Социальная значимость русской культуры в системе духовно-нравственного воспитания ребенка.
Лебедева Е.Н., преподаватель МБУДО «ДШИ №6 ЭМР»
Культура – это система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, передаваемых из поколения в поколение.
Письменность, речь, литература, живопись, музыка, научные знания, архитектура, окружающая нас техника, предприятия и учреждения, наша одежда, быт, наши праздники, традиции, обычаи, ритуалы, наш образ жизни – это всё и есть культура.
Большинство из нас относится к материальным и духовным богатствам нашей страны, как к обычным явлением. А вот иностранцы воспринимают это как настоящее культурное наследие и высоко оценивают его. Например, народные художественные промыслы России: матрёшки, гончарные изделия с росписью (хохлома, гжель, богородская и дымковская игрушка, вологодское кружево и другие).
Фёдор Михайлович Достоевский– один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире (по данным ЮНЕСКО). в Японии, стране восходящего солнца его считают незаходящей звездой. Самое удивительное, что произведения японских авторов в родной стране издаются небольшими тиражами всего по 5-6 тысяч экземпляров. А вот роман «Братья Карамазовы» произвел настоящий фурор – в 2007 году продажи нового издания побили все рекорды – книга разошлась тиражом в 800 тысяч экземпляров!
Чем же русская культура отличается от культур других народов и стран? Каковы её особенности? Что формирует русскую культуру как совершенно характерный, узнаваемый результат деятельности русского народа?
Русская культура – это не только произведения искусства, созданные писателями, поэтами, музыкантами и художниками. Пожалуй, на первом месте стоят наши духовные ценности, наш образ мысли и жизни, традиции. Это тот самый код, который управляет нашим поведением и определяет наш менталитет.
Думаю, что понять в полной мере культуру народа, можно, изучив историю государства, разобравшись в тех событиях, которые пережили предки, осознав беды, лишения, поражения и победы, ознакомившись с исконными традициями. Писатель М.М. Пришвин очень точно написал в "Дневниках 1920-1922":
"Культура – мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается… ".
На многих полотнах русских живописцев запечатлены яркие и звонкие краски нашей родной природы. На картинах А.Г. Венецианова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и других художников нам открывается живая природа: можно ощутить дуновение ветерка, прозрачность воздуха, пелену тумана, плеск воды или нещадную жару.
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года" (А. Пушкин), "отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком" (С. Есенин), "пушистые горностаевые зимы" (Н. Клюев), "шумят деревья весело-сухие" (А. Ахматова).
Наша культура вобрала в себя все лучшие достижения народа за всю историю. Она является зеркалом русского народа, отражающим его душу.
Культурное наследие России, безусловно, включает в себя шедевры архитектуры. Московский Кремль (вместе с прилегающей к нему Красной площадью), исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменная архитектура Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Кижского погоста, жемчужины зодчества в Коломенском, Троице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде, исторические памятники Новгорода, Соловецких островов, Ярославля, древний Казанский Кремль и т.д. Все это – примеры рукотворной красоты, непревзойденные по мастерству исполнения, по эстетической ценности.
Но, конечно, в сокровищницу отечественной культуры входят не только жемчужины древнерусского и более позднего зодчества. В каждом городе, каждом селе есть свои местные достопримечательности. Храмы, монастыри, старинные деревенские избы, дома, связанные с жизнью и творчеством писателей, художников, композиторов. Да и вообще все объекты материальной культуры: от живописных полотен до древней славянской прялки – все это имеет огромную ценность, и все это нужно беречь, сохранять, преумножать.
Культура – это живое явление. Её не запасти впрок, не запереть в музеях, если нет людей, её несущих. Поэтому так важно приобщение ребенка с раннего возраста к сокровищнице русской культуры. Через посещение музеев, концертных залов и театров, через практическое освоение законов искусства и творчества в рамках программ школы искусств, кружков, студий, через знакомство с культурными традициями и памятниками культуры родного края.