Социализация ребёнка и роль дошкольного образовательного учреждения в этом процессе.
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности социализации ребёнка и роль дошкольного учреждения в этом процессе. Описывается важность детского сада в формировании личности ребёнка, развитии его социальных навыков и коммуникации.
Ключевые слова: социализация, предметно-развивающая среда, навык взаимодействия со сверстниками.
Child socialization and the role of preschool educational institutions in this process.
Annotation. This article examines the features of child socialization and the role of preschool institutions in this process. The importance of kindergarten in the formation of a child's personality, the development of his social skills and communication is described.
Keywords: socialization, subject-developing environment, skill of interaction with peers.
В наше время, век прогресса и технологий, каждый из нас, будучи родителем, хочет, чтоб его ребенок был уникальным всесторонне развит и шёл в ногу со временем. В погоне за этим мы упускаем самое главное, что ребёнок в первую очередь – это личность. Личность, которая должна пройти все этапы своего формирования, в том числе и процесс социализации.
Что же такое процесс социализации, какова его продолжительность?
Социализация – это процесс, в ходе которого индивид становится полноценным членом общества, формируя моральные качества, нормы поведения в обществе [1]. В процессе социализации индивид определяет для себя место в обществе, что позволяет ему стать полноценным членом социума.
Определение своей роли и места в обществе не занимает у человека какой-то определённый период его жизни, этот процесс длится с рождения и до глубокой старости, то есть, социализация индивида проходит в течение всей его жизни.
Однако основополагающий этап процесса социализации человека проходит в раннем возрасте. Именно в этом возрасте закладывается мораль, нормы поведения, общепринятые правила в социуме, культурные стандарты. Поэтому важно не упустить этот момент, чтоб развить все эти качества.
Каждый ребёнок по своей сути уже уникален, а процесс социализации играет важную роль в его развитии, формировании навыков и интересов. Дошкольное общеобразовательное учреждение способствует наилучшему прохождению этого процесса.
Как влияет детский сад на социализацию ребёнка?
Совместные игры и общение детей друг с другом играют важную роль в становлении и развитии взаимодействия между ними. Взаимодействие в игровой среде способствует формированию навыков проявления интереса к общей деятельности, умения делиться игрушками, книгами, раскрасками и другими развивающими материалами.
В процессе взаимодействия друг с другом у детей развивается навык коммуникации [2]. При общении они используют жесты, мимику, некоторые невербальные сигналы, что помогает им лучше понимать друг друга [3]. Кроме того, общение в игровой среде способствует развитию эмоционального интеллекта, умению слушать и выражать свои мысли, понимать чувства других детей. В результате такого взаимодействия дети улучшают свои коммуникативные навыки и формируют позитивные отношения с окружающими.
Немаловажным является развитие социальных навыков, в ходе которых дети учатся проявлять эмпатию, способность работать в группе и сотрудничать [4]. В качестве средств социализации дети используют роль игры. Играя, дети создают различные роли, берут себе в пример поведение этих ролей и взаимодействуют в их рамках. Таким образом, игра способствует развитию воображения и творчества. Также важно понимать, что игра и общение не только приносят радость и удовольствие, но и способствуют полноценному развитию личности ребенка, формированию его социальной адаптации и успешной интеграции в общество.
Для полноценного развития этих умений и навыков ребёнок нуждается в специальной образовательной среде, которая будет способствовать разнообразию его интересов. Именно в дошкольном образовании делается акцент на предметно-развивающую среду, что позволяет раскрыть таланты и особенности ребёнка.
Предметно-развивающая среда является незаменимым инструментом в процессе социализации ребёнка. Важно, чтоб эта среда способствовала разностороннему развитию ребёнка и оказывала положительное воздействие на него. Так предметно-развивающая среда детского сада обогащена обучающими и развивающими материалами. Наличие оборудованных групп, использование натурального материала, групповые занятия с соответствующим пособием, средства для развития творческого потенциала – всё это благотворно влияет на детское мировоззрение и помогает ребёнку легче проходить адаптационные процессы. Прогулки на свежем воздухе в компании своих сверстников способствуют проявлению интереса к предметам природы и окружающего мира, но без профессионального сопровождения смысл предметно-развивающей среды сводится к минимуму. Очень важно правильно наладить этот механизм, чтоб каждый его винтик облегчал социализацию ребёнка. В дошкольном учреждении этими наладчиками являются воспитатели.
Воспитатель в детском саду играет роль гида, который помогает детям адаптироваться к общественной жизни, развивать социальные навыки, формировать позитивное отношение к себе и другим, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Навык взаимодействия со сверстниками играет значительную роль в процессе адаптации ребенка к обществу. В детском саду этот навык ребёнок формирует постепенно, учась при этом коммуникации, что является немаловажным для формирования полноценной личности. В группе со сверстниками ребёнок чаще общается, тем самым развивая свою речь и обогащая словарный запас. У него развивается чувство заботы о других, формируется умение решать споры и конфликты.
Несмотря на такую обширную работу в команде, дети сохраняют свою индивидуальность. Так как в процессе общения они начинают осознавать эмоции других и учатся выражать свои собственные эмоции более адекватно, а педагоги и психологи помогают им в этом, обучая детей доверию и взаимопониманию.
Социализация ребенка в дошкольном учреждении – очень сложный и трудоёмкий процесс, но именно он определяет дальнейшее развитие ребёнка, его роль и место в обществе. Поэтому детский сад являет собой цепочку слаженных действий, первоначальным звеном которой является ребёнок. Также не стоит забывать о родителях, ведь они играют главную роль во всех этих процессах. Их основная задача заключается в том, чтоб не упустить этот период и максимально в нём участвовать, взаимодействуя с воспитателями и педагогами, то есть быть связующим звеном между ребёнком и детским садом.
В заключение, добавлю слова маленькой девочки по имени Вероника, которые погрузили меня в раздумья и подтолкнули к написанию этой статьи: «Взрослые, вы не понимаете, как трудно быть маленькой!»
Библиографический список:
Социально-психологические проблемы исследования личности Архивная копия от 10 ноября 2013 на
Wayback
Machine
// Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. М., 2003
.
Коммуникативные навыки. Елена Арефьева. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 28 декабря 2018 года.
Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980.
I. L.
Reznichenko
, И. Л. Резниченко.
Slovar
ʹ
udareniĭ
russkogo
i︠a︡zyka
:
okolo
10000
slov
,
vse
trudnye
sluchai
,
vse
tipy
udareniĭ
,
sposoby
zapominanii︠a
︡. —
Moskva
: AST-PRESS, 2007. — 943
pages
с. — ISBN 978-5-462-00715-6, 5-462-00715-9.