ЛИЛИЯ ИСМАИЛОВА
Скрипка и всё о ней
1 раздел Скрипка
Струнные смычковые
Основные сведения
Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра.
Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых — важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.
В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли.
Названия скрипки на других языках:
violino (итальянский); violon (французский);
violine или geige (немецкий); violin или fiddle (английский).
К самым знаменитым скрипичным мастерам относятся такие личности как Антонио Страдивари, Никколо Амати и Джузеппе Гварнери.
Происхождение, история скрипки
Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало виолу.
Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.
Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764 гг), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.
Современный вид скрипка приобрела в XVI веке, широко распространилась в XVII веке.
Устройство скрипки
Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).
Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.
Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.
Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.
Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек.
В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз — звук глуше, вверх — более пронзителен).
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели — душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.
Техника игры на скрипке, приёмы
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.
Струны, не прижатые пальцем, наз-ся открытыми и обозначаются нулём.
Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.
Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.
От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты.
Прикладывание пальцев левой руки наз-ся аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний -2, безымянный -3, мизинец -4.
Позицией наз-ся аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. На квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.
На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка)и очень быстро -3 (тройные струны) и 4. Такие сочетания- гармонические, легче исполнять при пустых струнах.
Распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.
Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).
Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!).Учиться играть на скрипке лучше всего с 5-6-7 лет, возможно даже с более раннего возраста.
Знаменитые скрипачи
Арканджело Корелли
, Антонио Вивальди,
Джузеппе Тартини
,
Жан-Мари Леклер
,
Джованни-Батиста Виотти
,
Иван Евстафьевич Хандошкин
,
Никколо Паганини
,
Людвиг Шпор
,
Шарль-Огюст Берио
,
Анри Вьетан
,
Алексей Фёдорович Львов
,
Генрик Венявский
,
Пабло Сарасате
,
Фердинанд Лауб
,
Йозеф Иоахим
,
Леопольд Ауэр
,
Эжен Изаи
,
Фриц Крейслер
,
Жак Тибо
,
Олег Каган
,
Джордже Энеску
,
Мирон Полякин
,
Михаил Эрденко
,
Яша Хейфец
,
Давид Ойстрах
,
Леонид Коган
,
Юлиан Ситковецкий
,
Михаил Вайман
,
Виктор Третьяков
,
Гидон Кремер
,
Максим Венгеров
,
Янош Бихари
,
Пинхас Цукерман
,
Ицхак Перлман
.
От составителя
Скрипка – инструмент с нефиксированной высотой звуков и требует определённой подготовки музыкального слуха учащегося. Очень важно с самого начала обучения направлять внимание ученика на достижение чистой интонации и хорошего качества звуков. Для этого рекомендуется перед разучиванием мелодии на инструменте сначала прослушать её, сольфеджировать, пропевать со словами, чтобы иметь ясное представление о требуемом звучании.
Рекомендуются следующие формы работы с музыкальным материалом: подбирание мелодий по слуху, их транспонирование, чтение с листа и выучивание наизусть.
Вошедшие в сборник упражнения, гаммы, этюды, пьесы систематизированы основным видам техники левой руки скрипача. Полезны для работы над звуковедением, для развития беглости пальцев и воспитания чувства ритма. Предлагаемые произведения помогут с первых шагов обучения в продвижении к более высоким ступеням мастерства.
Музыкальный материал подобран с учётом уровня музыкального развития юных исполнителей и для закрепления навыков технической стороны скрипача. Порядок расположения изучаемого материала указывает на последовательность преодоления трудностей и выполнения поставленных задач педагога перед учеником. Вначале каждого изучаемого материала кратко сформулированы основные методические задания при усвоении определённого вида техники. От ученика требуется повышенное внимание для успешного изучения упражнений, этюдов и применения их в пьесах. Достижения этой методики отражены в успешных выступлениях.
Главная цель учителя – воспитание музыкально грамотного человека, активного слушателя филармонических концертов, умеющего наполнить свой досуг искусством. Путь приобщения детей к музыке через комплексное развитие музыкальных способностей с применением обучения игре на музыкальном инструменте.
Разбирать этюды, пьесы нужно в замедленном темпе. Внимательно читать нотный текст. Игровой аппарат - свободный. Разнохарактерные приёмы усваивать отдельно, тщательно отрабатывая и преодолевая трудности. При изучении текстов очень важны :
1. Интонация
2. Хороший звук
2. Ритмические фигуры
3.Аппликатура
4. Штрихи
5. Распределение частей смычка (в зависимости от ритма, темпа и динамических нюансов)
6. Ноты одинаковой длительности исполнять разными частями смычка, разными видами штрихов, комбинированными штрихами, разными ритмическими фигурами.
Можно изучать этюды не полностью, а только те части, где есть важные моменты, необходимые ученику, в преодолевании трудностей. Большинство этюдов доводить до исполнительского уровня, изучая наизусть. Добиваться нужного темпа, с динамикой, осмысленной фразировкой по характеру музыки.
Пьесы
и крупная форма
– итог всего пройденного этапа.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ребёнок начал учиться музыке. Первые шаги в искусстве всегда трудны, а для малыша в особенности. Надо организовывать домашние задания, проследить за их ходом, поддержать интерес к учёбе.
Объяснить малышу, что он начал заниматься делом, требующим внимания и терпения. Пусть юный скрипач чаще слушает музык
у в концертном зале, по радио, т
елевизору,
компакт диски, видео-материалы. И, тогда малыш почувствует причастность к большому искусству.
Природные данные – хороший музыкальный слух, чувство ритма, благоприятное строение рук – помогут уже на начальном этапе.
Но успех определяется прежде всего качеством домашних занятий. О возникающих проблемах необходимо информировать педагога. Это позволит легче преодолевать трудности. В основе взаимоотношений с учителем всегда должны лежать искренность и доверие.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ
Ничто не должно отвлекать ребёнка. Поэтому желательно, чтобы в комнате во время занятий не было посторонних.
Высота пульта должна быть такой, чтобы верхняя строчка нот находилась чуть выше уровня глаз и на расстоянии 40-50 см.
Скрипка и смычок подбираются по росту
.
Заниматься нужно ежедневно по 30-40 минут 2 раза в день.
Особенно драгоценно утренне
е
время, когда голова свежа, нервная система отдохнула, руки ещё не устали. Заниматься и в день урока.
Начинать
можно с более приятного – пьесы
или мелодического этюда. Затем – гаммы, упр
ажнения и наиболее трудный матер
иал. Если ребёнок занимается 2 раза в день, то 2-ое занятие следует начать с трудного задания, а закончить повторением пройденного. Разумеется, порядок работы время от времени может и должен меняться.
Для самых маленьких после 5-7 минут занятий надо делать перерыв 2-3 минуты, после чего менять задание.
Очень важно развить у ребёнка критическое отношение к собственной игре, умение слушать себя как бы со стороны.
Школьник должен уметь пересказать задание и объяснить, что нужно сделать для его выполнения.
Добивайтесь того, чт
о
бы всё разучиваемое было доведено до возможного совершенства.
На качество работы отрицательно сказываются 3 недостатка:
Привычка каждый раз играть пьесу без остановки, с начала до конца. Проигрывание целиком должно быть итогом работы, наградой за труд. Надо учить произведение отдельными частями, исправляя недочёты и оттачивая своё мастерство.
Частые «прогоны» заданного в быстром темпе. Бесконтрольная игра
порождает неряшливость, небреж
ность; детали не прослушиваются, не осмысливаются, фальшивые звуки не исправляются, инструмент звучит плохо. «Забалтывание» этюда или пьесы вынуждает педагога заменить их.
Лишь когда работа над произведением близка к завершению, можно раз-другой «примерить» пьесу в настоящем или близком к нему темпе, чтобы ребёнок не утратил живое восприятие музыки и почувствовал себя артистом на эстраде. В этом случае произведение исполняется с полной отдачей, как на концерте. Но затем нужно обязательно вернуться к исправлению ошибок и уточнению деталей.
Преждевременная игра наизусть. Это учебная «болезнь». В нотах зафиксированы указания композитора, редактора, педагога.. Работая над произведением по нотам, ученик каждый раз находит в них что- либо ранее не замеченное. При постоянной игре наизусть фиксируются старые ошибки, неизбежны новые. Даже в предконцертный период необходимо чередовать игру по нотам и без них.
Не позволяйте ребёнку даже баловаться на скрипке: играть как попало, неправильно держать инструмент, извлекать немузыкальные звуки и т.п.
Так можно приобрести вредные привычки, от которых потом тяжело избавиться.
10 важных рекомендаций
Обратить внимание на общую свободу тела. В работе рук, пальцев, положении головы должно быть как можно больше естественности, идущей от привычных, повседневных движений.
Правильная осанка обеспечивает ровность дыхания. Не позволять во время игры низко опускать
скрипку,
облокачиваться
,
согнув колено.
Не следует заниматься сидя. В начале 1-го года обучения ребёнок может играть стоя не менее 10 минут, в конце – 20-30 минут. В перерыве можно проделать р
яд упражнений обычной зарядки.
Очень важно с самого начала выработать у юного скрипача отвращение к «грязной», интонационно неточной игре. Услышав фальшь, он должен прекратить игру, пропеть мелодию, исправить звук и несколько раз сыграть его правильно.
Особое внимание при исполнении любого вида техники - краси
вый звук, без скрипа, шипения, д
ругих примесей.
КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
За 10 дней до концерта программа должна быть готова. В день выступления строго соблюдать режим. Утром не следует много заниматься. Достаточно разыграться на гаммах или этюдах и затем в умеренном темпе пройти трудные места пьесы. После этого, если есть необходимость, можно без лишних эмоций исполнить произведение с начала до конца.
За 2 часа до игры пообедать. На место прийти за 30-40 минут до начала (согреться и размять пальцы). За 10 минут да выхода на сцену надо настроить инструмент и больше к нему не
прикасаться
.
Удерживать ребёнка от общения с другими конкурсантами. Не позволять ему бегать, громко разговаривать. Это может помешать сосредоточиться. Пресечь все разговоры о волнении, сомнениях, о присутствующих в зале.
Удачное исполнение приносит ему радость, вселяет уверенность в своих силах.
Поэтому сразу после концерта под
держите в ребёнке радостное настроение, а в последующие дни постепенно подводите его к объективной оценки своей игры.
Любое выступление – большое событие для юного скрипача. Пусть же оно надолго останется праздником в его сердце.
2 раздел РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИКИ
ПОЗИЦИИ И ИХ СМЕНА
Сколько звуков таится в скрипке и ждут, когда их оживят пальцами и смычком. Пришла пора двигаться по грифу вверх. Подбираем песенки по слуху, отрываясь от порожка, упражняясь в скольжении по грифу. Это первые шаги к настоящей игры в позиции. Чем дальше рука отодвигается от порожка, тем выше позиция.
Предлагается ознакомление начать с аппликатуры позиции на всех струнах. С каждой высшей позицией расстояние между пальцами на грифе в одинаковых интервалах немного уменьшается.(играть пиццикато)
Игра в высоких позициях (выше 4-ой) требует некоторого изменения положения левой руки:
1. Локоть нужно слегка повернуть вправо, ладонью прикоснуться к корпусу скрипки, большой палец подвести под шейку скрипки, одновременно отводя от неё основание указательного пальца.
2.Обратить большое внимание на плавное перемещение в позицию всей руки.
3. При перемещении освобождать от напряжения все суставы руки : плечевой, локтевой, кистевой и пальцевой.
4. Важно : при исполнении переходов при помощи скольжения пальца , следить за лёгким, ненапряжённым прижиманием его к струне.
5. Во время смены позиций нужно дослушать и доиграть до конца оба звука (до перехода и после него).
ЭТЮДЫ НА СМЕНУ ПОЗИЦИЙ (сборник-3 класс)
Смена позиции путём перехода пальца через открытую струну
ЭТЮД № 5 А.Комаровский
ЭТЮД № 6 А.Комаровский
2.Смена позиции при помощи скольжения одного пальца
ЭТЮД № 9 Ю.Сулимов
ЭТЮД № 10 А.Комаровский
3.Смена позиции путём подмены пальцев на одном звуке
ЭТЮД № 13 Е.Гнесина-Витачек
4.Смена позиции путём смены одного пальца другим при помощи скольжения предыдущего пальца
ЭТЮД № 14 Е.Гнесина-Витачек
5. Смена позиции путём комбинированного скольжения двух пальцев
ЭТЮД № 15 Е.Гнесина-Витачек
6. Смена позиции путём перехода через флажолет
ЭТЮД № 16 А.Григорян
ДЕТАШЕ и ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ СМЫЧКА
Деташе (от фр.-отделять) –отдельное, прилегающее к струне движение смычка без его остановки в конце на каждой ноте.Деташе имеет много разновидностей:
Плавное, без ощутимого начального акцента, ровное и певучее по своему характеру, с филированием звука в конце и мягкой сменой смычка.
Акцентированное, с большим или меньшим подчёркиванием начала каждого звука, с чёткой, определённой сменой смычка;
Небольшое, быстрое, типа нон легато,с более ярким отделением звуков друг от друга, доходящим до люфтпауз, в том числе так называемое
баховское деташе
;
Декламационное
-
начало каждой ноты слегка акцентируется смычком и, следовательно, звуки не только «выпеваются», но и «проговариваются», что в соединении с вибрацией способствует большей выразительности исполнения-
гранд-деташе
;
Выдержанный звук (
son
file
), требующий особой певучести, плавности, широкого дыхания.
Контакт смычка со струной в любом темпе и нюансе.
Избегать чрезмерного нажима смычка, но с полнотой звучания, свободного без призвуков (свист, скрип и т.д.).Расширять штрих и играть довольно легко.
Следить за равномерным ведением смычка по струне и плавными его сменами.
Использовать различные части смычка, заботиться о его точном распределении и выравнивании звука.
Скорость движения смычка во время игры разными его частями должна быть одинаковой.
Ноты равной длительности на одном динамическом оттенке играть одинаковыми отрезками смычка.
Следить за выравниванием звука, извлечённого у колодочки и концом смычка.
Сборник 3 кл. ЭТЮД № 18 А.Комаровский
ПОДГОТОВКА К СОТИЙЕ
Сотийе (от фр.-подпрыгивать, припрыгивать) – лёгкий, виртуозный,состояние полётности, лёгкости, стремительного движения, игры, воплощает фантастические образы.
1.Возникающий при резком ускорении деташе.
2. Уменьшение количества смычка и силы его прижатия к струне.
3. Используются колебательные, упругие вибрации трости и струны
4.Автоматизированное движение кисти.
5. Исполняется в середине смычка близко к центру его тяжести (или чуть выше)
6.Смычок не бросается на струну, а отбрасывается ею, ритмическое движение удерживается упругим колебанием трости и струны.
7.Этюды исполнять лёгким деташе небольшим отрезком средней части смычка.
8.Смычок держать максимально свободно.
9.Не напрягать кистевой сустав.
10. Скорость колебаний меняется при изменении используемого количества смычка.
Сборник 3 кл.
ЭТЮД № 22 П.Шольц
ЭТЮД № 61 А.Комаровский
(«Вперегонки»)
ЛЕГАТО и БЕГЛОСТЬ ПАЛЬЦЕВ
Соединение деташе и легато
Легато – (ит. –связный, соединённый)- связное исполнение нескольких звуков на один смычок.
При игре легато точно распределять смычок соответственно количеству нот, исполняемых одним движением.
1.Не трать много смычка у колодки: тебе может не хватить его в конце.
2.Проследи, чтобы последние ноты под лигой звучали также хорошо, как остальные.
3.Не обижай короткие звуки: они должны быть ясно слышны.
4.Следить за активным падением пальцев левой руки на струны и своевременным снятием их с грифа, необходимым для достижения чистого и чёткого звучания.
5.Активные движения пальцев не должны мешать равномерному ведению смычка по струне.
6.Добиваться плавного и ровного звучания при переходе смычка со струны на струну.
7.Перед сменой движения смычка следует доигрывать последний звук.
8.Достичь идела мягкого, заклуглённого, непрерывного потока звуков
9. Плавное легато – это краска.Кантилена, певучесть, мелодическая длинная линия – то, чем сильна скрипка.
10. В легато есть внутреннее, скрытое портато, осуществляемое через вибрато, подчёркивающего начало каждого звука, микроглиссандо пальца.
11.При соединении штрихов легато и деташе равномерно распределять смычок, то есть вести его всегда с одинаковой скорость, используя соответственно длительности нот.
12.Добиваться,чтобы смычок сохранял контакт со струной в одной точке.
13.Звучание как в легато, так и в деташе должно быть напевным
ПОДГОТОВКА К ТРЕЛИ
Одним из достижений виртуоза является превосходная трель. Существуют длинная и короткая трели. Исполняется быстрыми движениями пальцев. Звучание похоже на непрерывность электрического звонка. Для получения красивой трели пальцы должны быть укреплены гимнастическими упражнениями, систематически повторяемыми изо дня в день.
1.Поднять палец медленным и чётким движением, затем опустить его и ударить им о струну., не позволяя всей руке принимать участие в этом действии.
2.Стремиться к чёткому звучанию трелеподобных последовательностей звуков.
3.Активное падение пальцев на струну и быстрое снятие их с грифа.
4.При падении пальцев на струну стремиться не стучать ими по грифу.
5.Вся левая рука при этом должна быть свободной, а движения пальцев – лёгкими.
6.Особое внимание следует обратить на ритмическую точность трели.
7.Помнить, что при упражнениях для укрепления слабых пальцев одни только пальцы должны только ударять по струнам, а не рука.
8.Необходими всегда завершать трель возвращением к той ноте, с которой она была начата, с этой целью скрипачу отметить акцентом ноту, к которой нужно вернуться.
Сборник 3 кл.
ЭТЮД № 26 А.Комаровский
ЭТЮД № 27 А.Комаровский
ЭТЮД № 30 К.Мострас
СМЕНА СТРУН
1. При смене струн постепенно изменять плоскость ведения смычка.
2.Следить за постепенным приближением смычка к новой струне.
3. Медленно и плавно перемещать всю правую руку соответственно изменению положения смычка на каждой струне. Слегка поднимать или опускать плечевую часть руки, соответственно положению смычка на каждой струне.
4.При смене струн у колодочки перемещение – минимальное и более заметное при смене струн концом смычка.
5.Обращать внимание на свободное состояние кисти, которая пассивно следует за предплечьем и в момент смены струны делает лёгкое вспомогательное завершающее движение.
4. С ускорением темпа, а также при частой смене двух или трёх струн это перемещение следует ограничить и выбрать среднее положение локтя, при котором переход смычка на другую струну осуществляется при большом участии кистевого движения.
5. Добиваться одинакового характера звучания на разных струнах.
6. Не допускать толчка или бросания смычка в момент смены струн.
Упр. Смена 1 и 2 позиций. (стр. 80, 87 сб.А.Г.Григорян)
Сборник 3 кл. ЭТЮД № 32 (Отрывок) А.Комаровский
ЭТЮД № 33 (Отрывок) Ф.Вольфарт
ЭТЮД № 35 (Отрывок) П.Хаджиев
ЭТЮД № 36 А.Комаровский
МАРТЛЕ и СТАККАТО
Музыка бывает разная: грозная, задумчивая. Её характер отражается и в движениях пальцевой руки, и в движениях смычка. Если мелодия плавная, нежная, то и движения мягкие: ты играешь штрихом легато или деташе. А если потребуется сыграть решительно, отрывисто, то для этого и есть штрих. Называется он МАРТЛЕ.
1. Штрих мартле (от фр. «отбивая молоточком») следует исполнять сначала как активное деташе (маркато) с паузой.
2.Следить за тем, чтобы движение смычка по струне было стремительным и лёгким.
3. Волос смычка сохраняет постоянный контакт со струной.
4. Следует точно выдержать паузу, при этом смычок легко лежит на струне, не прижимаясь к ней.
5. В начале звука достигнуть острый и чёткий акцент ( «укол» мгновенный) но не преувеличивать. После «укола» немного ослабь нажим на струну.
6. Добиваться, чтобы этот акцент исполнялся внезапным и быстрым движением смычка при незначительном нажиме его на струну, как стрела, пущенная из лука.
7. В медленном темпе мартле исполнять целым смычком.
8. В быстром – верхней половиной смычка.
9.Звук должен быть решительным, смелым, но обязательно красивым, без скрипа и скрежета.
10.Если играть мартле по несколько звуков на смычок, получится штрих стаккато (от ит. «отделяя»)
11.На одном движении смычка «уколи» струну 2 раза- у колодки и в середине. Потом «уколи» 4 раза, затем 8. Делить смычок на равные части.
12. Медленное стаккато исполнять как мартле широким штрихом небольшим нажимом смычка на струну.
13. С ускорением темпа – сократить штрих, увеличить нажим смычка на струну, играть ближе к подставке.
Сб. 3 кл. ЭТЮД № 38 А.Яньшинов. ЭТЮД № 40 О.Шевчик. ЭТЮД № 41 А.Яньшинов
СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШТРИХОВ
Сочетание штрихов
деташе, легато, мартле
и
стаккато
и др.
Переходя от одного штриха к другому, нужно внимательно контролировать выбор частей смычка, которыми наиболее удобно исполнять штрих.
При соединении плавных штрихов (
легато, деташе
) с отрывистыми (
мартле, стаккато
) для последних следует преимущественно использовать верхнюю половину смычка.
При соединении разнородных штрихов:
Укоротить смычок перед сменой.
Замедлить его движение
.
Подготовить следующий штрих переводом правой руки в некую общую зону, наиболее выгодную точку его ведения по струне.
Заранее психологически переключиться в иное музыкально-образное звучание.
Хорошо изучить переходную форму.
Сохранять связь смычка и пальцев, их координацию.
Постепенно избавляться от призвуков.
Поиграть штрих на двух и трёх струнах (при поставленных пальцах), потом связать штрих с последовательным движением пальцев, закрепить на этюдах на художественном материале.
Штрихи – это характерность звучания, музыкального движения, фразировки. Штрих придаёт подлинное выразительное значение и виртуозный характер и желаемый художественный результат.
Сборник 3 кл.
ЭТЮД № 42 А.Гедике
ЭТЮД № 43 А.Кравчук
ЭТЮД № 45 С.Луканюк
ЭТЮД № 46 А.Яньшинов
ЭТЮД № 48 Е.Гнесина-Витачек
ХРОМАТИЗМ
Основой хроматизма является движение по полутонам, которое в восходящем или нисходящем порядке должно производиться быстро – не в смысле музыкального темпа, а по характеру самого движения. Во многие концертные пьесы включены хроматические гаммы, поэтому очень важно, чтоб гаммы были сыграны искусно и точно, каждая нота выделялась ясно и отчётливо.
Хроматизм
при помощи передвижения по грифу одного пальца
Добиваться чёткого звучания.
Избегать резкое напряжённое движение.
Палец двигается быстро и плавно, слегка касаясь струны.
Следить за гибкостью ногтевого сустава пальца.
Кисть остаётся спокойной и свободной.
Быстрота движения пальцев приближена к музыкальным темпам.
При переходе с одной струны
на другую в нисходящей гамме все 4 пальца должны упасть на место одновременно.
В
хроматических
гаммах упражняться в ра
з
личных позициях
Сборник 3 кл.
ЭТЮД № 51 В.Чернышов
ЭТЮД № 53 С.Луканюк
ДВОЙНЫЕ НОТЫ
Для укрепления пальцев и придания им гибкости, приступить к изучению
двойных нот
, а затем к прохождению гамм
двойными нотами.
Оба звука двойной ноты должны звучать ровно.
Следить за равномерным прилеганием волоса смычка к обеим струнам.
Для чистоты интонирования – игра
двойной ноты
вначале отдельными движениями смычка, а затем
по две ноты
легато.
Координация движений пальцев.
Полнота звучания каждого голоса.
Внутренне представлять «звуковой дуэт».
Особая «подстройка» пальцев друг к другу.
Возрастает сложность переходов (избегая слышимых глиссандо) и вибрато.
Овладение
двойных нот
лучше начать с терций (в разложенном виде, затем соединяя две струны, затем с переходом в 3 позицию)
.
Начать с тональностей :
до (на струне соль), соль (на струне ре), ре (на струне ля) и ми мажор, играя их очень медленно, затем в такой же последовательности на струнах ре и ля в соль мажоре, а также на струнах ля и ми – в ре мажоре, употребляя одну и ту же аппликатуру и внимательно следя за интонацией и переменой позиций.
Перемена позиций должна производиться неслышно и никогда не должна сопровождаться глиссирующим движением пальцев:
Путь к этому: держать на месте 2 и 4 пальцы, прижать к ним близко 1 и 3, а затем быстро и плавно перейти в 3 позицию. В нисходящем порядке всё также.
Способ игры
двойных нот
: брать левой рукой сверху все ноты одновременно. Группировать пальцы в воздухе.
сборник-2 класс сборник-3 класс
ЭТЮД № 51, № 52 К.Родионов ЭТЮД № 55 К.Мострас
ЭТЮД № 54 Т.Захарьина ЭТЮД № 56 А.Яньшинов
ЭТЮД № 55 С.Луканюк ЭТЮД № 57 К.Родионов
АККОРДЫ
Красивый
аккорд
прозвучит только эластичной кистью.
Нельзя: тяжело налегать смычком на струны и опускать на них руку.
Волос смычка придавливается и убивает вибрацию струн.
Начинайте
аккорд
от кисти, употребляя не более трёх четвертей поверхности волоса смычка.
Нажимайте слегка и старайтесь удержать смычок посередине между подставкой и грифом.
Всегда берите две ноты одновременно
Самое начало извлечение не стремиться к излишнему нажиму и акцентировке.
Всегда берите две ноты одновременно
При игре
аккордов
пальцы л. руки нужно заранее ставить на струны
Ломаное дв-ие смычка от нижних к верхним звукам
аккорда
должно быть активным, но без чрезмерного прижатия смычка к струнам.
При исполнении трёхголосных
аккордов
нажим смычка осуществлять на средней из 3-х струн, чтобы три струны образовали одну плоскость.
Доверяться слуху, прослеживая ровное, ясное звучание двух крайних голосов, что придаёт
аккорду
силу и певучесть.
Исполнение коротких
аккордов
на трёх струнах одновременно следует «начинать с акцента, не бросая смычок сверху, а ставя его на струну, аналогично штриху
мартле
. Положение смычка к двум крайним струнам, а не к средней».Важно, чтобы отчётливо звучала базовая нота
При исполнении
аккордовой
последовательности нижние ноты не укорачивать, не играть форшлагом, не лишать
аккорд
«фундамента», масштабности. Сыграть спокойно две нижние ноты, а затем «пустить» время в ход. Мягкое перемещение смычка на верхние звуки.
Применять на
аккордах вибрато
(учитывая стиль сочинения). Это позволяет усилить звучность и певучесть.
Целесообразен способ игры
аккордов
: брать левой рукой сверху все ноты одновременно, а не дотягиваясь пальцами до необходимых звуков. (Группировать пальцы в воздухе).
Наблюдать за оптимальным давлением давлением пальцев на струны и снятием напряжённости в кисти.
Умение «раскрывать кисть» перед взятием
аккорда
чуть шире (это снимает излишнюю зажатость, улучшает интонацию ).
сборник-4 класс ЭТЮД № 53 Ф.Вольфарт. ЭТЮД № 54 О.Шевчик
НЕССИММЕТРИЧНЫЕ ШТРИХИ
1.Исполняются одинаковым отрезком смычка при различной длительности нот или, наоборот, различными отрезками смычка при одинаковой длительности гот.
2.Скорость движения смычка и плотность прилегания его к струне при этом всё время изменяются.
3.Для достижения ровного звука нужно следить, чтобы при более быстром движении смычка контакт со струной смычка был слабее, а при медленном – плотнее.
4.Относительно быстрое ведение смычка требует незначительного перемещения его в сторону грифа, а относительно медленное – перемещения в сторону подставки.
сборник-2 класс
ЭТЮД № 41 С.Луканюк
ЭТЮД №43 Д.Кампаньоли
ЭТЮД № 44 Д.Лекгер
ЭТЮД № 45 А.Яньшинов
СОДЕРЖАНИЕ
1 РАЗДЕЛ
1.Всё о скрипке
2.Знаменитые скрипачи
3.Предисловие – от составителя
4.Советы родителям
5.Организация домашних заданий
6.10 важных рекомендаций
7.Концертное выступление
2 РАЗДЕЛ
РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИКИ
1.Позиции и их смена
2.Штрихи: деташе, сотийе, легато и беглость пальцев, трель, смена струн, мартле, стаккато, сочетание различных штрихов, хроматизм, двойные ноты, аккорды, нессиметричные штрихи
3 РАЗДЕЛ
Репертуар этюдов на разные виды техники