сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев» (пер. со словацкого С. Маршака), «Снегурочка».

Коммуникация.

- Творческое рассказывание детей по темам: «Как мы готовимся к Новому году», «Если был бы я волшебником».

- Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.

- Работа над звуковой культурой речи детей.

- Беседы: «О зиме», «Зима глазами художников»..

- Рассматривание репродукций картин, умение видеть и понимать то, что хотел передать художник: В. Васнецов «Снегурочка», В. Суриков «Взятие снежного городка», А. Саврасов «Зимний пейзаж. Иней».

Физическая культура.

1.Подвижные игры:

«Мороз Красный нос»,  «Два мороза», «Сделай фигуру»,  «С льдинки на льдинку», «Снежная карусель», «Пингвины и льдины», «Дорожка препятствий», «Снайперы», «Эстафета на санках», «Хоккей», «По ледяной дорожке», «Ловкие ребята», «Белые медведи»,  «Санный поезд».

 2.Физкультминутки:

«Как зимой нам поиграть», «Ветер дует нам в лицо»,  «С неба падают снежинки», «Новогодний хоровод», «Новый год», «Деревья в лесу», «Мы на лыжах в лес идем», «Снеговик», «Зайчонок», «Прогулка».

Музыка.

- Разучивание песен о зиме, Новом годе.

- П.И. Чайковский «Времена года».

- Аудио записи с новогодними песнями.

- Аудио записи «Звуки природы».

Труд.

- Совместное украшение группы к новогоднему празднику.

- Постройка снежного городка на участке для прогулки.

- Очистка построек от снега и уборка снега на участке.

- Изготовление открыток и приглашений на елку для родителей.

- Изготовление украшений для группы «Новогодние игрушки», «Украшения для ёлки».

Безопасность.

- Беседы о правилах поведения на улице, в общественных местах.

- Беседы о правилах поведения на катке, гололёде.

- Беседы о правильной форме одежды для прогулок.

- Беседы об опасности хождения под козырьками крыш домов, построек.

- Беседы о вреде снега, сосулек, почему их нельзя есть.

- Беседы о правилах поведения в лесу.

Культурно – досуговая деятельность.

- Оформление «Письмо Дедушке Морозу».

- Новогодний праздник.

Совместная деятельность детей и родителей.

- Новогодний календарь

- Совместное украшение участка для прогулки, постройка снежных фигур, крепостей и горки.

- Подготовка к новогоднему празднику.

Итог:

Новый год  – самый любимый, самый чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. В результате данного проекта мы постараемся уделить особое внимание

 актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа. 
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности у детей. Особое внимание уделяем формированию  у детей глубинных чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.