Урок математики в 4 классе
Тема: Сложение и вычитание величин
Планируемые результаты:
Предметные
Учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Метопредметные:
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ставить , формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осуществлять смысловое чтение; оценка информации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в практическую; использовать речь для регуляции своего действия; использовать установленные правила в контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; выделять формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологичное высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве помощь.
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своей этнической принадлежности; мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: инд.карточки, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа у доски
- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны)
а) Найдите «лишнее» в каждом столбике:
1. Длина 1. Км
2. Вкус 2. См
3. Площадь 3. Кг
4. Масса 4. Дм
5. Время 5. Мм
2. Индивидуальная работа по карточкам
- Найди:
• число, если его третья доля равна 23;
• число, если его восьмая доля равна 80;
• пятую долю числа 250;
• четыре шестых доли числа 24;
• три десятых доли числа 300.
3. Математический диктант
Н Е Ч Ы Л И В И
- Запишите ответы на вопросы по порядку под каждой буквой вашего ряда.
1. Сколько метров в одном километре? (1000)
2. 90 центнеров, сколько это тонн? (9)
3. Сколько минут в одном часе? (60)
4. Чему равна площадь квадрата со стороной 40 метров? (1600)
5. Во ск-ко раз больше 15 ц, чем 100кг? (15 )
6. Сколько лет в 3-х веках? (300)
7. Что больше 2 часа или 80 минут? (2)
8. Сколько дней в 4-х неделях? (28)
- Расположите ответы в порядке возрастания, и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке.
В Е Л И Ч И Н Ы
2 9 15 28 60 300 1000 1600
- Молодцы!
в) Помоги Винни Пуху удачно приземлиться.
125 см -105 см =
125 см + 105 см =
325 м – 273 см = ?
458 м + 571 дм = ?
-Почему остановились? Какая проблема возникла?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока.
- Откройте учебник на стр. 67, прочитайте тему урока.
- Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке?
Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока!
- На какие вопросы могли бы получить ответы?
- Где можете найти информацию?
- Чтобы достичь цели нам надо пройти 3 этапа. Какие?
Лестница знаний:
1.«узнаю»
2. «тренируюсь»
3.«оцениваю»
- Какую работу выполним на первом этапе?
УЗНАЮ:
Вопрос 1.
«Какие величины можно складывать?»
На этот вопрос вы можете ответить сами, вернувшись к заданию устного счёта.
125 см -105 см =
125 см + 105 см =
- Как выполнили действия? Почему?
- Сформулируйте ответ на свой вопрос.
- Верно. Такие величины называются однородными.
- Сделайте вывод.
Вопрос 2.
«Как складывать величины, выраженные разными единицами»
- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока.
Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе.
325 м – 273 см = ?
- Предположите, как будем вычитать?
- Какой вывод можем сделать после проведенной работы?
Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице
325 м = 32500см. А теперь можно попробовать вычесть столбиком, как обычные многозначные числа
Выполняют действия.
Формулируют вывод. Составляют памятку.
У доски работают учащиеся по желанию
- Приведём величины к одной единице измерения.
325 м = ? см
32500 см.
- Вычитаю столбиком, как обычные многозначные числа.
32500 - 273= 32227 см (письменно)
- Выразим в удобных единицах измерения.
32227 см = 322 м 27 см
Вывод: сначала надо привести величины к одной единице, выполнить действие, как обычные многозначные числа.
458 м + 571 дм
(ученик решает у доски, остальные в тетради)
458 м=4580 дм
4 580 дм+571 дм =5 151 дм = 515 м 1 дм
IV. Самоопределение к деятельности
— Начертите отрезки длиной 3 см и 5 см.
— На сколько сантиметров первый отрезок короче второго?
— Как вы вычисляли? Запишите решение в тетради. (5 — 3 = = 2 (см).)
— Ниже начертите отрезок длиной 3 см 5 мм. Как узнать, на сколько сантиметров этот отрезок короче второго отрезка? (Из 5см вычесть 3 см 5мм.)
— Умеем мы вычитать такие величины? (Нет.)
— Какой способ вычисления вы предлагаете? (Ответы детей.)
— Чему будем еще учиться на уроке? (Научиться выполнять сложение и вычитание величин, повторить соотношение единиц измерения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.
— Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? (Перевести в одинаковые единицы.)
— Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?
— В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? (В миллиметрах.)
— Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, З см 5 мм — 35 мм; 50 мм — 35 мм = 15мм; 15 мм = 1см 5 мм.)
- Составьте алгоритм решения подобных примеров.
Алгоритм сложения и вычитания величин
1. Заменяем крупные единицы мелкими.
2. Выполняем действие (сложение или вычитание).
3. Переводим мелкие единицы в более крупные.
№313 (с. 67).(Первый столбик — коллективно, с комментированием, второй — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске.). (Взаимопроверка)
№314 (с. 67).(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)
№316 (с. 67).- Прочитайте задачу.
- Составим схематический чертеж. Что будет целым? (Все расчетное время — 210мин.)
- Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)
- Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету? (Найти оставшееся время и сравнить его с 23 мин.)
- Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению, задачи? (Все величины привести к единой наименьшей единице.)
- Решите задачу самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 1 ч 27 мин = 87 мин;
2) 1 ч 38 мин = 98 мин;
3) 87 + 98 = 185 (мин) - два фильма;
4) 210 - 185 = 25 (мин) - остается на кассете;
5) 25 мин > 23 мин.
Ответ: записать фильм можно.
V. Физкультминутка
Паучок под лавку
Упал.
Ненароком лапку (Прыжки на месте.)
Сломал.
В городскую лавку
Сходил(Прыжки на одной ноге.)
И другую лапку
Купил.(Подскок с выставлением ноги на пятку.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№318 (с. 67).(работа в группах)
— Прочитайте задание.
— Рассмотрите рисунок и найдите треугольник АСD). Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и АСК.)
— Подумайте, как найти площадь треугольника ACD? (Можно найти площади треугольников AKD и АСК и сложить.)
— Как найти площадь треугольника АСК? (Это половина площади прямоугольника АВСК.)
— Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину.)
(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника AKD.)
— Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)
— Выполните задания самостоятельно. (Проверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 67). Самопроверка по образцу.) Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.
— Оцените свою работу на уроке:
-Кто понял изученный материал и сделал все правильно?
-Кто допустил ошибки и над этим материалом ему еще надо работать?
-Кто не сделал задания и надо начать ему все сначала?
VIII. Подведение итогов урока, оценивание.
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.
Домашнее задание
Учебник: №317 (1столбик, 2 столбик)-выбрать посильное задание,315 (с. 67).
Знать алгоритм решения сложения и вычитания величин.
Раздаточный материал.
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения
Памятка
Складывать и вычитать можно только однородные величины.
1. Привести величины к одной единице измерения.
2. Выполнить действия с соответствующими числами.
4. Перевести ответ в удобные единицы измерения