Классный час
Сквернословие-социальная проблема слайд 1
Форма проведения: Информационный классный час + презентация
Цель: Формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Расширить знания школьников о вредных привычках.
- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
- Побуждать к нравственному самосовершенствованию
Ход мероприятия:
Учитель: здравствуйте, ребята! Сегодня речь пойдет о сквернословии.
 Что же такое сквернословие? Слайд 2
 Сквернословие, мат — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика ?телесного низа? и др. 
Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова ?скверна?. В словаре В. Даля сказано: ?Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное? слайд 3
Обобщение В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
 Но мало кто из ребят задумывается, что сквернословие – это хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Слайд 4
 Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: ?Каков человек, такова его и речь?.

 Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы.
Увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди
мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров.
 Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя
словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

            Немного истории слайд 5
        Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.  Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Слайд 6,7
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. 
  Да, на Руси  все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Следует добавить, что значение слова ?мат? в первичном варианте означало ?крик? громким голосом в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных ?ма? и ?мя? в брачный период.
Слайд 8,9,10

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. 
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. 

Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?
Низкий культурный уровень, желание быть ?крутым?, модным, боязнь прослыть ?белой вороной? и т. п.)
Для чего используется в наше время мат?
 В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к ?своим?.
Чтение и обсуждение слайдов каковы мотивы побуждающие человека сквернословить?
Слайд 11,12,13
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
 
Так уж безобидна эта вредная привычка? Слайд 14,15
 Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство,
и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

   В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и
охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.
Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своём стихотворении:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований. 
слайд 16,17,18,19,20  группа учёных под руководством доктора биологических наук Ивана Борисовича Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.



 Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.
Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. слайд 21
Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). слайд 22 Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. слайд 23,24
 Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.
На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Слайд 25 Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми Радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Слайд 28
Учитель: вот такие, ребята, неопровержимые факты. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. С православной точки зрения: ?Сквернословие – это грех!? Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Мир слов похож на океан безбрежный-
Он людям радость и любовь приносит:
Вот слово ?мама? ласково и нежно
Малыш впервые в жизни произносит.
А мама, как Небесная Царица,
Младенцу колыбельную поет:
С ним ничего плохого не случиться-
Его молитва матери спасет.
У этих слов энергия от Бога:
Его благословение и сила.
И легче с ними трудная дорога, 
Куда бы нас на ней не заносило.
Но человеку посылает беды
Другая речь (и бесы рады ей):
Слова- убийцы, хулиганы, людоеды;
Слова- укусы ядовитых змей.
Они как плод от дерева гнилого:
Отравлен даже воздух с ними рядом.
И ранит сердце матерное слово
Своим зловонным и смертельным ядом.
Где ад и смерть, там солнышко не светит:
Душа идет безропотно во тьму,
Но неизбежно человек ответит
За злобный вызов Богу Самому.
Душа словами добрыми жива-
Не говорите мертвые слова!

 

Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.
Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.
Слайд 29
Учитель: что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе? (Ответы ребят) До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. 
Слайд 30 просмотр до 43
 Эксперименты с водой
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. ЛИСТАЕМ ДО 43 СЛАЙДА


Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.
У того, кто сквернословит, есть 2 пути:
первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. Слайд 44
 И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, слайд 45
путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. 
 Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
И.С. Тургенев сказал: ?Берегите чистоту языка, как святыню!?
 В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа. Ф. Абрамов

В наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота…

Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Слайд 46
Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Эта болезнь называется ?копролалия?. Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.
Слайд 47, 48
 Учитель: Как борется с матом закон слайд 49


Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50%
образом жизни.
Выводы: (Внимание на экран)
Слайд 50
Ст. 20, ч. 1 ?Кодекса РФ об административных правонарушениях? предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.


Слайд 51
2) Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: ?Нет ничего заразнее слова?.
Слайд 52

Дискуссия ?Нужен ли нам мат??

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:
Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?
Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

Творческие задания
Составление памятки ?Как избавиться от сквернословия??

Представьте себе, что президент  поручил нам составить памятку для молодёжи ?Как избавиться от сквернословия??. Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).
У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:
        1.перестать ругаться самому, 
        2.выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
        3.избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
  4.читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

Составление антирекламы сквернословия.
Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. 
Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)
 Примерные варианты лозунгов:
-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!
-Мат - помоев ушат!
-Мат - дорога в ад.
-Мат уродует девчат.
-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
-Мат — это ядов концентрат!
-В классе мы найдём управу на словесную отраву!
Заключительное слово.
Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: ?Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове?. Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Подведение итогов
Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся) 
Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Слайд 54
Учитель: Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните:
Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит. _

О скверном и святом (1970)
                               Эдуард Аркадьевич Асадов. 

     Что в сердце нашем самое святое?
     Навряд ли надо думать и гадать.
     Есть в мире слово самое простое
     И самое возвышенное - Мать!

     Так почему ж большое слово это,
     Пусть не сегодня, а давным-давно,
     Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
     В кощунственную брань обращено?

     Тот пращур был и темный, и дурной
     И вряд ли даже ведал, что творил,
     Когда однажды взял и пригвоздил
     Родное слово к брани площадной.

     И ведь пошло же, не осело пылью,
     А поднялось, как темная река.
     Нашлись другие. Взяли, подхватили
     И понесли сквозь годы и века...

     Пусть иногда кому-то очень хочется
     Хлестнуть врага словами, как бичом,
     И резкость на язык не только просится,
     А в гневе и частенько произносится,
     Но только мать тут все-таки при чем?

     Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
     И все же трудно попросту понять,
     Что слово "мат" идет от слова "мать",
     Сквернейшее - от самого святого!

     Неужто вправду за свою любовь,
     За то, что родила нас и растила,
     Мать лучшего уже не заслужила,
     Чем этот шлейф из непристойных слов?!

     Ну как позволить, чтобы год за годом
     Так оскорблялось пламя их сердец?!
     И сквернословам всяческого рода
     Пора сказать сурово наконец:

     Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
     Но не теряйте звания людей:
     Не трогайте, не смейте, не грязните
     Ни имени, ни чести матерей!

























Анкета "Сквернословие в моей жизни"

 1. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 2. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 3. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 4. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 5. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________ 
 6. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________________________




Анкета "Сквернословие в моей жизни"

 1. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 2. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 3. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 4. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 5. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________ 
 6. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________________________



7. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________ 
 8. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 9. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

10. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?_____
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









7. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________ 
 8. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 9. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

10. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________