Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Содержание трудового воспитания в дошкольном возрасте разнопланово, включает формирование навыков самообслуживания, организации хозяйственно-бытового, ручного труда, организации труда в природе и прочее.
Ко второй младшей группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребёнку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.
Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п.
Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций.
Во-первых, овладение трудовыми навыками. Трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.
Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию ролевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начинает испытывать удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать трудности.
И, наконец, – в-третьих, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.
В старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Знакомство детей с трудом взрослых осуществляется через разные виды деятельности: занятия, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры и упражнения. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.
Приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности осуществляется для решения поставленных задач.
1) развитие интереса к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей;
2) формирование представлений дошкольников о предметном мире, созданном руками человека и о роли человека в нем;
3) формирование у детей представлений о разных современных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых;
4) формирование у детей способности различать свои и чужие эмоциональные состояния, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест на материале ознакомления детей с трудом взрослых;
5) развитие навыков общения с окружающими людьми и формирование способности контролировать и управлять своим поведением с учетом моральных и этических норм, заложенных в обществе.
Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
Например, мы, уже начиная с младшей группы, приучаем детей помогать накрывать на стол и убирать посуду после еды. Воспитываем у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая детей к самостоятельности, мы стремимся не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а дать ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку. Предоставляем детям как можно больше свободы и самостоятельности в действиях. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка распространённая форма «помощи» детям, но она только вредит! Трудовая социализация дошкольников - важный этап их всестороннего развития, формирования необходимых качеств: трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплинированности, прилежания, бережливости и других. Трудовая социализация дошкольников в образовательных учреждениях происходит в процессе совместной деятельности воспитателя и дошкольного коллектива, направлена на формирование потребностей трудиться, ответственно относиться к труду, ценить результаты труда, осуществлять сознательный выбор своей будущей профессии.
Трудовая социализация является одним из эффективных средств подготовки ребенка к школьной системе образования.
Основными агентами трудовой социализации дошкольников являются родители и ближайшее окружение (родственники, друзья, знакомые), реальные (настоящие) герои, воображаемые (литературные) герои, учителя.
Трудовая социализация дошкольника начинается с формирования в семье и в образовательных учреждениях элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Трудовая деятельность должна стать для ребенка естественной потребностью и направлена на освоение конкретных видов учебно-трудовой деятельности, формирующей мотивацию и готовность к самостоятельному элементарному труду.
Трудовая деятельность способствует индивидуальному развитию, приобретению знаний и умений, обеспечивает вхождение в социальную жизнь, выполнение определенных ролей в обществе.
Приобщение ребенка к трудовой деятельности с малых лет позволит ему адаптироваться к социальным условиям данного общества!