Урок математики в 4 классе

Тема: Сложение и вычитание величин

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Метопредметные:

Познавательные универсальные учебные действия:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ставить , формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осуществлять смысловое чтение; оценка информации.

Регулятивные универсальные учебные действия:

формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в практическую; использовать речь для регуляции своего действия; использовать установленные правила в контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; выделять формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологичное высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве помощь.

Личностные универсальные учебные действия:

осознание своей этнической принадлежности; мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: инд.карточки, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа у доски

- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны)

а) Найдите «лишнее» в каждом столбике:

1. Длина             1. Км

2. Вкус               2. См

3. Площадь        3. Кг

4. Масса             4. Дм

5. Время             5. Мм

2. Индивидуальная работа по карточкам

- Найди:

• число, если его третья доля равна 23;

• число, если его восьмая доля равна 80;

• пятую долю числа 250;

• четыре шестых доли числа 24;

• три десятых доли числа 300.

3. Математический диктант

Н Е Ч Ы Л И В И

- Запишите ответы на вопросы по порядку под каждой буквой вашего ряда.

1. Сколько метров в одном километре? (1000)

2. 90 центнеров, сколько это тонн? (9)

3. Сколько минут в одном часе? (60)

4. Чему равна площадь квадрата со стороной 40 метров? (1600)

5. Во ск-ко раз больше 15 ц, чем 100кг? (15 )

6. Сколько лет в 3-х веках? (300)

7. Что больше 2 часа или 80 минут? (2)

8. Сколько дней в 4-х неделях? (28)

- Расположите ответы в порядке возрастания, и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке.

В Е Л И Ч И Н Ы

2 9 15 28 60 300 1000 1600

- Молодцы!

  

в) Помоги Винни Пуху удачно приземлиться.

125 см -105 см =

125 см + 105 см =

325 м – 273 см = ?

458 м + 571 дм = ?        

 

-Почему остановились? Какая проблема возникла?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Откройте учебник на стр. 67, прочитайте тему урока.

- Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке?

Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока!

 - На какие вопросы могли  бы получить ответы?

- Где можете найти информацию?

- Чтобы достичь цели нам надо пройти 3 этапа.  Какие?  

Лестница знаний:

1.«узнаю»  

2. «тренируюсь»  

3.«оцениваю»

- Какую работу выполним на первом этапе?

УЗНАЮ:

Вопрос 1.

«Какие величины можно складывать?»

На этот вопрос вы можете ответить сами, вернувшись  к заданию устного счёта.

125 см -105 см =

125 см + 105 см =

- Как  выполнили действия? Почему?

 

- Сформулируйте ответ на свой вопрос.

- Верно. Такие величины называются однородными.

Сделайте вывод.

Вопрос 2.

«Как складывать величины, выраженные разными единицами»

- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока.

Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе.

325 м – 273 см = ?

- Предположите, как будем вычитать?

- Какой вывод можем сделать после проведенной работы?

 

Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице

325 м = 32500см. А теперь можно попробовать вычесть столбиком, как обычные многозначные числа

Выполняют действия.

Формулируют  вывод. Составляют памятку.

У доски работают учащиеся  по желанию

-  Приведём величины к одной единице измерения.

325 м = ? см

32500 см.

- Вычитаю столбиком, как обычные многозначные числа.

32500  -   273= 32227 см (письменно)

Выразим в удобных единицах измерения.

32227 см = 322 м 27 см

Вывод: сначала надо привести величины к одной единице, выполнить действие, как обычные многозначные числа.

458 м + 571 дм

(ученик решает у доски, остальные в тетради)

458 м=4580 дм

4 580 дм+571 дм =5 151 дм = 515 м 1 дм

IV. Самоопределение к деятельности

— Начертите отрезки длиной 3 см и 5 см.

— На сколько сантиметров первый отрезок короче второго?

— Как вы вычисляли? Запишите решение в тетради. (5 3 = = 2 (см).)

— Ниже начертите отрезок длиной 3 см 5 мм. Как узнать, на сколько сантиметров этот отрезок короче второго отрезка? (Из 5см вычесть 3 см 5мм.)

— Умеем мы вычитать такие величины? (Нет.)

— Какой способ вычисления вы предлагаете? (Ответы детей.)

— Чему будем еще учиться на уроке? (Научиться выполнять сложение и вычитание величин, повторить соотношение единиц измерения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.

— Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? (Перевести в одинаковые единицы.)

Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?

— В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? (В миллиметрах.)

— Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, З см 5 мм — 35 мм; 50 мм 35 мм = 15мм; 15 мм = 1см 5 мм.)

- Составьте алгоритм решения подобных примеров.

Алгоритм сложения и вычитания величин

1. Заменяем крупные единицы мелкими.

2. Выполняем действие (сложение или вычитание).

3. Переводим мелкие единицы в более крупные.

№313 (с. 67).(Первый столбик — коллективно, с комментированием, второй — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске.). (Взаимопроверка)

№314 (с. 67).(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)

№316 (с. 67).- Прочитайте задачу.

- Составим схематический чертеж. Что будет целым? (Все расчетное время 210мин.)

- Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)

- Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету? (Найти оставшееся время и сравнить его с 23 мин.)

- Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению, задачи? (Все величины привести к единой наименьшей единице.)

- Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)

Решение

1) 1 ч 27 мин = 87 мин;

2) 1 ч 38 мин = 98 мин;

3) 87 + 98 = 185 (мин) - два фильма;

4) 210 - 185 = 25 (мин) - остается на кассете;

5) 25 мин > 23 мин.

Ответ: записать фильм можно.

V. Физкультминутка

Паучок под лавку

Упал.

Ненароком лапку (Прыжки на месте.)

Сломал.

В городскую лавку

Сходил(Прыжки на одной ноге.)

И другую лапку

Купил.(Подскок с выставлением ноги на пятку.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№318 (с. 67).(работа в группах)

Прочитайте задание.

— Рассмотрите рисунок и найдите треугольник АСD). Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и АСК.)

— Подумайте, как найти площадь треугольника ACD? (Можно найти площади треугольников AKD и АСК и сложить.)

Как найти площадь треугольника АСК? (Это половина площади прямоугольника АВСК.)

Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину.)

(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника AKD.)

— Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)

— Выполните задания самостоятельно. (Проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 67). Самопроверка по образцу.) Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.

— Оцените свою работу на уроке:

-Кто понял изученный материал и сделал все правильно?

-Кто допустил ошибки и над этим материалом ему еще надо работать?

-Кто не сделал задания и надо начать ему все сначала?

VIII. Подведение итогов урока, оценивание.

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.

Домашнее задание

Учебник: №317 (1столбик, 2 столбик)-выбрать посильное задание,315 (с. 67).

Знать алгоритм решения сложения и вычитания величин.

Раздаточный материал.

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

Складывать и вычитать можно только однородные величины.

1. Привести величины к одной единице измерения.

2. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения