Молчанова Ирина Васильевна, учитель технологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34 имени Амелина Станислава Александровича», г. Кемерово,

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Внедрение и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) нового поколения предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, а в дальнейшем, и к уровню профессиональной подготовки специалистов.

В соответствии с этим, провозглашены ведущие задачи современного образования - обеспечение доступности услуг, общего, дошкольного и дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации, развитию потенциала молодежи; формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, развивающий человеческий потенциал, обеспечивающий текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации [2].

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО определяют готовность выпускника к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, умению быстро адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

На современном рынке труда востребована личность самостоятельная и инициативная, легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, способная учиться, развиваться, самообразовываться, самосовершенствоваться и творчески относиться к любому делу. Такие качества личности, возможно, развить только в результате самопознания, самоопределения, саморазвития и самореализации. Кроме того, в условиях наукоёмких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной технологической подготовке школьников. Ориентация учащихся только на усвоение определённой суммы технологических знаний, как залога их будущей успешной профессиональной деятельности, не имеет права на существование.

Проблема развития человека и его внутренних ресурсов, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив, должны стать стержневым компонентом образования. Таким образом, одной из важнейших задач модернизации Российского образования является разработка перспективной системы технологического образования.

Технологическое образование в образовательных организациях признано носить комплексный образовательный характер, что возможно через реализацию предметной области «Технология». Огромная роль в формировании социально-психологических аспектов профессиональной ориентации учащихся принадлежит именно учебному предмету «Технология».

Предмет «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося. Освоение учебной программы по учебному предмету «Технология» на уровне основного общего образования должно обеспечить:

развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.

В соответствии с содержанием Основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО), учебный предмет «Технология» имеет четкую практико-ориентированную направленность, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путем овладения методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий. В то же время формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Технология» формирует представления учащихся о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, что обеспечивает личностное развитие в будущей профессиональной деятельности, осознанный и ответственный выбор жизненного и профессионального пути. Это непременно должно отвечать требованиям и интересам Российского образования и общества.

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО, широко представлены в ООП ООО в Программе воспитания и социализации учащихся.

Целью воспитания и социализации является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа воспитания и социализации учащихся на уровне ООО включает следующие задачи по профессиональной ориентации:

- сформировать у школьников мотивацию к труду, потребность к приобретению профессии;

- обучить способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, вакансиях и востребованных профессиях на рынке труда, службе занятости населения, условиях труда;

- развивать у обучающихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, повышения квалификации;

- информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда.

Исходя из вышесказанного, основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся с учетом личностных и психофизиологических особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей и возможностей, запросов рынка труда – с другой [2].

Самоопределение есть процесс и результат выбора личностью собственной позиции в жизни, обществе, культуре. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности.

В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Особую важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Непрерывность развития и образования человека должно обеспечиваться на каждом возрастном этапе путём создания условий, возможностей и механизмов САМОопределения, САМОразвития и САМОрегуляции личности [4].

При реализации программы планируются следующие результаты. Личностные результаты освоения программы отражают формирование готовности и способность обучающихся к осознанному выбору, построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Предметные результаты включают профориентационные показатели: формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных отношений; формирование представлений подростков о мире и востребованности профессий, рынке труда. Метапредметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач [1].

Особый акцент сделан на использование технологий развития личности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации образовательной и воспитательной деятельности.

Применение социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных  компетенций) [3].

Таким образом, цель профессиональной ориентации – не просто в получении результатов диагностик интересов, склонностей, мотивов выбора профессии школьником, а в использовании их для дальнейшего его развития и саморазвития.

Не стремитесь указывать своим ученикам путь, по которому нужно идти. Помогите облегчить выбор пути, сделать его более осознанным, самостоятельным и адекватным. Важно помочь понять возможности самостоятельного влияния на собственное будущее и продвинуться им в плане своего личностного развития, правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, не только адаптироваться к окружающим условиям, но менять себя и условия, которые их не удовлетворяют, умело прогнозировать будущее. Понимание себя, поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни делают реальным и осмысленным поиск своего будущего - необходимое условие успешной жизни. Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности [1].

Список литературы

Дневник профессионального са

моопределения старшеклассника /

авт.

сост: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – 4-е изд. – М.: Планета, 2014. - 80 с.

-

(профильная школа).

Социально-педагогический подход

к профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]

.

URL

:

http

://

journal

.

preemstvennost

.

ru

/

novyj

-

nomer

/30-

realizatsiya

-

fgt

-

i

-

fgos

/109-

sotsialno

-

pedagogicheskij

-

podkhod

-

k

-

proforientatsii

-

shkolnikov

-

v

-

kontekste

-

realizats

(дата обращения: 21.04

.2015

г.

).

Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. – 3-е изд. – Планета, 2011. – 101 с. – (Профильная школа).

Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха

[Текст] /С.Н. Чистякова. – М., 2003.