* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;}

Содержание методической работы

инструктора – методиста и тренера-преподавателя.

Должностными обязанностями инструктора-методиста нашего учреждения (МБУ ДО ФСН «Озёры») предусмотрена функция оказания методической помощи тренерам - преподавателям по вопросам организации тренировочного процесса, в том числе через разработку и распространение методической продукции.

Педагогический, учебно - тренировочный процесс предполагает повседневный творческий труд тренера-преподавателя. В нём постоянно происходят какие-то изменения: совершенствование технологий обучения, изменение контингента обучающихся, появление нового оборудования и инвентаря для проведения тренировочного процесса. Всё это требует от тренера-преподавателя постоянного поиска наиболее важного - содержания, целесообразности форм, методов и средств обучения. В процессе этой деятельности тренер - преподаватель систематизирует и обобщает накопленный опыт, как свой, так и своих коллег, изучает педагогическую литературу и отбирает для себя всё интересное и значимое. Благодаря такой научно-методической работе, тренер - преподаватель совершенствует свое педагогическое мастерство.

Цель работы инструктора - методиста – оказать практическую помощь тренерам - преподавателям в методической работе. Востребованность методических рекомендаций, консультаций инструктора – методиста продиктована, прежде всего, их содержанием, которое отражает комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в тренерскую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития.

Новизна предложенных методических рекомендаций заключается в комбинации элементов известных методик разработки методической продукции.

В чём содержание методической работы тренера – преподавателя?

Рассмотрим характеристики основных видов методических материалов.

Методическая разработка:

• содержит конкретные материалы по методике обучения по образовательной программе (ее раздела, темы, учебно-тренировочного занятия) по современным технологиям обучения или проведения спортивно - массового мероприятия, по обобщению передового опыта;

• материалы по вопросам учебно-воспитательной работы;

Учебное и учебно - методическое пособие:

• содержит материалы по методике обучения раздела, части учебно- тренировочного процесса или по методике воспитания.

Методические рекомендации и методические указания:

• методические рекомендации составляются инструктором - методистом обычно в помощь тренеру – преподавателю как самостоятельная целостная работа или составная часть методической разработки.

• методические рекомендации разрабатываются чаще всего в помощь выполнений практических заданий с примерами их выполнения, организации мероприятий.

Дидактические материалы:

• дидактические материалы - это наглядные учебные средства: нормативы, комплексы упражнений, тестов, комплекты подвижных игр, и пр.

• предназначено как для обучающихся, так и для тренеров - преподавателей.

Какие виды методических материалов использует тренер - преподаватель в работе?

Методические рекомендации:

Методические рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях раскрывается одна или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Задачей инструктора - методиста является оказание практической помощи тренерам-преподавателям в приобретении и освоении передовых знаний как практического, так и теоретического характера. Через рекомендованные инструктором - методистом пособия можно включать в работу не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и рассматривать разные мнения по той или иной проблеме, содержащие разные виды учебно-методических материалов:

• печатные издания,

• цифровые образовательные средства,

• видео-подборки для обучения и др.

Какой дидактический материал использует тренер – преподаватель?

Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающихся проделывать конструктивную работу в процессе обучения.

Виды дидактических материалов:

• демонстрационный материал (иллюстрации, плакат, фотографии, рисунки, видеоролики, схемы, графики и т.д.);

• раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных действий, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, и т.п.).

Вывод:

помощь и рекомендации инструктора – методиста являются наиболее распространенным видом методической работы тренерам - преподавателям в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

Составление, разработка и использование методических материалов требует от инструкторов – методистов и тренеров – преподавателей тщательной подготовки, глубоких знаний о сущности раскрываемого вопроса, особенностях предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области, достижениях современной педагогической науки.