* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .futurismarkdown-paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;}

Согласиться нельзя изменить

Федорова Л. Д.

(Россия, г. Улан-Удэ, МАОУ СОШ № 35),

nepogodeva@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы планирования учебного предмета «Труд», предложенные «Методическими рекомендациями преподавания учебного предмета Труд (технология) в 2024– 2025». По мнению автора, в таком варианте невозможно получить качественное обучение, необходимо сбалансировать предлагаемые модули с учетом реалий сегодняшнего дня.

  В Методическом письме по учебному предмету «Труд (технология)», переименование технологии в труд объясняется «цифровизацией всех сфер жизни людей». Обратимся к толкованию этих слов в русском языке.

«Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. (Обществознание, 6 класс).»

«Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. В широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.». Кроме того, «цифровизация», это использование информационных технологий. В чем смысл переименования технологии в труд, непонятно. Тем более, что концепция преподавания данной предметной области сохранилась, содержание и построение по модульному принципу программ практически не изменилось.

Тем не менее различия присутствуют. Обратимся к «Методическим рекомендациям преподавания учебного предмета Труд (технология) в 2024– 2025 учебном году руководителя центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ОГБОУ ДПО «КОИРО» Т.Б. Румянцевой, где сказано: «Деление класса на группы по гендерному принципу не предусматривается. Деление обучающихся на подгруппы необходимо производить в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 с учётом интересов обучающихся, специфики образовательной организации. Деление на подгруппы можно произвести по интересам обучающихся, например, подгруппа 1 ориентирована на преимущественное изучение технологий обработки древесины, металлов и др. Подгруппа 2 ориентирована на преимущественное изучение технологий обработки текстильных материалов».

Это не возбранялось и раньше. Например, в нашей практике в 90-х годах были случаи, когда мальчики обучались на уроках труда с девочками по собственному желанию и по заявлению родителей. Да, в нашей истории были знаменитые мужчины модельеры и повара, а среди женщин – летчицы и инженеры, но это скорее исключение, чем правило. И это совсем не значит, что всем поголовно надо изучать модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», для чего в вышеназванных методических рекомендациях рекомендуется меняться мастерскими и преподавателями. Причем изучение данного модуля обязательно для всех обучающихся класса!!! Это наводит на мысль о «гендерно-нейтральном воспитании», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Педагог-психолог Ирина Миронова главной задачей гендерного воспитания считает помощь «детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам». Безусловно это задача семьи, но и школа не должна идти в противоречии с установками общества: мальчик должен уметь забить гвоздь, помочь маме донести сумки, защитить девочку и т.д., а девочка должна уметь элементарно пришить пуговицу, создать уют в доме.

Обучение по подгруппам заложено в учебном плане, деление на подгруппы надо проводить по интересам обучающихся, но совсем не обязательно всем изучать «Конструирование швейных изделий» или «Технологии обработки тонколистового металла». (из предлагаемых КТП) Да, какие-то темы надо оставить для всех, например, по профориентации, модули «Компьютерная графика. Черчение», «Производство и технологии».

В русском языке есть хорошая пословица «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Это про человека, который берется за много дел одновременно. Предлагаемая программа по труду своим содержанием как ни какая другая отражает эту пословицу. Но будет ли результат? Попробуем разобраться по модулям.

Больше всего часов приходится на модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов». На наш взгляд именно этот модуль необходимо разделить по интересам, нельзя валить в одну кучу обработку древесины, кулинарию и конструирование одежды. Если мы хотим познакомить обучающихся с теоретической частью данного модуля, то это возможно, но итогом изучения материалов и технологий предполагается выполнение проектной работы, результатом которого должно быть готовое изделие. Разные материалы, разная организация рабочих мест, разные инструменты и правила техники безопасности с ними. Едва ли большинству мальчиков будет интересно делать выкройку, а затем шить прихватку. Им гораздо интереснее работать с инструментом по дереву, например, изготовить разделочную доску и подарить ее маме. Деление тем вышеназванного модуля по интересам обучающихся позволит сократить часы, не допустить смены кабинетов и учителей, а главное повысит качество обучения тому направлению, которое выбрал обучающийся.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение». На наш взгляд важный и необходимый модуль. В 2023 году Президент РФ Владимир Путин дал поручение ввести уроки черчения в школах с 2024/2025 учебного года. На заседании Совета по науке и образованию от 06.01 2025 г министр просвещения С.С. Кравцов доложил, что поручение выполнено и черчение вернулось в школы.

Тем не менее, черчение отдельным предметом в учебных планах не появилось, его ввели как модуль «Компьютерная графика. Черчение» в учебном предмете «Труд». Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры, развитие абстрактного мышления, пространственного воображения, творческого потенциала личности. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в науке, технике, производстве, строительстве, дизайне и многих областях деятельности. Графическая культура сегодня приобретает роль второй грамотности, особенно с применением графических программ. Но достаточно ли 32 часа на модуль «Компьютерная графика. Черчение» в учебном предмете «Труд». Однозначно нет!

Из личного опыта автора можно сделать выводы, что без мануального этапа черчения, знания стандартов, правил проекционного черчения невозможно эффективное обучение в графических программах. Не способствует этому и распределение часов модуля «Компьютерная графика. Черчение» на все годы обучения с 5 по 9 класс.

На наш взгляд и черчение и компьютерная графика возрастные учебные дисциплины.

Они тесно связаны с геометрией, физикой, которые включены в учебные планы школ с 7 класса. Наверное, с этого возраста возможно изучение черчения. На наш взгляд надо добавлять часы на этот модуль, а лучше ввести его отдельным предметом вместо труда в 8-9 классах: 8 класс – геометрическое и проекционное черчение, 9 класс- компьютерное черчение. В 10 классе технологического профиля для углубленного изучения черчения ввести основы начертательной геометрии.

Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» оставить для углубленного изучения в 11 классе технологического профиля. Но и здесь необходимо иметь 3-Д принтеры, компьютеры и другое оборудование.

Модуль «Робототехника». Предлагается к изучению с 5 класса в урочной форме.

Робототехника в учебном процессе помогает обучающим в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки: аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность, формируют специальные технические умения. Работая с образовательными конструкторами LEGO, обучающиеся учатся конструированию изучают языки программирования, развивают логическое мышление при написании блок-схем программ.

Робототехника важный и необходимый модуль, но его реализация требует хорошей материальной базы: наборы конструкторов, датчики, электродвигатели и т.д. Нужны ноутбуки с программным обеспечением. Не каждая школа, особенно отдаленные, обладает необходимым оборудованием. В методических рекомендациях Гончаровой А.Н., преподавателя кафедры ИМиЕНО рекомендуется использовать «ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, «Кванториумов», центров молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ), специализированные центров компетенций (включая WorldSkills) и др.» На практике это трудноразрешимая задача т.к. возникают вопросы с расписанием уроков, сопровождения классов в сторонние организации. Основываясь на вышеназванных рекомендациях может разумнее этот модуль оставить дополнительному образованию?

На наш взгляд нельзя объять необъятное. Понятно, что наука не стоит на месте, постоянно появляются новые технологии, новое оборудование и т.д. Сейчас в жизнь входит искусственный интеллект. Его в какой учебный предмет будем вставлять?

Для того, чтобы получить качественное обучение, надо при разработке программ учитывать мнение учителей- практиков и реалии сегодняшнего дня.

В название статьи требуется поставить запятую. Хотелось бы узнать мнение коллег по этому поводу.