Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноселькупская школа «Радуга»
Индивидуальный проект
по созданию словаря молодёжных сленговых слов: «Язык молодёжи»
информационный проект
Автор работы: Иванова Виктория Алексеевна
Ученица 10 В-МИ класса
Руководитель: Шпортун Наталья Владимировна
Учитель истории и обществознания
с.Красноселькуп, 2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоритическая часть
1.1. Что такое сленг?…………………………………………………………..…4
1.2. Для чего нужен сленг?……………….……………………...………………4
1.3. История молодёжного сленг…………………………………………....…..4
1.4. Исследование о влиянии сленга ….…………….……………………….…5
1.5. Влияние сленга на современный язык и культуру………………………..6
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1. Создание словаря………………………………………...………………… 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ…………….……10
ВВЕДЕНИЕ
Сленг — это особая форма языка, которая используется определенными группами людей и отражает их культурные, социальные и возрастные особенности. Словарь молодежных сленговых слов необходим для понимания современного языка, особенно в условиях быстрого изменения коммуникационных практик в цифровую эпоху. Этот проект направлен на создание обширного и доступного словаря, который будет служить ресурсом для изучения и анализа сленга.
Актуальность проекта: Сленг подвержен постоянным изменениям, и его изучение позволяет отслеживать языковые тренды. Сленговые слова часто являются отражением социальных изменений и культурных явлений. В условиях активного использования социальных сетей и мессенджеров сленг становится важным элементом общения. Проведя опрос, мной было выявлено, что словарь может быть полезен для молодёжи, так и для людей старшего поколения
Гипотеза: Я предполагаю, что создание словаря молодёжных сленговых слов упорядочить информацию о сленге, сделав ее более доступной для изучения
Цели проекта:
1. Создать словарь сленговых слов с определениями и примерами.
2. Изучить влияние молодёженого сленга на современный язык и культуру.
3. Обеспечить доступность информации о сленге для широкой аудитории.
Задачи проекта:
* Исследовать различные источники: интернет-форумы, социальные сети, музыкальные тексты, литература и др.
*Предоставить четкие и понятные определения для каждого слова.
* Исследовать влияния сленга на язык: как он влияет на формальный язык, какие новые слова появляются
*Провести опрос среди молодёжи
Методы сбора информации:
Анализ существующих словарей и специализированных изданий по сленгу.
Использование платформ, таких как Twitter, Instagram и TikTok для выявления новых терминов.
Проект по созданию словаря сленговых слов имеет важное значение для изучения современного языка и культуры. Он позволит зафиксировать текущее состояние сленга и станет отправной точкой для дальнейших исследований в этой области. Я уверена, что данный ресурс будет полезен как для широкой аудитории, так и для специалистов в области лингвистики и культурологии.
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что такое сленг
и молодежный сленг
?
Сленг — это специфические слова, которые не входят в перечень литературных и используются в неформальном общении, чаще всего среде тех, кто уже прекрасно знает их значение
Молодежный сленг- представляет собой особый языковой стиль, который
молодые люди применяют для общения внутри своей социальной среды. Он
способен включать в себя добавление новых слов, фраз или изменение
значения уже имеющихся слов.
Для чего нужен сленг?
Как правило, сленг не используется в официальном разговорном и письменном языке. Он возникает при необходимости сделать речь более непринужденной и игривой, особенно в своей компании. Благодаря сленговым выражениям в разговор вкрапляется доля юмора, грубости или шока.
В большинстве случаев, подобные выражения являются уникальным культурным явлением, которое существует в закрытой среде, ограниченной кругом интересов или в границах конкретной страны. Простыми словами, у программистов есть свой сленг, у геймеров свой, а у криминальных банд свой. На самом деле, достаточно сложно найти какую-то область интересов или деятельности человека, где ее участниками не используются сленговые выражения.
Довольно часто сленговые выражения приобретают широкую популярность и распространяются по всему миру. Отличным примером может послужить слово – «ОК», которое стало понятным знаком согласия для большинства людей на планете.
1.3 История молодёжного сленг
Истоки молодежных сленгов надо искать среди жаргонов студентов. В Средневековье встречались странствующие студенты-ваганты, которые активно вставляли в свою речь латинские слова (этот язык знали все студенты) и слова из тех стран, где были расположены университеты. В результате у них не только свои жаргоны возникали, но даже своя поэзия. Вероятно, вы слышали словосочетание «Кармина Бурана».Традиции «своих» языков учащиеся сохраняли и в более позднее время. В России существовали жаргоны бурсаков — учащихся семинарий. В дальнейшем эти традиции проникли — несмотря на сопротивление педагогов — и в речь учащихся других учебных заведений. Даже в институтах благородных девиц использовались «свои словечки»: например, «мовешка» от французского «mauvais», что значит плохой. Конечно, гимназистам и кадетам категорически запрещалось использовать школьный жаргон: это ведь не литературный язык. Но уж очень была велика потребность выделиться чем-то своим, непонятным для чужих.В советское время даже самые «правильные» школьники не отказывались от школьных словечек, часть которых перешла от гимназистов (например, «шпаргалка»). А часть была изобретена уже продвинутой советской молодежью (например, «зубрить»).А вот сленг 60-70-х годов изобиловал английскими словами, переделанными на русский манер. Впрочем, были и другие источники: к примеру, сумочку для ношения на шее, куда клали документы и деньги, называли «ксивник», хотя воровское слова «ксива» само по себе не было широко распространено. Этот предмет, как и многие другие, пришли из молодежной субкультуры хиппи, распространенной на Западе, преимущественно в США. Ее атрибутами были не только такие сумочки или повязки на волосы (обязательно длинные и немытые), которые назывались «нахэрник», но и протест против всего «взрослого», рок-музыка и — да, увы — наркотики. Так появились те же «колеса», то есть наркотики в виде таблеток. А вот слова «чувак» или «клево» уже считались устарелыми и молодежью не использовалось.
Исследование о влиянии
сленга
Новые слова возникают в разговорной речи молодежи постоянно, некоторые существуют недолго, заменяются новыми. Так вместо слова «железно» молодежь 90-х годов использует слово «клево», а в сленге 2000 года появилось слово «прикольно» (прикольная песня, прикольная кофточка, прикольный чел). Другие молодёжные слова со временем становятся общеупотребительными, их включают в словари, например, «Словарь жаргонных слов и выражений//Мильяненков Л. А., -М: 1992 год». В них показаны многочисленные факты, не нашедшие в большинстве случаев отражения в нормативных толковых словарях. Эти словари являются своеобразным свидетельством эпохи языковых вкусов. Таким образом, молодежный сленг можно рассматривать как своеобразное языковое творчество, которое базируется на уже существующих традициях и одновременно следует текущей моде. Сленг, служа в молодежной среде средством разрядки внутреннего состояния, дает представление о говорящем, его мироощущении и интеллекте. Так слова «улёт», «отрыв», «блин» выражают высокое напряжение внутреннего состояния. Кроме того, в речи молодёжи используется фамильярная лексика, то есть с эмоциональным оттенком презрения, пренебрежения. Например, школьники часто щеголяют словами «училка», «шеф», «диря». В среде молодежи старшего возраста прослеживается использование фамильярной лексики к социальным явлениям, традиционно уважаемым в обществе (например, родители - «предки», взаимоотношения между мужчиной и женщиной - «клеится, замутить»). Причиной тому является скептическое восприятие опыта отцов. Еще одну группу в молодёжном сленге составляют слова с положительной эмоциональной окраской, например, «кент» - хороший парень; «кадр» - шутник; «перец» - уважаемый человек. Но процент использования такой лексики невелик. Насколько сильно сленг проник в жизнь молодёжи, свидетельствует тот факт, что даже в письменной речи, например, в сочинениях старшеклассников встречаются слова, заменить которые они не пытаются, а порой и просто не хотят. Например, «Мы фоткались на фоне океана», «Но с Саньком никто спорить не решался: мог зарядить в глаз», «Мой друг Олежка - прикольный чувак». Следует также заметить, что повальное увлечение молодежи компьютерными играми, послужило мощным источником новых слов. В компьютерной лексике можно обнаружить целые синонимические ряды, например, компьютер - машина, железо, ящик; о компьютере, который отказался работать - повис, упал, рухнул, потух; жесткий диск - винт, хард , диск и др.
Влияние сленга на современный язык и культуру
1.Формирование идентичности
• Групповая принадлежность: Молодёжный сленг помогает создать чувство принадлежности к определённой группе или субкультуре. Использование специфических терминов и выражений позволяет молодым людям выделяться и идентифицировать себя среди сверстников.
• Символ статуса: Знание и использование актуального сленга может служить показателем социального статуса внутри группы, а также демонстрировать осведомлённость о современных трендах.
2. Эволюция языка
• Неологизмы: Молодёжный сленг активно вводит новые слова и выражения в обиход, что способствует обогащению языка. Например, слова как "кринж" (неловкость) или "зашквар" (позор) быстро становятся популярными.
• Сокращения и аббревиатуры: В цифровую эпоху молодёжь использует сокращения (например, "LOL", "BRB") в текстовых сообщениях и социальных сетях, что делает общение более быстрым и удобным.
3. Влияние на массовую культуру
• Музыка и кино: Молодёжный сленг активно используется в текстах песен, сценариях фильмов и телешоу, что делает их более актуальными и привлекательными для целевой аудитории. Например, исполнители часто используют сленговые выражения, чтобы установить связь с молодёжной аудиторией.
• Социальные сети: Платформы вроде TikTok, Instagram и Twitter способствуют распространению молодёжного сленга. Мемы и вирусные видео часто содержат актуальные сленговые фразы, которые быстро становятся частью повседневного общения.
4. Социальные изменения
• Расширение границ общения: Молодёжный сленг помогает преодолеть языковые барьеры, особенно в многонациональных обществах. Он может использоваться для создания общего языка среди людей из разных культур.
• Активизм и социальные движения: Молодёжь использует сленг для выражения своих мнений и участия в социальных движениях. Слова и фразы, связанные с правами человека, экологией и другими актуальными темами, становятся частью сленга, что помогает привлекать внимание к важным вопросам.
5. Критика и негативные аспекты
• Недопонимание: Сленг часто подвергается критике за его неформальность и непонятность для людей вне определённой группы создание барьеров между поколениями при общении.
• Снижение уровня языка: Некоторые критики утверждают, что использование сленга может негативно сказаться на грамотности и формальности языка, особенно в образовательных учреждениях.
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Создание словаря
Для сбора характеристик слов молодежного сленга и их значений мы использовали Microsoft Word 2019 Pro Plus. Я упорядочила слова в алфавитном порядке и выбрали наиболее актуальные термины, часто встречающиеся среди молодежи.
С помощью функции «Сортировка» в Microsoft Word мы смогли быстро организовать слова, что облегчило поиск нужных терминов и их значений. Это также помогло нам избежать проблем с переносом слов на страницы словаря. В результате работы с Microsoft Word 2019 Pro Plus мы успешно собрали характеристики молодежного сленга и их значений, организовав их в удобный список для последующего переноса в словарь
Собрав все необходимые слова по каждой букве алфавита (от А до Я), мы разработали структуру брошюры, определив разделы, которые будут включать введение, алфавитный список терминов, их определения и примеры использования.Я начала с разработки обложки. Используя инструменты рисования и текстовые эффекты в Word, был создан яркий и привлекательный дизайн.
После завершения дизайна я провела тщательную проверку текста на наличие ошибок и опечаток. Я также убедилась, что все элементы брошюры гармонично сочетаются друг с другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение нашего проекта по созданию словаря сленговых молодежных слов я хотела бы подчеркнуть важность и актуальность данного издания в современном обществе. Сленг, как динамично развивающийся язык, отражает культурные и социальные изменения, происходящие в молодежной среде. Он служит не только средством общения, но и маркером идентичности, объединяя молодое поколение и позволяя ему выражать свои мысли, чувства и переживания на языке, который им близок и понятен.
Создание этого словаря стало необходимым шагом для упрощения коммуникации между различными поколениями. Молодежный сленг часто остается непонятным для старших людей, что может приводить к недопониманию и даже конфликтам. Мой словарь призван предоставлять доступ к значениям и контексту использования современных терминов. Я уверена, что этот ресурс будет полезен как молодым людям, желающим лучше понять и использовать сленг в общении, так и взрослым, стремящимся наладить контакт с молодежной аудиторией.
В процессе работы над проектом я столкнулись с множеством интересных слов и выражений, которые не только обогатили мой словарь, но и позволили нам глубже понять культуру и мировосприятие молодежи. Я провела исследование, анализируя различные источники — от социальных сетей до разговоров с молодыми людьми, что позволило нам собрать наиболее актуальные и востребованные термины. Это взаимодействие с молодежной средой стало неотъемлемой частью нашего проекта и подчеркнуло важность диалога между поколениями.
В заключение, создание словаря сленговых молодежных слов — это не просто проект, а вклад в понимание и уважение к культуре молодежи. Я надееюсь, что данный ресурс станет полезным инструментом для всех заинтересованных в изучении современного языка и культуры общения. Я также призываем к постоянному обновлению и дополнению словаря, так как язык — это живой организм, который постоянно развивается. Таким образом, наш проект не заканчивается на этом этапе; он открывает новые горизонты для дальнейших исследований и обсуждений о языке, культуре и идентичности молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
1.https://dzen.ru/a/YLh65fNUvBLQQip5х -Сленг — что это такое и зачем нужен простыми словами.
2.https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-slenga-na-rechevuyu-kulturu-podrostkov/viewer - Влияние интернет - сленга на речевую культуру подростков, Лобастова И.С.
3.https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-sleng-ego-proishozhdenie-i-funktsionirovanie/viewer -Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование, Доронина, Ирина Николаевна
4. https://prizma.mgpu.ru/ot-ksivy-do-krinzha-kak-menyalsya-sleng-v-rossii/ -От «ксивы» до «кринжа»: как менялся cленг в России
5. @GPT4Telegrambot- Сhat GPT
6.https://support.google.com/docs/answer/6281888?hl=ru&co=GENIE.Platform%3DDesktop - Как использовать Google Формы
7.https://og1.ru/polza/roditelyu/slovar-molodezhnogo-slenga-2023-slovechki-ot-a-do-ya - Словарь молодежного сленга 2025: словечки от А до Я Источник:
8.https://vc.ru/u/776484-anya/228877-slovar-molodezhnogo-slenga -Словарь молодёжного сленга
9.https://www.sravni.ru/text/molodezhnyj-sleng/?upd=true - Словарь молодежного сленга: как разобраться, что говорят ваши дети
10. https://xn--d1ailn.xn--p1ai/files/works/848_11594.pdf - Влияние молодёжного сленга на развитие современного русского языка