ГАПОУ ПО

«Пензенский колледж транспортных технологий»

ПРОГРАММА

«Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже»

Разработана

соц педагог Бочкова А.А.

Пенза, 2023

ВВЕДЕНИЕ

Каждый год, как и  все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ  города и района  и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса.

Цель программы:  Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации науспешное освоение профессиональных компетенций.

Задачи программы:

 1.Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии, профессиональных компетенциях.

2.Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3.Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4.Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5.Развитие позитивной самооценки, творческих способностей студентов, способности к рефлексии.

6.Развитие навыков работы в команде, принятие решений,ответственности.

7.Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Направления программы:

1.Просветительское направление:

-организационные мероприятия с классными руководителями и мастерами п/о по воспитательной работе со студентами первого курса;

-информирование преподавателей, мастеров п/о и классных руководителей о

психологических особенностях первокурсников.

2.Диагностическое направление:

-изучение индивидуально – психологических особенностей студентов, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии;

-мероприятия по исследованию уровня социально - психологической адаптации и выявление дезадаптации первокурсников;

-определение профессиональных склонностей, выявление творческих способностей.

3.Профилактическое направление:

-мероприятия в форме классных часов, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов направленные на успешное протекание социально-психологической адаптации первокурсников;

- организация воспитательной и внеурочной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии;

- мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации первокурсников.

4. Коррекционно – развивающее направление:

- организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации студентов первого курса.

Срок реализации:  2020-2024 учебный год

   

Оценка эффективности программы    

      Эффективность программы оценивается результативностью мероприятий по адаптации первокурсников к обучению в колледже, повышению их мотивации и сохранность контингента. Ожидается уменьшение симптомов дезадаптации, своевременное предупреждение возможных правонарушений, нарушений психологического здоровья, развитие готовности к профессиональному обучению.

Ожидаемые результаты

1. Создание единой адаптационной среды.

2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.

3. Осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с кризисами.

4. Осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию.

5. Сохранность контингента, профилактика правонарушений.

6. Снижение количества обучающихся «группы риска».

Исполнители программы:

Социальный педагог

Классные руководители групп

Педагоги-психологи

Нормативно-правовое обеспечение программы.

    Нормативно-правовой базой для разработки программы социальной адаптации первокурсников являются следующие документы:

1. Устав ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий».

2. Программа развития воспитательной работы в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий».

3.Правила внутреннего распорядка студентов в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий».

4. Положение о постановке на внутриколледжный контроль обучающихся.

Этапы реализации программы:

1 этап - начальный «Адаптационный» (1 семестр)

Цель: создание условий для успешной адаптации и гармоничного

развития личности студента.

      Начало обучения в среднем профессиональном заведении, очень значимыйэтап для вчерашних школьников, именно этот период в жизни влияет надальнейшее развитие, профессиональное самоопределение и личнуюсамореализацию. В этот период происходит встреча студента и учебногозаведения, которое он выбрал, а также с той психологической средой, которая существует в этом заведении и с которой ему предстоит взаимодействовать все годы обучения.

       Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента ксодержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

       Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и будущего специалиста. В процессе адаптации первокурсников обычно выявляются следующие трудности: неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней (пошел учиться вместе с другом, отправили родители, не взяли в школу, не надо далеко ехать), выстраивание межличностных отношений в новом коллективе. В этот момент важно направление не только успешно адаптировать, но ещё и замотивировать на будущую профессию, о которой студент знает очень мало или не знает совсем ничего.

План мероприятий

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Просветительское направление

1.

Проведение «Дня знаний». Встреча с администрацией колледжа, куратором.

1 сентября

Администрация

колледжа

Классный руководитель

2.

Знакомство с колледжем, аудиториями,

преподавателями

1 сентября

Классный руководитель

3.

Час общения с куратором и с одногруппниками. Ознакомление с Уставом колледжа,правилами внутреннего распорядка

1 сентября

Классный руководитель

4.

Знакомство со студентами первого

курса с помощью анкетирования

Сентябрь

октябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

5.

Родительское собрание для родителей

студентов 1 курса

август

Администрация

колледжа

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

6.

Профориентационные классные часы вгруппах нового набора (презентациио делах колледжа, о своей профессии)

ноябрь -

декабрь

Классный руководитель

Студенческий совет

Диагностическое направление

1.

Изучение личных дел студентовпервого курса.

сентябрь

Классный руководитель

2.

Выявление списков студентов первокурсников, требующих особого

внимания (сироты, дети из

неблагополучных семей и т.д.)

сентябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

3.

Посещение занятий (с целью

наблюдения за взаимодействием

обучающихся и преподавателей в

учебном процессе).

сентябрь -

октябрь

Социальный педагог

Социальный педагог

Педагог-психолог

4.

Изучение мотива поступления в

колледж, на данную специальность.

ноябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

5.

Изучение психологического климата

в группах (беседы, наблюдения).

сентябрь -

октябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

6.

Изучение индивидуальных

особенностей личности обучающихся

нового набора с использованием

необходимых методик.

сентябрь-декабрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

7.

Составление социально –

психологического портрета

первокурсника (на протяжении года)

в течении уч. года

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

8.

Диагностика наличия и типа

имеющихся акцентуаций характера

обучающихся «группы риска», склонных к  асоциальному поведению

октябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

9.

Степень адаптированности

первокурсников

ноябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

10.

Анализ результатов диагностики

индивидуальных особенностей

личности студентов с последующим

оказанием психологической помощи

в течении

года

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

11.

Анализ результатов исследования

уровня адаптации студентов, выявление

группы риска, составление

индивидуальных коррекционных

программ

октябрь- ноябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

12.

Анкетирование студентов по

выявлению уровня комфортности в

образовательной среде колледжа

октябрь- ноябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

Профилактическое направление

1.

Неделя первокурсника

1неделя сентября

Классный руководитель

2.

Круги общения с элементами

тренинга, для знакомства и

командообразования

1,2,3 неделя

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

3.

Классные часы на общение, мотивация

к выбранной профессии

В течении

года

Классный руководитель

4.

Индивидуальная работа со студентами,

направленная на снятие состояния

тревожности, агрессии и страхов

В течении

года

Социальный педагог

Педагог-психолог

5.

Рекомендации кураторам по

результатам психодиагностики

индивидуальных особенностей

студентов

Ноябрь,

декабрь

Социальный педагог

Педагог-психолог

6.

Вовлечение в профилактические мероприятия с участием всех субъектов профилактики

В течении

года

Социальный педагог

Коррекционно - развивающее направление

1.

Обучение психологической

саморегуляции (агрессивности,

тревожности)

В течении

года

Социальный педагог

Педагог-психолог

2.

Предупреждение и снятие у

студентов психологического

дискомфорта, связанного с учебной

деятельностью

В течении

года

Социальный педагог

Педагог-психолог

3.

Индивидуальная работа с

дезадаптированными студентами

В течении

года

Педагогический

коллектив

4.

Работа по урегулированию

конфликтных ситуаций между

участниками образовательного

процесса

В течении

года

Педагогический

коллектив

5.

Повышение интереса к выбранной

профессии, путем игровых

ситуаций, упражнений, тренингов,

встреч

В течении

года

Классный руководитель

6.

Совет профилактики

В течении

года

Члены совета

профилактики

2 этап - основной «Мотивационный» (2 семестр)

Цель: мотивация на успешное освоение профессиональных компетенций.

Подростку в 15-16 лет крайне сложно выбрать профессию.Профессиональные намерения ещё неопределенны. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии – осознание собственного «Я» («Кто я?», «Каковы мои способности?», «Каков мой жизненный идеал?», «Почему я выбрал эту профессию?», «А что я о ней знаю?», «Смогу ли я работать по этой профессии?»). Все эти вопросы не дают покоя, волнуют и тревожат неокрепшую психику студентов и в то же время заставляют размышлять, искатьответы, начинать действовать. Иногда подросткам очень трудно самим ответить на эти вопросы, поэтому важно в этот момент протянуть им руку помощи, помочь разобраться и направить в правильное русло.

План мероприятий

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственный

Диагностическое направление

1.

Создание банка данных на каждогостудента

В течение года

Классный руководитель

2.

Диагностика готовности к

профессиональной деятельности

Апрель - май

Классный руководитель

Социальный педагог

3.

Анкетирование для родительских

собраний. Влияние родителей на

профессиональное становление

личности

По

согласованию

с родительским комитетом

Классный руководитель

Социальный педагог

Профилактическое направление

1.

Спортивные мероприятия

Октябрь –

июнь

Классный руководитель,

Преподаватели

физической культуры

2.

Организация экскурсий на

предприятия

Февраль -

май

Преподаватели

3.

Участие в Днях открытых дверей,

мастер-классах,  конкурсах профмастерства

и др.

В течении

года

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог - психолог

4.

Мероприятия, посвященные

формированию интереса к

выбранной профессии

В течении

года

Классный руководитель

Социальный педагог

5.

Оформление информационных

стендов для студентов и родителей

В течении

года

Классный руководитель,

Актив группы

6.

Цикл встреч и просветительских

бесед, посвященных нравственному

воспитанию

В течении

года

Классный руководитель

Социальный педагог

Принципы реализации программы:

1.Процесс воспитания, становления, адаптации

Процесс воспитания, становления, адаптации неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности человека.

2.Социализация студентов

Социализация студентов в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений  Продуктивное формирование у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.

3.Единство обучения и воспитания.

Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника. Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Это помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. Они на деле поймут, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Любая творческая работа, выполненная совместно, развивает в студентах не только дух коллективизма, но и здорового и позитивного патриотизма. Чувство единства с сокурсниками приносит глубокое моральное удовлетворение, зарождая заслуженную и обоснованную гордость за результаты своего труда и труда своих одногруппников, при этом значительно повышая чувство собственного достоинства — это мощный фактор для самоутверждения личности.

4.Процесс психологической перестройки личности

Главным в адаптации является процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь немаловажную роль играет самостоятельная работа студента, а задачей является не только успешнее, быстрее и эффективнее адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения и профессиональные навыки, но и научит «влиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «вжиться» в реальные условия новой его жизни.

В процессе реализации  программы выявлены следующие трудности в адаптации к обучению в колледже:

-недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

- выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

-боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

- социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

     Результативность: (успеваемость и качество обучения,  сохранность контингента, участие и результаты в различных мероприятиях, количество занятых в спортивных и творческих кружках, волонтерство, поведение, правонарушения и др.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента. А задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.

          Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей ихпреодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость икачество знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб.пособие / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2010.

2. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учеб.пособие / Л.М. Митина. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та;

Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.

3.Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008..

4. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010.

5.Человек с дипломом: найди себя // Мир новостей. – 2007. – № 29 от 10 июля.

                                                                                             Приложение   №1

Посещение уроков студентов 1 курса

Психологический анализ урока в адаптационный период

Преподаватель……………………………………………………………………

Предмет…………………………………………………………………………

Тема………………………………………………………………………………

Группа…………………....................................

Дата проведения занятия………………

Психологическая оценка урока

1.Уровень организации урока (доля спонтанности и воздействия преподавателя в настрое студентов на урок)

2.Оснащенность урока средствами: аудиальной, визуальной.

3.Использование разных методов и приемов обучения для развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия

4.Соотношение самостоятельной, творческой деятельности студентов

5.Работоспособность студентов на уроке, психологический климат в группе

Анализ деятельности преподавателя на уроке

1.Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции. Собранность, энергичность, эмоциональность. Умение слушать.

2.Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с группой и каждым обучающимсявлеченность преподаваемым предметом

3.Психологическая дистанция между преподавателем и студентами

4.Внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля)

Психологический анализ учебной деятельности студентов

1.Проявление у студентов ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других

2.Коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика)

3.Наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны студентов

4.Склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи одногруппников)

5.Отношение студентов к преподавателю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное)

6.Преобладающее на уроке самочувствие и настроение группы (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие,  одушевлённость, энтузиазм, мажорность, раскрепощенность или скованность)

                                           

                                                                               

                                                                                                                            Приложение   №2

Анкета «Определение степени адаптированности студентов»

1.Почему вы выбрали колледж для своего профессионального обучения?

-это мой личный выбор

-повлияли родители

-много слышал о колледже

-узнал от знакомых, друзей

-не взяли в школу

-другое_________________________________________

2.Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в колледже?

-желание получить выбранную мной специальность

-недостаток информации о других специальностях

-мнение родственников, друзей, знакомых

-специальность соответствует моим интересам

-востребованность данной специальности на рынке труда

-другое___________________________________________

3.Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?

-да нет

-частично

-никогда не получаю

4.Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

-да

-нет

5.Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?

-мы все хорошо общаемся

-мы общаемся, но в мини-группах

-мы не общаемся совсем

-мы общаемся только на тему учебы

-другое________________________________________

6.Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в

колледже?

-сила воли

-целеустремленность

-ответственность

-терпимость

-активность

-все вышеперечисленные

-другое__________________________________________

7.Какие трудности вы сейчас испытываете?

-в учебе,

-в условиях обучения

-в общении с группой

-в общении с преподавателями

-в общении с куратором

-в общении с мастером

-в общении с родителями и родственниками

-другое___________________________________________

8. Участвуете ли вы во внеурочных мероприятиях колледжа

-активно участвую

-изредка участвую

-не участвую совсем

-нет желания в этом участвовать

9. После двух месяцев в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?

-Да

-Нет

-Не знаю

-Хочу обратно в школу

10.В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?

-Спортивные:

Какие?________________________________________________________

-Танцевальный

-Театральный

-Вокальный -

Другое____________________________________________________________

11.Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

-Материальное благополучие

-Здоровье

-Уважение окружающих

-Удовольствие, развлечения

                                                                                                                         

    Приложение   №3

Анкета «Адаптированность студентов в колледже»

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Обведите кружком на каждой строчке варианта ответа в соответствующей графе, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние для Вас чаще всего характерно, когда Вы находитесь в колледже (оцените по 4-бальной шкале ниже перечисленные эмоциональные состояния)

№ Суждения, ответа

1.Нет, это не так

2.Пожалуй, так

3.Верно

4.Совершенно верно

1. Я спокоен, ощущаю душевный покой  1 2 3 4

2. Мне ничего не угрожает 1 2 3 4

3. Я нахожусь в напряжении  1 2 3 4

4. Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4

5. Я обычно раздражен 1 2 3 4

6. Меня охватывает беспокойство, когда я

думаю об учебе 1 2 3 4

7. Мне радостно, я чувствую желаниеучиться1 2 3 4

8. Часто расстраиваюсь по пустякам, все близко принимаю к сердцу

1 2 3 4

9. Я внутренне скован, закомплексован 1 2 3 4

10. Я чувствую себя свободно «как рыба в воде»1 2 3 4

11. Я удовлетворен собой и своимиучебными успехами 1 2 3 4

12.Я сильно переживаю из-за неприятностей, долго не могу о них

Забыть1 2 3 4

13. Я уверен в себе и своих силах 1 2 3 4

14. Часто нервничаю, расстроен, ненахожу себе места 1 2 3 4

15. Меня тревожат возможныетрудности1 2 3 4

16. У меня бывает хандра, апатия, тоска 1 2 3 4

1. Вы с желанием идете в колледж?

• Да

• Нет

• Затрудняюсь ответить

• Другое__________________________

2. Что вы скажите о своей учебе?

• Учусь с удовольствием

• Учусь, так как требуют родители

• Учусь, так как это необходимо для моего будущего

• К учебе равнодушен

• Думаю оставить учебу

• Хочу перейти в другую группу

• Другое ____________________

3. Самые интересные предметы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. По сравнению со школой:

• Вы стали учиться лучше

• Вы стали учиться хуже

• Все осталось без изменений

• Другое___________________________________________________________

5. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?

• мы все хорошо общаемся

• мы общаемся, но в мини-группах

• мы не общаемся совсем

• мы общаемся только на тему учебы

• другое

                                                                                                                            Приложение № 4

Психологический портрет студента группы №____

Специальность (профессия)______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ф.И. О. , дата рождения___________________________________________________

__________________________________________________________________

1.Психотипы:

__________________________________________________________________

Рекомендации:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.Самооценка психических состояний:

Тревожность:_______________________________________________________

Фрустрация:_______________________________________________________

Агрессивность:_____________________________________________________

3.Ригидность:________________________________________________________

Рекомендации:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Положение в группе: (подчеркнуть)

Лидер (звезда),  Предпочитаемый, Принимаемый, Отвергаемый (изгой)5.Взаимоотношения с одногруппниками:

(деловые, ровные дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается).

6.Манера, стиль общения с окружающими:

– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко

перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым,

нуждается в поощрении при разговоре);

– экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытенткрыт, полон внимания к окружающим);

– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность разговоре немногословен).

7.Отношение к общественному мнению:

активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять);

пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

                                                                                                                              Приложение № 5

Индивидуальная психолого-педагогическая карта студента

Ф.И.О., дата рождения _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Группа _____________ Год обучения____________Семестр______________

1.Волевые качества, которыми обладает студент:

• целеустремленность

• настойчивость

• выдержка

• решительность

• инициативность

• организованность

• дисциплинированность

• смелость

• исполнительность

• самостоятельность

2.Характерные особенности личности  обучающегося:

• дисциплинирован - не дисциплинирован;

• конфликтует с одногруппниками – не конфликтует;

• конфликтует с окружающими – не конфликтует;

• агрессивное поведение – спокойное - доброжелательное поведение;

• педантизм – отсутствие педантизма;

трудновоспитуем – легко поддается воспитанию;

• завышенная самооценка – заниженная самооценка.

4.Отношение к обучению:

• отрицательное

• избирательное

• учиться с интересом

• учебой не интересуется

5.Характер общения в группе:

• малообщителен

• общается избирательно

• общение ровное, со всеми в группе

• является центром общения

• неформальный лидер

• изолированный

6.Характер общения с преподавателями:

• конфликтен

• на замечания реагирует агрессивно

• доброжелателен, выдержан

• отношения ровные, спокойные

7.Общественная активность:

• не участвует в жизни группы

• пассивный участник общественных дел в группе

• организатор творческих дел в группе

• участник спортивных мероприятий

• активный участник творческих дел в колледже

8.Внешний вид:

• аккуратный внешний вид

• безразличие к одежде

• неряшливость в одежде

• постоянное ношение спортивной формы

9.Культура речи:

• высокая культура речи

• регулярное употребление нецензурных выражений

• позволяет себе употребление нецензурных выражений

• нецензурные выражения в речи появляются, но редко

• на замечания не реагирует

10.Отношение к алкоголизму, курению:

• курит регулярно

• курит за компанию

• не курит

• выпивает иногда

• не пьет

• был замечен с запахом алкоголя в колледже

• имеет выговоры и предупреждения за употребление алкоголя

11.Состоит на учете:

-КДН и ЗП

-ОПДН

-Внутриколледжный учет

12.Сколько раз приглашался на Совет профилактики.

 

                                                                                       Приложение № 6

«Первые   впечатления о колледже»

 ФИО (полностью)___________________________________________________

 Телефон:___________________________________________________________

 Адрес проживания: __________________________________________________

1.Что повлияло на выбор специальности?

2.Испытываете ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

3. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения?

4.Какие трудности вы сейчас испытываете?

5.Предстоящее изучение, каких предметов вызывает чувство неуверенности в себе?

6.Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа) ‒ здоровье ‒ материальное благополучие ‒ уважение окружающих ‒ удовольствие, развлечения ‒ другое (укажите)

7.Любимые предметы

8.Планируете ли Вы участие в общественной жизни колледжа, группы? 9.Любимое занятие, хобби, таланты

10.В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?

11.Первые впечатления о группе, колледже

                                                                                             

                                                                                                                             

 Приложение № 7

 АНКЕТА« Я студент»

ФИО (полностью) ____________________________________________________

1.Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

2. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?

3.Какие трудности вы сейчас испытываете?

4. После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?

5.Вы с желанием идете в колледж?

6.Что вы скажете о своей учебе?

7.Самые интересные предметы

8.По сравнению со школой учусь лучше или хуже

9.Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?

10.Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа) ‒ здоровье ‒ материальное благополучие ‒ уважение окружающих ‒ удовольствие, развлечения ‒ другое (укажите)

11.Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе? 12.Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа ‒ активно участвую ‒ не участвую совсем(почему) ‒ изредка

13.В каких кружках и секциях Вы занимаетесь в колледже?

                                                                                                                             Приложение № 8

АНКЕТА  «Правильность моего выбора»

1.Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в колледже? Да__ нет__

2.Удовлетворяет ли Вас студенческая жизнь?

Да__нет__

3.Комфортно ли Вы чувствуете себя в новой обстановке?

Да__нет__

4. Вы хорошо осведомлены о специальности, на которой Вы учитесь? Да__нет__

5. Вы всегда с радостью идете в колледж или Вам часто хочется остаться дома? ‒ иду с радостью ‒ бывает по-разному ‒ чаще хочется остаться дома

6.Что для Вас оказалось более сложным в течение первого семестра? ‒ обучение ‒ вхождение в коллектив ‒ условия обучения ‒ условия проживания

7. Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным?

8.Какая помощь и с чьей стороны Вам нужна, чтобы справиться с трудностями?

9.У Вас в группе есть друзья?

10.Хорошие ли у Вас отношения с группой?

11.Вы делите группу на хороших и плохих?

12.Старшекурсники конфликтуют с Вами?

13.Чувствуете ли Вы давление со стороны кого-либо, находясь в колледже? 14.Какие мероприятия, проводимые в колледже, Вам запомнились больше всего?

15.Какую роль классный руководитель сыграл в вашей жизни?

16.Назовите наиболее характерные черты вашего куратора

17.Что бы вы хотели изменить в работе своего куратора?