* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из актуальных вопросов сегодняшней системы образования является инклюзивное образование для детей с ограниченными функциональными возможностями и особыми потребностями в едином образовательном пространстве. Каждая страна имеет свой опыт специального обучения таких детей и прошла разный путь от интеграции до инклюзии.

Если говорить о том, какую категорию детей следует считать «с особыми образовательными потребностями», можно определить такие категории:

1)«Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особенностями психофизического развития», «дети с инвалидностью».

2) «Дети с особыми образовательными потребностями» – понятие, которое широко охватывает всех детей, чьи образовательные потребности выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детей с инвалидностью, детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов) и других.

Процесс инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями и детей с ограниченными функциональными возможностями в едином общеобразовательном пространстве – это необратимый процесс на современном этапе развития общества и его гуманистических ценностей.

Вместе с тем, этот процесс может считаться полноценным, если обеспечивает три непременных условия: обучение каждого ребенка в соответствии с его особых образовательных потребностей и развития; возможность ребенка посещать учебное заведение, проживая в семье, а родителям – воспитывать собственного ребенка; расширение круга общения ребенка и повышения ее социальной адаптации. Реализация этих условий требует слома стереотипов и овладения новыми формами работы всеми участниками учебно - воспитательного процесса.

На сегодняшний день все острее встает проблема обучения детей с ограниченными возможностями в условиях массовых общеобразовательных учреждений. Одним из оптимальных направлений в решении этой проблемы выступает инклюзивное обучение, то есть совместное обучение и воспитание детей с ограничениями здоровья и тех, что не имеют таких ограничений, посредством создания дополнительных условий. За рубежом эти вопросы решаются активнее, что обусловлено большим количеством, по сравнению с Россией, опыта и наработок. Социальная педагогика в европейских странах имеет давние традиции. Для этого применяются действенные практические достижения социальной политики. Однако в Российской Федерации, несмотря на принятые законы о гражданских правах, дети с функциональными ограничениями нередко встречаются с рядом общественных стереотипов, их часто считают такими, которые очень отличаются от остальных категорий лиц, вплоть до маргинализации.

Именно поэтому стоит обратить пристальное внимание на инклюзивное образование детей с ограниченными функциональными возможностями. Современная социально-педагогическая наука пользуется термином «инклюзия» для описания процесса обучения детей с ограниченными функциональными возможностями в массовых общеобразовательных школах. Часто инклюзию отождествляют с интеграцией, однако она является более емким понятием. Инклюзия пришла на смену понятию «интеграция».

Цель инклюзивного обучения – дать всем детям возможность полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.

Исходя из практики работы, дети с задержкой психического развития, расстройствами аутичного спектра, невротическими расстройствами, ДЦП и легкой умственной отсталостью составляют самую многочисленную группу среди тех, которые нуждаются в специальной помощи в процессе воспитания, обучения и социальной адаптации. Они в значительной степени определяют контингент учащихся, особенно дошкольных учебных заведений и начальной школы, которые постоянно не успевают в обучении. Сегодня педагогическая общественность больше всего обсуждает вопросы инклюзии детей с нарушением психофизического развития в единую образовательную систему общеобразовательной школы.

В России наблюдается тенденция к росту численности детей с нарушениями психологического и физического развития и функциональными ограничениями. Международное законодательство трактует детей с проблемами развития как полноправных граждан и участников образовательного процесса. Разные страны по-разному решают образовательные потребности детей с особыми потребностями.

При эффективном сотрудничестве члены семьи принимают активное участие в обучении и воспитании ребенка. Она требует определенных усилий со стороны специалистов и родителей, но эти усилия приносят свою пользу для детей, семей и учебного заведения и выходят за пределы заведения, распространяясь на жизнь в обществе. Таким образом, основой для социализации ребенка в общество является не только взаимодействие специалистов и родителей ребенка с нарушениями развития, их критичность и гуманизм, профессионализм и ответственность во всей системе отношений с ребенком, но и бережное отношение к ребенку, проявления тепла, понимания, чувство эмпатии и альтруизма не только со стороны взрослых, но и здоровых сверстников.

Исходя из практики работы, дети с задержкой психического развития, расстройствами аутичного спектра, невротическими расстройствами, ДЦП и легкой умственной отсталостью составляют самую многочисленную группу среди тех, которые нуждаются в специальной помощи в процессе воспитания, обучения и социальной адаптации. Они в значительной степени определяют контингент учащихся, особенно дошкольных учебных заведений и начальной школы, которые постоянно не успевают в обучении. Сегодня педагогическая общественность больше всего обсуждает вопросы инклюзии детей с нарушением психофизического развития в единую образовательную систему общеобразовательной школы.

Под инклюзивным подходом понимают создание таких условий, при которых все ученики имеют равный доступ к образованию, одинаковые возможности получить опыт, знания и преодолеть предвзятое отношение к тем, кто имеет «особые потребности». Развитие и функционирование системы специального образования в стране всегда считались проявлением заботы о детях с особыми образовательными потребностями. Однако, в большинстве развитых стран мира такое видение системы образования детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, начало постепенно меняться. Знания о потребностях таких детей, педагогический опыт работы с ними, соответственно оборудованные помещения и до сих пор имеют большое значение, однако, сегрегация (политика принудительного отделения какой-либо группы населения) учащихся рассматривается как неприемлемая и такая, что нарушает право ребенка на образование.

Образование детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, основывается на принципах взвешенной педагогики, действенность которых неоднократно подтверждалась и использование, которых приносило пользу всем детям. Эти принципы предполагают, что различия между людьми являются естественным явлением и обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не «подгонять» под устоявшиеся взгляды относительно организации и характера учебного процесса. Взвешенная педагогика, ориентированная на потребности детей, может помочь избежать бесцельных затрат ресурсов и крушения надежд, к чему слишком часто приводит низкий уровень обучения и шаблонность устоявшихся подходов в образовании .

Инклюзивное образование – это гибкая, индивидуализированная система обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства. Обучение проходит по индивидуальным учебным планам и обеспечивается медико - социальным и психолого-педагогическим сопровождением. Инклюзивное образование предусматривает создание образовательной среды, которая бы соответствовала потребностям и возможностям ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития, то есть предусматривается осуществление изменений образовательной системы, а не ребенка. Инклюзивное образование признает, что все дети разные, а учебные заведения и образовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех детей с нарушениями развития и без них. Ключевой компонент инклюзивности-гибкость, учет личностных характеристик, которые определяют темп обучения каждого ребенка.

В связи с процессом внедрения инклюзивного образования возникает ряд проблем, а именно: недостаточная готовность образовательных учреждений к полноценному обеспечению инклюзивного образования, начиная с обеспечения физического пространства для лиц, которые, например, должны передвигаться на колясках, заканчивая учебной и методической литературой для обучения детей с проблемами зрения или слуха, задержкой умственного развития и т. п; неготовность наших психологов, воспитателей, классных руководителей, учителей-предметников к преподаванию ряда дисциплин для детей, которые имеют определенные ограничения; социально-психологические проблемы, связанные с дискриминацией детей с особыми потребностями, со стигматизацией. То есть когда ребенок с определенными нарушениями находится в учреждении с обычными детьми, то часто он имеет конфликты и проблемы в общении, имеют место и случаи травли такого ребенка, его отторжения. Поэтому инклюзивное образование требует: формирования позитивного общественного мнения, законодательного, нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения и немедленной подготовки кадров, повышения профессионального уровня педагогов именно в этом направлении .

Идеология инклюзивного обучения исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем, в то же время создает необходимые условия для учеников с особыми образовательными потребностями. Наличие в обычном классе ученика с особыми потребностями становится одним из условий содействия личностному развитию сверстников и способствует успешной социализации ребенка с ограниченными функциональными возможностями.

Вывод. Следовательно, результативность учебно-воспитательной, коррекционно-реабилитационной и лечебно-профилактической работы в инклюзивном учреждении в значительной мере зависит от скоординированности влияния всех членов команды (руководителя учреждения, педагогов, врачей, психолога, дефектолога, педагога, родителей) детей с особенностями психофизического развития, комплексного подхода к планированию и реализации коррекционно-развивающих мероприятий. Инклюзия означает раскрытие каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, учитывает потребности и специальные условия и поддержку, необходимые для достижения успеха.