Булдакова Людмила Анатольевна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории.
Современные ИКТ как средства активизации речемыслительной деятельности обучающихся.
Эффективность работы учителей иностранного языка зависят от того, насколько успешно они овладеют идеями модернизации современного школьного образования, и внедряют ли они эти идеи в практику преподавания иностранного языка.
Учитель иностранного языка должен понимать, что обновления подразумевает: во-первых, изменение целей и результата обучения; во - вторых, сокращение объёма обязательного для освоения содержания; в - третьих, изменение методов и технологии освоения минимизированного содержания обучении; в - четвёртых, индивидуализацию процесса обучения иностранному языку; в-пятых, изменение стандартов, программы учебных планов по иностранному языку.
Учитель основной школы должен быть готов к модернизации всей методической системы обучения иностранному языку, т.е. к обновлению всех компонентов этой системы:
научно - теоретического подхода и концептуальных принципов обучения;
целей обучения;
содержания обучения
средств, приёмов и методов обучения;
способов и форм контроля заданного результата обучения.
Однако здесь важно определить, что следует модернизировать в первую очередь и как модернизировать.
Обновление затрагивает технологическую сторону обучения, т.е.
«искусство» преподавания иностранного языка: специфические методы, приёмы, средства, способы и формы учебной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя.
Обновление касается описания опыта обучения иностранному языку в основной школе и разработки конкретных рекомендаций учителям - практикам, т.е. рекомендации по использованию «лучшего опыта» отбора содержания обучения, технологий обучения, проведения контроля.
Обновлению могут подвергнуться фундаментальные, научно - теоретические закономерности, лежащие в основе обучения иностранному языку.
Учитель должен использовать научно - теоретический подход к обучению иностранному языку.
Новый подход к обучению иностранному языку – это компетентностный подход, сущность которого заключается в том, что в случае его реализации обновлённое содержание будет основной для формирования комплекса компетенции учеников; а процесс освоения содержания будет носить деятельностный характер.
Главной особенностью компетентного подхода является его ориентация на «результат» обучения, на развитие различных компетенций ( языковой, речевой, социокультурной, учебно - познавательной и компенсаторной) .Названные компетенции должны обладать определенными качествами : многофункциональностью – реализовываться в повседневной жизни при решении различных проблем;
интегративностью, междисциплинарностью, надпредметностью – формирование названных компетенций невозможно без ориентации на знания, навыки и умения;
компетенции являются средством развития учеников, их мышления, самооценки, сформированные компетенции обеспечивают ученикам более высокий уровень речемыслительной деятельности, возможность самоутвердиться;
компетенции многомерны – могут оцениваться с разных позиций развития компонентов компетенций: языковых и культуроведческих знаний. речевых навыков, фонетических, лексических, грамматических, орфографических, каллиграфических, навыков техники чтения и умений, а также способностей осуществлять интерактивное общение на иностранном языке, используя вербальные, невербальные, паралингвистические средства общения, способностей пользоваться языковой догадкой.
Таким образом, компетентностный подход – это методологический подход, разрабатываемый с позиций педагогики, как базовой науки методики. Именно с позиций этого подхода определяются цели и задачи обучения, содержание и технология обучения, а также оценка достигнутых результатов.
Одной из доминирующих тенденций развития общества в 21веке является его глобальная информатизация. Стремительное развитие и распространение в России Интернет технологии не могло не отразиться на современной государственной политике в области образования. В этой связи особую актуальность приобретает рассмотрение вопроса формирования ИКТ компетентности учителей иностранного языка, которая будет включать как инвариантные компоненты, присущие учителям разных дисциплин, так и вариативные компоненты, отражающие специфику иностранного языка как предмета. Под компетенцией вслед за А.В.Хуторским мы понимаем «совокупность взаимосвязанных качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним». Компетентность же – это « владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Компьютерная грамотность – это знание и умение пользоваться персональным компьютером (открывать и сохранять документы, записывать файлы на носители информации, пользоваться текстовыми редакторами программами по созданию презентаций.)
Информационная компетенция - знания и умения, позволяющие определять потребности в информации, извлекать, оценивать и использовать информацию, а также реконструировать знания, содержащиеся в извлеченных информационных ресурсах.
ИКТ компетенция учителя – это знания и умения решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информационно - коммуникативных технологий, в частности: осуществлять отбор, оценку, обработку информации для учебных целей; создавать учебные Интернет-ресурсы; организовывать учебное взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством ИКТ; осуществлять образовательную (включая учебную) деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.
Компьютерная грамотность и информационная компетенция могут находиться независимо друг от друга. Однако ИКТ компетенция специалиста возникает в зоне пересечения компьютерной грамотности, информационной компетенции и методической компетенции преподавателя. Под методической компетенцией мы понимаем систему теоретических знаний в области методики обучения иностранными языками и комплексных методических умений реализации планирующей, организационной и контролирующей функций преподавателя. Последняя – методическая компетенция учителя – является тем неотъемлемым звеном, позволяющим использовать дидактический потенциал ИКТ в обучении иностранному языку.
В этой связи, под ИКТ КОМПЕТЕЦИЕЙ учителя иностранного языка мы предлагаем понимать конструкт, состоящий из теоретических знаний о современных информационно - коммуникационных технологиях и практических умений создания и использования учебных Интернет - ресурсов, социальных сервисов Веб 2.0 и других ИКТ технологий в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуры страны изучаемого языка.
ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ учителя иностранного языка нами определяется как способность использовать учебные Интернет - ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие информационно - коммуникативные технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.
Благодаря именно межпредметной направленности иностранные язык становится дисциплиной обобщающего, методологического плана и постепенно занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационно – коммуникативном обществе, развивая одно из приоритетных на сегодняшний день навыков – говорение. Учебный процесс не может провести учащихся через все возможные реально существующие ситуации общения, и поэтому речевые умения должны развиваться на основе упражнений в условиях учебных речевых ситуаций, моделирующих реальное речевое общение.
Учитывая тенденции развития образования и заинтересованность современных учащихся в обучении с использованием компьютерных программ. То урок иностранного языка может включать такую форму представления учебного материала, как электронная презентация. Которая содержит на слайдах различные способы представления учебно – речевых ситуаций. Активное участие в создаваемых ситуациях будет способствовать у обучаемых навыков говорения. Мультимедийный проектор и интерактивную доску – необходимо рассматривать как техническое средство, позволяющие показ в аудитории.
При развитии навыка говорения с использованием электронных презентаций каждый обучающийся получает возможность слышать иноязычную речь, а также может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.
Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью электронных презентаций вызывает огромный интерес у учащихся.
В практике применения презентаций в учебно - речевых ситуаций особо подчеркивается его обучающая функция, а также, презентация является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.
Сфера применения электронных презентаций для развития навыка говорения на уроках иностранного языка необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языком материалом, новым образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений презентация может быть использована в самых разнообразных коммуникативных заданиях и учебно-речевых ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Важной особенностью презентации в учебно - воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть «собеседником» обучаемого, т.е. работать в коммуникативно - направленном диалоговым режиме и определённым образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.
Презентация позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Презентация обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.
Отмеченные возможности презентации делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.