Каждый год 9 мая мы поздравляем ветеранов и всех, кто участвовал в военных действиях ради этой победы. 

Но не упоминаем о советских психологах. В тяжелых условиях войны они написали невероятное количество статей и трудов, тем самым внесли свой вклад в Великую Победу и в развитие психологической науки и практики.

В годы Великой Отечественной войны Советские психологи:

проводили научные исследования оборонной тематики;

работали в эвакогоспиталях, занимались восстановлением здоровья раненых бойцов;

обеспечивали психологическую подготовку кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;

занимались научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работой;

непосредственно участвовали в боевых операциях в составе кадровых частей, народного ополчения и партизанских отрядов;

строили защитные сооружения;

работали в тылу на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении.

Не прекращалась научно-исследовательская и научно-практическая деятельность психологов. Несмотря на изменившиеся требования к научным разработкам, советские психологи сумели оперативно и эффективно перестроить свою деятельность. Продолжалась работа ученых в учебных и воспитательных учреждениях. Еще одной формой практического участия психологов в деле защиты Отечества являлась консультационная работа и проведение военно-врачебной экспертизы.

Так, Александр Львович Шнирман - врач-психиатр, кандидат педагогических наук, доцент, педагог.

3 июня 1941 года также был призван на военную службу, с первых дней войны работал врачом в эвакогоспитале, а после ранения на фронте работал сначала в Управлении эвакогоспиталей, затем консультантом Наркома здравоохранения РСФСР. Возвратился в Ленинград после окончания Великой Отечественной войны в конце 1945 года по ходатайству ЛГПИ имени М. Н. Покровского, вернувшегося из эвакуации, и снова стал преподавателем кафедры психологии. В 1951 на волне «борьбы с космополитизмом».

Александр Романович Луриясоветский психолог и врач-невролог, один из основателей нейропсихологии. Был сотрудником Л. С. Выготского и одним из лидеров круга Выготского. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947) и АПН СССР (1967)).

В первые месяцы войны организовал тыловой восстановительный госпиталь нейрохирургического профиля на 400 мест в деревне Кисегач близ Челябинска. Августа Викторовна Ярмоленко, будучи помощником директора по научной части института слуха и речи и окончив курсы медсестер, в тяжелые блокадные дни работала в эвакогоспитале Ленинграда. Дважды поощрялась командованием.

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии. Он был назначен научным руководителем эвакогоспиталя в поселке Кауровка на берегу реки Чусовой Свердловской области. Вместе со своими коллегами и друзьями он организовал работу по восстановлению движений у раненых.

Начальником медицинской части этого госпиталя был Петр Яковлевич Гальпериноветский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР. Доктор педагогических наук, профессор.

Во время войны Харьковский (Украинский) психоневрологический институт был превращён в психоневрологический госпиталь и эвакуирован в Тюмень. Гальперин работал ординатором нейрохирургического отделения этого госпиталя с сентября 1941 до февраля 1943 гг.

С марта 1943 г. Гальперин занимал должность начальника медицинской части восстановительного госпиталя. С этого времени и до последних дней жизни он оставался сотрудником Московского университета. Его первое научное исследование в университете было посвящено психологическим проблемам восстановления двигательных функций после ранения. В октябре 1943 г. Гальперин как доцент кафедры психологии МГУ переехал в Москву.

Там же работали известные психологи как Запоро́жец Алекса́ндр Влади́мирович советский психолог, доцент, профессор

В 1941–1943 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область), в 1944–1960 гг. – заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии; организатор, с 1960 г. – директор НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1965–1967 гг. – академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968–1981 гг. – член Президиума АПН СССР.

Вольф Соломонович Мерлин (22 января 1898 — 6 апреля 1982) — советский психолог, доктор педагогических наук (по психологии), профессор. В годы войны Мерлин изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации военнослужащих, ослепших на войне. Позднее это направление его исследований нашло отражение в монографии «Проблемы экспериментальной психологии личности», в главе «Психологические конфликты», одной из первых работ в российской науке, где был проанализирован жизненный психологический конфликт военнослужащих, ослепших на войне, пути и этапы его преодоления.

Борис Михайлович Теплов (1896-1965) - советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук (по психологии), научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», созданной в 1952 году в НИИ общей и педагогической психологии (ныне Психологический институт РАО), главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958-1965). ) по просьбе руководства страны помог вернуть в строй оставшихся в живых незаслуженно репрессированных в 30-е гг. офицеров и военачальников. Его задачей было оценить меру сохранности личности этих безвинно пострадавших людей, уровень их мышления, поработать с ними в качестве не только диагноста, но и психотерапевта. В результате Советская Армия получила блестящих командиров, таких, как маршал Конев, Рокоссовский и др.

С первых дней войны ушли на фронт и воевали на нескольких фронтах:

Григорий

Демьянович

Луков

-

 (

1910

1968

) — советский психолог, ученик 

А. Н. Леонтьева

. В составе 

Харьковской группы

 развивал психологические исследования детской игры.

Участник Великой Отечественной войны. В послевоенный период переехал из Харькова в Ленинград. Крупный специалист в области военной психологии. С 1957 года преподавал военную психологию в Военно-политической академии.

Петр Иванович Зинченко

((12 июля 1903 - 17 февраля 1969) - советский психолог развития, ученик Льва Выготского и Алексея Леонтьева и сам один из крупнейших представителей Харьковской школы психологии.

В 1963 году Зинченко основал и возглавлял кафедру психологии Харьковского университета до своей смерти в 1969 году.) воевал в составе действующей армии, был заместителем командира саперной роты.

Также многие известные советские психологи боролись с фашистами непосредственно на фронте:

Г.М. Андреева, В.В. Богословский, А.В. Веденов, М.В. Гамезо, А.Д. Глоточкин, В.И. Кауфман, А.Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, Е.С. Кузьмин, Н.С. Мансуров, М.Ф. Морозов, М.М. Нудельман, А.В. Петровский, П.А. Просецкий, М.С. Роговин, Ю.А. Самарин, Е.Н. Соколов, Б.И. Хотин, Ф.Н. Шемякин, Д.Б. Эльконин и др.