Министерство спорта Российской Федерации
Российский Футбольный Союз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Поволжский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма»
Итоговая Аттестационная работа слушателя курсов повышения Квалификации по программе
«Современные технологии подготовки спортивного резерва в футболе»\
«Организационно – методическое обеспечение подготовки спортивного резерва в футболе»
Ярославцев Евгений Александрович
На Тему «Комплекс упражнений для развития скоростных способностях юных футболистов 13-14 лет»
Научный руководитель Гареева Айгуль
Уч. Степень, звание Сабитовна
Казань, 2022
Содержание
Содержание………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования…………………8
Глава 2. Практические аспекты исследования…………………10
Вывод………………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………17
Приложения………………………………………………………………18
Введение.
Актуальность.
Значительный уровень формирования скоростных качеств показывает нужным условием подготовки способного спортсмена в связи с развитием навыков и умений, определяющих его технической подготовки. Футбол - это игра с высокой долей сложности организации двигательного навыка, составной частью которого является скоростной компонент. Исследование качества быстроты как способности осуществляет движения в предельно малый промежуток времени в связи с развитием и совершенствованием двигательных навыков у юных футболистов представляет собой интерес.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия с большой скоростью. В футболе данное физическое качество выражается в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения разнообразных технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой выполнения технико-тактических действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и устанавливает успех коллектива в соревнованиях. Одним из основных направлений в практике подготовки юных футболистов является процесс совершенствования скоростных качеств. Это обусловлено тем, что из всех двигательных качеств, быстрота менее всего подвержена изменениям в процессе тренировки. Другой причиной столь пристального интереса тренеров и специалистов к своевременному развитию быстроты у юных футболистов является сама игра, эффективность которой во многом определяется уровнем данного физического качества. Объект исследования – скоростные качества футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки. Предмет исследования – методика развития скоростных качеств юных футболистов. Гипотеза – предполагалось, что применение комплекса специальных упражнений для развития скоростных качеств положительно повлияет на игровую активность футболистов 13-14 лет.
Цель работы:– совершенствование методики развития скоростных качеств юных футболистов.
Задачи: Изучить основные средства и методы развития скоростных качеств юных футболистов в тренировочном процессе юных футболистов. Разработать методику развития скоростных качеств футболистов в годичном цикле тренировки. Апробировать полученные результаты исследования в практике учебное тренировочного процесса юных футболистов. Методы исследования: - анализ и обобщение научно-методической литературы - педагогические наблюдения, - педагогический эксперимент, - математико-статистическая обработка данных. Эффективность разработанной нами методики. Практическая значимость – методика развития скоростных качеств футболистов 13-14 лет может быть использована для дальнейшего повышения эффективности планирования учебно-тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ, академий футбола, групп подготовки любительских и нелюбительских футбольных клубах различных дивизионов Скорость старта в простой ситуации.
Примером таких ситуаций могут служить:
а) выполнение 11-метрового удара, когда футболисты, стоя за пределами штрафной площади, ждут удара по мячу с тем, чтобы одним устремиться на добивание мяча, а другим — на защиту своих ворот;
б) позиция защитника перед нападающим в ожидании, когда последний чуть-чуть отпустит от себя мяч, что послужит сигналом для отбора или перехвата мяча. В описанных ситуациях направление движения заранее обусловлено, а сигналом к началу движения служит удар по мячу. В данном случае все зависит от скорости старта, которая складывается из времени от момента появления сигнала до момента появления активности в мышцах ног (скрытый, или 18 латентный, период реакции) и из времени от момента начала движения до полного ухода с места (заключительный, или эффективный, период реакции). Отметим, что латентный период реакции уменьшается под действием тренировки, хотя и не беспредельно. Известно, что у футболистов высокого класса время простой реакции уменьшается до 0,11— 0,15 секунд. Тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту реакции за счет увеличения «взрывной» силы ног, и особенно ее разновидности — «стартовой» силы. «Стартовая» сила — это способность мышц к быстрому развитию усилия в начальный момент напряжения. Следовательно, прыжковые упражнения и старты из различных положений будут способствовать увеличению «стартовой» силы и улучшать способность к началу движения.
Примерные упражнения для совершенствования скорости старта в простой ситуации
1. Рывок 5—10 метров из положения стоя (лицом, спиной, левым и правым боком к направлению движения).
2. Рывок 5—10 метров из положения сидя (лицом, спиной, левым и правым боком к направлению движения).
3. Рывок 5—10 метров из положения лежа на животе (головой, ногами, левым и правым боком к направлению движения).
4. Рывок 5—10 метров из положения лежа на спине (головой, ногами, левым и правым боком к направлению движения).
5. Рывок 5—10 метров после прыжка вверх.
6. Рывок 5—10 метров после прыжка вверх и поворота на 180 и 360°.
7. Рывок 5—10 метров после кувырка (по направлению, против направления, в сторону от направления движения).
8. Прыжки вверх с места, поднимая прямые ноги под углом 90° и доставая носки пальцами рук (6—12 раз).
9. Прыжки вверх с места, прогибаясь в пояснице и доставая пальцами рук пятки ног (6—12 раз).
10. Прыжки вверх из положения «выпад» с быстрой сменой ног до исходного положения (6—12 раз). Скорость старта в сложной ситуации Игровая деятельность футболистов, как правило, протекает в сложных ситуациях. Поэтому прежде, чем начать действовать, футболист должен увидеть движущийся объект (мяч, соперник, партнер), оценить направление движения объекта, принять определенный план действия из многих вариантов и только после этого начинать движение. Результаты исследований показывают, что в этом случае футболисты затрачивают на старт от 0,7 до 1 сек. Естественно, что, как и при простом старте, значение здесь имеет «стартовая» сила, так как в данном случае направление движения и исходная поза при начале движения могут быть самыми разнообразными. Известно, что квалифицированные футболисты достигают очень высокой быстроты реакции с выбором, приближающейся по времени к простой реакции. Игрок реагирует не на само движение, а на подготовку к нему. Так, по данным исследований, время полета мяча с линии штрафной площади до ворот (16,5 м) при сильном ударе составляет 0,60—0,65 сек., а время реакции вратаря намного больше. Таким образом, вратарь теоретически может задержать мячи, летящие только рядом с ним. Однако на практике даже при ударе с 11-метровой отметки вратари отбивают мячи из самых различных точек ворот. Это происходит оттого, что вратари заранее, по особенностям подхода к мячу бьющего, по постановке опорной ноги предугадывают полет мяча. С другой стороны, большое значение для сокращения реакции с выбором имеют тактическая грамотность, игровая дисциплина и сыгранность партнеров. Глядя на сыгранные звенья, можно заметить, что их игровое мышление, импровизация основаны на действиях, которые выполняются как бы автоматически. На самом деле это связано с тем, что футболист, владеющий мячом, по расположению одних партнеров предполагает, где находятся другие. Отсюда реакция выбора сводится к простой реакции. Все это свидетельствует о том, что действия в сложной ситуации намного убыстрятся, если футболисты будут хорошо подготовлены тактически, отработают различные стандартные положения и изучат сильные и слабые стороны своих партнеров.
Таким образом, старт футболиста в сложной ситуации зависит от реакции на движущийся объект, реакции с выбором и стартового усилия футболиста.
Примерные упражнения для совершенствования скорости старта в сложной ситуации
1. Находясь в центре полукруга (световое табло), как можно быстрее увидеть двигающийся зайчик. Увидев, выключить табло.
2. Сидя у теннисной сетки, почти не поворачивая головы, следить за полетом теннисного мяча.
3. Находясь в различных исходных положениях, начинать движение после того, как мяч появится справа или слева от игрока.
4. После кувырка сделать рывок вправо или влево, в зависимости от того, с какой стороны появится мяч, догнать мяч до контрольной линии.
5. Упражнение в тройках. Один партнер стоит в 5—7 метров от стенки лицом к ней, двое других из-за спины в различной последовательности выполняют удар в стенку. Стоящий у стенки должен развернуться, догнать мяч до контрольной линии и поменяться местами с тем, кто выполнял удар.
6. Два партнера, находясь в одном и том же исходном положении на одной линии, ждут появления мяча на воображаемой прямой, проходящей на одинаковом расстоянии между ними. При появлении мяча партнеры стартуют и догоняют его до контрольной линии. Тот, кто первым коснулся мяча, меняется местами с пасующим.
Отсюда становится понятной вся важность способности игрока быстро набирать скорость. Известно, что если выиграть у соперника хотя бы метр, можно даже уменьшить скорость, так как, «закрыв» соперника туловищем, можно решить тактическую задачу. С другой стороны, скорость стартового разгона зависит от частоты и длины шагов, а также от времени опорной реакции при отталкивании от грунта. Частота движений чаще всего наследственная «черта» и тренировке поддается крайне слабо. Следовательно, для совершенствования остаются два других параметра: длина шагов и время отталкивания. Оба этих параметра зависят от «стартовой» силы мышц ног. Чем сильнее толчок при беге, тем меньше фаза опорной реакции и длиннее шаг при той же частоте, а стало быть, и выше прирост скорости. Поэтому опять приходится говорить о развитии «взрывной» силы, с тем чтобы иметь положительный перенос на скорость стартового разгона. Как правило, футболисты располагают резервами скорости на первых 10— 15 метрах. В тоже время, имея неплохую абсолютную скорость на 15-метровом отрезке, футболисты не в состоянии долго ее поддерживать. В игровой же ситуации часто необходимо после пробежки, ускорения быстро набрать максимальную («пиковую») скорость. В связи с этим футболистам следует уделять больше внимания бегу на отрезки с места и с ходу длиной не более 50 метров. Отрезки 10, 15, 30, 50 метров соответствуют игровой деятельности футболистов. Удлинение дистанции приведет к тому, что будет тренироваться не скорость, а скоростная выносливость. Однако нельзя забывать и о том, что специфика футбола обусловливает характер бега спортсмена. В процессе игры ему приходится резко тормозить и вновь начинать движение под любым углом к первоначальному. Исследования показывают, что если футболисты способны пробежать 15 метров по прямой с места (включая время старта) за 2,9—3,1 сек., то те же 15 метров зигзагом они пробегают за 4,4—4,5 сек., а челночный бег на 15 метров занимает 5,0—5,1 сек. Все эти действия, связанные с возможно быстрым преодолением инерции собственного тела, заставляют работать мышцы ног в уступающее преодолевающем режиме. И чем «жестче» фаза амортизации, тем короче она будет по времени, тем мощнее растянется мышца, чтобы «выстрелить» футболиста в нужном направлении. Следовательно, и здесь нужно сочетать прыжковые упражнения с бегом в различных направлениях.
Примерные упражнения для совершенствования стартового ускорения
1. Бег в гору под углом 5—10° с места.
2. Бег под гору (уклон 5—7°) с места.
3. Бег по песку, опилкам, воде с места.
4. Бег по дорожке на 10—15 метров с места.
5. Бег с поясом весом 3—4 кг с места.
6. Бег за лидером (световым, механическим) с места.
7. Прыжки (двойной, тройной) с места под уклон, в уклон, по песку, воде, опилкам
8 . Эти упражнения особенно эффективны, когда применяется комбинированный (вариативный) метод воздействия. Например, последовательно выполняется бег с места по прямой на 10—15метров, бег в гору, бег по прямой, бег под гору 10—15 метров, бег по прямой, бег в гору и т. д. Ввиду того, что при развитии скорости предпочтителен повторный метод тренировки, между попытками должен быть отдых не менее 2—3 мин. При этом критерием оценки длины дистанции при в бегании на подъем будет частота шагов, снижение которой легко определить визуально. Как только частота шагов начинает снижаться, футболист должен прекратить выполнение упражнения, потому, что при оптимальной частоте шагов бег в гору способствует увеличению силы отталкивания. В связи с этим длина отрезка для каждого футболиста будет различна. Бег под гору позволяет увеличить частоту и длину шагов и облегчает по сравнению с естественными условия бега. Такое чередование условий, более трудных при беге в гору, нормальных при беге по прямой, облегченных при беге под уклон, совершенствуя скорость разгона и не тормозит развития скоростных качеств. При этом надо помнить, что увеличение уклона до 15—20° нежелательно. В этом случае при в бегании в гору будет совершенствоваться силовая выносливость, так как время отталкивания резко возрастет, а при беге под уклон спортсмен будет не разгоняться, а тормозить, т. е. у него будут работать совсем другие группы мышц. Примерные упражнения для повышения абсолютной скорости Бег на 10, 20, 30, 60 и 100 метров; Бег на 10-20-30 метров с забрасыванием голени; Бег на 10-20-30 метров с высоким поднимание бедра; Бег на 10-20-30 метров под уклон и с хода; Бег с максимальной частотой ног на месте (4-6 сек. бега, 1-2 минуты отдыха); Многократное пробеганные 15-20-40-метровых отрезков с паузами (1-3 минута отдыха); Различные подвижные игры с мячом и без мяча; Бег с захлестыванием голени, высоким подниманием бедра, семенящий на 10-20 метров. Бег на 15-20-30 метров с ходу, начиная движение лицом, боком, спиной вперед, с поворотами вокруг вертикальной оси по направлению движения.
Упражнения для совершенствования рывковое-тормозных действий
1. Рывок на отрезке 10—15 метров; в конце бега, не снижая скорости, выпрыгнуть вверх и совершить остановку.
2. Рывок на отрезке 10—15 метров; в конце бега остановиться на месте.
3. Бег зигзагом вправо и влево на отрезках 7+7+7 метров.
4. Бег под углом вправо и влево на отрезках 7+7+7 метров.
5. Челночный бег на отрезках 7+7+7 метров.
6. Рывок на 15 метров с об беганием стоек высотой не менее 1,5 м и отстоящих одна от другой на расстоянии 2—2,5 м.
7. Повторение имитационных движений партнера, который выполняет бег предельной интенсивности с изменением направления.
8. Бег по прямой с резким изменением направления движения в зависимости от сигнала тренера.
Как уже говорилось, быстрота футболиста — это не только его линейная скорость, но и скорость выполнения различных технических приемов, скорость игрового мышления. Одним из основных требований современного футбола является скорость работы с мячом, т. е. скоростная техническая подготовка. Футболисты, у которых скорость движения и техническая оснащенность соответствуют друг другу, имеют возможность выполнять разнообразные технические приемы на высокой скорости и так же легко менять ее в зависимости от игровой обстановки. Те же игроки, которые развивают скорость передвижения отдельно, а тренировку по технике ведут в упрошенных условиях, могут эффективно работать с мячом только на определенной скорости. Когда футболисты действуют без сопротивления, т. е. отсутствует дефицит времени и пространства, они практически без ошибок выполняют сложные технические приемы. В игровой же обстановке, когда надо не только быстро выполнить прием, но и быстро переключиться от одного действия к другому, картина резко меняется. Наиболее ярко проявляется взаимосвязь между скоростью движения, скоростью мышления и скоростью переключения от одного действия к другому в передаче мяча. Чтобы передать мяч, его нужно вначале получить. А для этого необходимо двигаться с той или иной скоростью, выбирая наиболее выгодную позицию, чтобы принять мяч. Двигаясь на прием мяча, футболисты высокой квалификации видят поле и на ходу решают, в каком направлении выполнить последующую передачу партеру или выполнить удар. Чем выше скорости и больше игровых связей, тем труднее видеть поле, тем меньше времени на принятие возможно правильного решения. Имея подчас дефицит времени и пространства, а также единоборствуя с соперником, игрок должен выполнить передачу в нужном направлении и удобно для партнера или исполнить удар. Поэтому совершенствование технико-тактических действий должно проводиться максимально приближенно к игровой обстановке, с тем чтобы скорость движения и мышления, скорость переключения и выполнения технического приема органически сочетались с линейной скоростью футболиста.
Примерные упражнения для повышения скорости переключения от одного действия к другому:
1. Кувырок вперед и удар по воротам (передача от партера справа и слева).
2. Прыжок через легкоатлетический барьер высотой 40—50 см, прием мяча слева или справа от партера, с последующим ударом по воротам с линии штрафной площади.
3. Об бегание 4 стоек, стоящих на расстоянии 2 метров одна от другой, прием мяча справа или слева от партера, игра в «стенку» с партером и последующим ударом по воротам с 16,5 метров.
4. Кувырок вперед, пас партнеру, удар по подвешенному мячу головой серединой лба, обратный пас от партнера и удар по воротам с расстояния 16,5 метров.
5. Из положения сидя быстро встать по сигналу тренера, добежать до мяча, выполнить удар по воротам и вернуться в исходное положение.
6. Кувырок вперед, рывок и удар по мячу в падении головой.
7. Подбросить мяч руками вверх -вперед на расстояние 8—10 метров, сделать кувырок и, не давая мячу второй раз удариться об покрытие футбольного поля, нанести удар по воротам с расстояния 16,5 метров.
8. Упражнение в тройках. Один из партнеров набрасывает мяч руками на голову стоящему в середине, другой — на ногу. Игрок, находящийся в середине, в прыжке возвращает мяч партнерам, совершая при этом рывок на 5 метров. При тренировке на развитие скорости выполнения различных технических приемов и скорости переключения от одного действия к другому могут применяться как повторный, так и интервальный метод тренировки, когда футболист совершенствуется на фоне некоторого утомления. При совершенствовании скоростных качеств футболистов важно помнить о следующих методических условиях: - все упражнения выполняются футболистом на предельной скорости; - упражнение (движение) должно быть хорошо изучено футболистом, с тем чтобы основное внимание уделялось не способу, а скорости выполнения; -время выполнения упражнения должно быть таким, чтобы футболист не снижал скорости в конце выполнения упражнения, а интервалы отдыха между попытками должны позволять каждую следующую попытку выполнять не хуже предыдущей; -средств и методы, направленные на повышение скоростных Качеств
Заключение
1. В научно-методической литературе, освещающей тренировку юных футболистов значительное место отводится обсуждению вопросов развития скоростных качеств и приводятся нормативные показатели для оценки изменений по возрастам
2. В практической работе тренеров используется широкий круг средств развития быстроты юных футболистов. Для развития быстроты применяются обще подготовительные, специально подготовительные упражнения, выполняемые в разминке, достаточно большая часть которых должна выполняться с установкой максимальной амплитуды и частоты движений. Для развития быстроты отдельных движений используются те же упражнения, что и для ―взрывной силы (но без отягощения), для развития быстроты реакции – вы бегания со старта, старт из различных исходных положений. Для развития частоты движений – быстрые движения руками и ногами, выполняемые в высоком темпе. Основные методы для воспитания быстроты: повторный, соревновательный, игровой, круговая тренировка, метод сопряженного воздействия. При этом в зависимости от задач используются обычные, облегченные и затрудненные условия.
3. Необходимо в тренировочном процессе юношеских футбольных команд разнообразить применяемые методы развития скоростных качеств; - на обще подготовительном этапе необходимо применять повторный метод в затрудненных условиях; - на специально-подготовительном этапе необходимо сочетать повторный, соревновательный, а также выполнение специальные упражнения в затрудненных условиях и в облегченных условиях с высокой интенсивностью; - в соревновательном периоде необходимо использовать метод облегченных условий с высокой скоростью.
Литература
1.Андреев, С.Н. Футбол – твоя игра. / С.Н. Андреев.- - [Текст]-М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Аркадьев, Б.А. -Тактика футбольной игры./ Б.А. Аркадьев. - [Текст]-М.: 44 Физкультура и спорт, 1963.-168с.
3. Аркадьев, Б.А.- Футбол на всю жизнь./ Б.А. Аркадьев .- [Текст]-К.: Веселка 1989. - 78 с.
4. Бубэ, X.- Тесты в спортивной практике / Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 1968. - 240-245 с.
5. Бубнов А. Анализ игр Кубка Мира 2002 г. в аспекте определения тенденций развития современного футбола / А. Бубнов. - [Текст]- М.: Теория и практика футбола,2003. – 2-3 с.
6. Варламов И.М. Вопросы оптимизации учебно – тренировочного процесса юных футболистов ДЮСШ- ВГАФК, Волгоград, 2008.-87с.
7. Голомазов, В.Ч.- Теория и практика футбола. / В.Ч.Голомазов. - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 1999.-126с.
8. Гарунов Г., Сорокин А. «Спортивное питание» как составляющая процесса подготовки юных и взрослых футболистов / Г. Гарунов, А. Сорокин. – [Текст]- М.: Теория и практика футбола, 2003.- 29-31 с.
9. Ежов, П.Ф., Степанов, А.В.- Соотношение компонентов тренировочных нагрузок по видам подготовки на этапах подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования / П.Ф. Ежов, А.В. Степанов // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 2. - С. 24.
10. Железняк, Ю.Д. , Ю.М, Портнов и др.- Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - [Текст]-М.: Издательский дентр "Академия", 2001.-390-475 с.
11. Железняк, Ю.Д., Портнов Ю.М. и др. Совершенствование спортивного мастерства; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. –287-321 с.
12. Ильченин, Е.П.- Методические аспекты развития стартовой скорости у юных футболистов../ Е.П.Ильченин. [Текст]-М.: ПРЕСС- КЛУБ, 2013.- 92 с.
13. Левин В.С. Комплексная характеристика динамики подготовленности футболистов высшей квалификации / В.С. Левин. - [Текст]- М.: МОГИФК,1983.-252 с. 45
14. Кателкин, А.В.- Оптимизация тренировочного процесса юных футболистов.
Приложение
Упражнения, которые используются в тренировочной программе юных футболистов 13-14 лет при развитии скоростных качеств без мяча.
1. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 секунд. (3-4 раза).
2. Бег на короткие дистанции (20-30 м) из различных исходных положений: с высокого и низкого стартов; из положений сидя, поджав ноги; из положения лежа на животе или спине. (4-5 раз).
3. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
4. Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на дистанции 10, 15 и 20 метров.
5. Быстрый бег с выполнением нескольких кувырков вперед.
6. Быстрый бег с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
С футбольным мячом
1. Возможно быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 метров. (3-4 раза). Выполняется удар по мячу с рукой вперёд и вверх, затем следует рывок за мячом и, выполняется ведение мяча ногами и далее следует возврат на исходную позицию. (3-4 раза).
2. Медленное ведение мяча, по сигналу партнера футболист направляет его вперед и делает рывок за ним и взяв мяч под свой контроль, продолжает медленное ведение. (4-6 рывков).
3. Жонглируйте мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернитесь кругом на 180 градусов и быстро ведите мяч на расстоянии от 10 до 40 метров (3-4 раза).
4. Партнер ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Сделайте рывок за мячом, овладейте им и выполняйте ведение мяча в медленном темпе. Теперь уже ваш товарищ осуществляет контроль за вами. (4-5 рывков каждый).
5. Встаньте с партнером в 5 метрах друг от друга. Направьте мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над мячом и пропускает его под собой, затем внезапно поворачивается, делает рывок за мячом и останавливает его. После этого поменяйтесь ролями (4-5 пробежек за мячом).
6. Сделайте рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10-12 метров, и выполните удар, стараясь попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8-10 метрах от нее (4-5 повторений).
7. Ведение мяча по прямой линии, резкая остановка и последующий рывок на расстояние 5-6 метров последовательно в правую и левую сторону (5-6 ускорений) по визуальному сигналу тренера.