* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

«Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности в условиях детского дома»

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей – актуальная проблема нашего времени.

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Согласно ФГОС дошкольного образования, именно в раннем возрасте начинается процесс социализации.

Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребенок. Он в полной мере знакомится с миром взрослых, усваивает навыки поведения, учится общаться с другими детьми. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

В дошкольный период в развитии ребенка и его взаимоотношению с коллективом детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности — игре.

Игра — это своеобразная самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности. Она используется в целях воспитания, обучения и социализации детей. Игра именно тот вид деятельности, в котором взрослые могут помочь ребенку усвоить различные правила и нормы общественного поведения. Воспитатель в роли наставника должен правильно подобрать игрушки и различные материалы для игры, помочь построить игровые сюжеты, в которых отражается окружающая жизнь, поставить цель и решить, какими средствами ее осуществить.

Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.

Важным условием социализации детей раннего возраста и адаптации их к условиям дома ребенка, является правильно организованная предметно-развивающая среда: безопасность, полифункциональность, насыщенность, доступность, вариативность.

При помощи игры мы можем развить ребенка в следующих социальных отношениях:

- Физическое развитие. Игры направленные на развитие координации движения ребенка, способствующие развитию двигательных навыков и физической выносливости.

- Развитие речи. Игры в которых воспитатель помогает ребенку формировать свою речь, учит вместе с ним названия новых окружающих его предметов.

- Эмоциональное развитие. Через игровую деятельность ребенок учится правильно выражать свои чувства и эмоции (любовь, привязанность, раздражение, гнев).

- Социальное развитие. Формирует отрицательное или положительное взаимоотношение с окружающим миром, воспитателями и сверстниками. Игры учат ребенка строить отношения с окружающими, строить свои первые социальные навыки и делать самостоятельные выводы на основе данных наблюдений.

- Интеллектуальное развитие. Формирование у ребенка навыком исследования, восприятия, внимания, памяти и воображения.

При организации игры воспитатель должен учесть всю специфику её формирования и общие закономерности развития детей.

В своей повседневной работе мы используем следующие виды игр:

Р

азвитие мелкой моторики: игры

с использованием

конструкторов, шнурков, замков, мозаик, кубиков, коробочек, баночек с крышками.

Подвижные игры: способствуют развитию двигательных навыков ребенка, его взаимоотношений и познанию окружающего мира. Формируют воображение, интеллект, а так же соревновательные, подражательные и другие социальные качества ребенка.

Коммуникативные игры: способствуют самовыражению

ребенка

или

его

совместной деятельности

с воспитателем и сверстниками. Формирует положительные эмоции, способствуют к совместной объединяющей деятельности.

Сюжетные игры: способствуют приобретению социального опыта и применения на себя ребенка различных ролей.

Дидактические игры: формируют знакомство ребенка с объектами окружающего мира, природы и предметами, их формой, цветом и величиной.

Игры-забавы: проговаривание и заучивание разли

чных песенок, стишков,

потешек

, направленных на создание положительной атмосферы.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и желание общаться и взаимодействовать с окружающими. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах, учат находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим их чувства и мысли. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе и заботливое отношение друг к другу, товарищескую взаимопомощь.

Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений.