* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Советы родителям по воспитанию трудолюбия у детей

В формировании трудолюбия у детей, решающая роль принадлежит семье. Уже с первых лет ребенок наблюдает за деятельностью взрослых, и усваивает, хоть еще и неосознанно, что без труда не будет результатов. По мере того, как ребенок подрастает, овладевает двигательными умениями и навыками, родители приучают его к элементарным навыкам самообслуживания, посильному труду.

Желательно, чтобы родители спокойно и терпеливо показывали, что и как надо делать, помогали ребенку, когда требуется, проявляли снисходительность при неудачах и обязательно поощряли даже за небольшие достижения и успехи.

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность.  Если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности, поэтому трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль.

У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать своё рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

У ребенка, как и у каждого члена семьи, непременно должны быть постоянные обязанности по дому: сложить свою одежду, разложить ложки перед едой и др. Участие в домашнем труде будет способствовать воспитанию ответственности, впоследствии подготовке к самостоятельной жизни. Важно не только прививать детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Ведь желание повторить успех будет стимулировать у ребенка потребность в труде.

Наши маленькие детишки — большие «почемучки». Им всё интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему?»«зачем?»«для чего?», ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?» Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой — превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют», где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.

  В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»«Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»«Я одеваю сестренку, и мы идем на прогулку»«Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»«Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

  Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко»«Гуси-лебеди» и т. д. А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всём примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться.

Внимательно и бережно относитесь к поделкам сына или дочери, храните их рисунки и подарки к 23 февраля и 8 марта, которые он делает в детском саду. И пусть его поздравление не так красиво, и флажок или звёздочка криво приклеена, но ведь приложено столько стараний! Ребёнок должен видеть, что результат его труда достоин уважения.

Восточная мудрость справедливо утверждает: «Если ты поймал рыбу для ребёнка – ты накормил его один раз, если ты научил его ловить рыбу – ты накормил его на всю жизнь». Давайте же с самого раннего возраста учить детей трудиться, уважать людей труда, всё что создано усилиями человека.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!