УДК 37.013.77 А.О. Торгашова
преподаватель русского языка, ГАПОУ «Салаватский колледж образования и профессиональных технологий, г. Салават
UDC 37.013.77 A.O. Torgashova,
Russian language teacher, Salavat College of Education and Professional Technologies, Salavat
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос обучения и воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли школы и семьи в обучении и воспитании младших школьников. Проблемы обучения и воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в обучении и воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в обучении и воспитании.
Annotation. The article deals with the issue of training and education of the younger generation, which is one of the most key tasks facing every parent, society and the state as a whole. Today, the question of the role of the school and the family in the education and upbringing of younger students is acute. The problems of teaching and educating children of this age are of particular importance and attract attention. Difficulties in learning, the causes of failure in education make us think that the decisive role in the education and upbringing of the child is given not only to the school, but also, of course, belongs to the family, which becomes the coordinator and regulator in education and upbringing.
Ключевые слова: Обучение, воспитание, школа, семья, современные формы, взаимодействие школы и семьи.
Key words: Education, upbringing, school, family, modern forms, interaction between school and family.
В данный период наблюдается кризис духовной жизни, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкие, не всегда продуманные изменения в образовательной системе, нивелирующие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Воспитание детей – один из важных критериев развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях.
Вопросы образования и воспитания обретают смысл в молодом возрасте, поскольку именно этот период рассматривается как начало развития личности, формирование его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественного бытия.
В условиях обновления современной начальной школы можно сказать, что существует проблема организации взаимодействия между школой и семьёй в вопросах обучения и воспитания. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, «В современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося». [6, 105] [6; 8]
Вопросы обучения и воспитания учащихся начальных классов в школе рассматривались в работах Е.В. Брянцевой, Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной, А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова и др.
Если в широком понятии воспитание включает в себя процесс познания реальности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает лишь область отношений и поведения.
Обучение-явление неоднородное. В нем есть две стороны-преподавание и учение. Преподавание зависит от учения, как и учение от преподавания. Поэтому в определении обучения будем исходить из того, что оно включает два взаимообусловленных процесса-преподавание и учение.
Под преподаванием понимается процесс, когда преподаватель даёт ученикам знания, умения и навыки, способы деятельности и жизненный опыт. [10]
Учение-это процесс приобретения учащимися передаваемого учителем содержания обучения, таких как: научных фактов, понятий, закономерностей.
Важное условие обучения и воспитания ребенка младшего школьного возраста является взаимодействие в системе «семья-ребенок-школа». На это указывал еще В.А. Сухомлинский, отмечая, что «Всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка без взаимосвязи семьи и школы невозможно». [1, 93] [1]
Под взаимодействием учителя с семьей учащихся понимается такая организация их совместной деятельности, при которой достигается общность в понимании возникающих ситуаций и способов их разрешения, а также определенная степень солидарности или согласия, в выработке совместных действий в процессе принятия решения проблем формирования и развития личности детей младшего школьного возраста. [5; 2]
Одна из форм установления контактов-общение родителей, школьников и преподавателей в процессе выполнения педагогических обязательств.
Можно указать несколько видов педагогических обязательств:
1. Обязательства, предполагают непосредственную работу с детьми (руководство кружком, индивидуальное шефство).
2. Обязательства, предусматривающие организационную помощь учителю: помощь в проведении экскурсионных мероприятий, создание библиотеки класса и т.д.
3. Обязательства, предусматривающие участие в формировании и совершенствовании материального фонда школы: изготовление оборудования, оказание помощи в ремонтных работах и т.д.
Формы работы педагога с семьями учащихся очень разнообразны и зависят от структуры воспитательной системы и возникших проблем.
Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает следующие формы организации работы с родителями учащихся. Основываясь на положениях системного, дифференцированного и индивидуального подходов, педагог делает свой выбор между коллективными, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия. [7; 3]
Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Формы взаимодействия семьи и школы в вопросах обучения и воспитания младших школьников могут быть индивидуальные (посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями), групповые (конференции, экскурсии, деловые игры, психотехнические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы) и коллективные (собрания, конференции, концерты, открытые уроки, семинары). В настоящее время в процесс взаимодействия семьи и школы все больше внедряются информационные технологии (сайт школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта и т.п.), что позволяет включить в воспитательный процесс даже самых занятых родителей, делая его удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным.
Для организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в обучении и воспитании младших школьников необходимо выделение и обоснование ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Под педагогическими условиями понимается один из компонентов педагогической системы, который отражает комплекс возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. [4; 9]
Литература
1.Акутина С. П., Акутина А. Н. Проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию детей в современной России // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников, Прага, 2022. - 220 с.
2.Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, A. A. Реан.- СПб., 2020. – 299 с.
3.Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа, 2020. - с. 88.
4.Брянцева Е. В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2017 г.), 2017. - с. 67-69.
5.Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Воспитание в современной школе. — М. Изд-во Просвещение, 2019. – 207 с.
6.Кузьмина Е. О. Воспитательный процесс и роль педагога в его организации // Молодой ученый, 2019. – 288 с.
7.Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети/ Л. И. Маленкова. -М.: Педагогическое общество России, 2020. – 303 с.
8.Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия семьи и школы: методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2019. – 78 с.
9.Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2022. – 220 с.
10.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Мысль, 2018. – 225 с.
©Торгашова А.О., 2024