ДОКЛАД
на тему «Современные приёмы и методы формирования читательской грамотности»
СЛАЙД 1
Функциональная грамотность выступает показателем базового образования личности, ее формирование является одной из ведущих задач ФГОС, а уровень сформированности рассматривается как планируемый результат обучения.
Советский психолог, философ, педагог Алексей Леонтьев, внедривший впервые термин «функциональная грамотность» говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
СЛАЙД 2
«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство», - говорил еще А.С.Пушкин.
Существуют различные направления функциональной грамотности, но среди них особое место занимает читательская грамотность.
Читательская грамотность - это первая ступень в функциональной грамотности – это фундаментальная основа, способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении.
Задача развивать эти способности является ключевой в работе учителя – словесника, который организует ежедневную работу с текстом как на уроках русского языка, так и литературы, формируя специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов формирования и развития читательской грамотности. И, несомненно, многие из вас используют их на своих уроках.
Но сегодня я хотела бы остановиться на нестандарных приемах формирования читательской грамотности. Надеюсь, что они вас заинтересуют и вы будете использовать их в своей практике.
Сегодняшние достижения нейролингвистики, психолингвистики и нейродидактики доказывают, что чтение — сложнейший когнитивный процесс.
Мы должны признать и констатировать тот факт, что словарный запас современного ребёнка очень серьёзно отличается от запаса ребёнка, который приходил в школу 10 лет назад. Это не плохо и не хорошо — просто это факт.
Наша речь меняется, потому что язык — живое явление. Даже язык современных книг, которые сегодня читает ребёнок, уже совсем новый. Если вы положите перед собой книгу 60-х годов и книгу сегодняшнего дня, то, вчитавшись в первый абзац, уже почувствуете разницу.
Сегодня дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко.
У современного поколения детей неразвито восприятия мира и чувств. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми того времени.
Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами приводит к тому, что ребенку достаточно не понять всего одно слово, и смысл текста начнет ускользать. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если ребенок не умеет читать и не понимает прочитанного, у него, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если возникают учебные затруднения, ему не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.
Психолог Генриетта Граник разработала систему, которая называется «Психологические механизмы формирования навыка чтения и понимания текста» — систему, которая помогает сформировать «идеального читателя».
СЛАЙД 3
Вот ее основные принципы:
-Быть внимательным к слову;
-Уметь вступать в диалог с текстом;
-Обладать активным воображением;
-Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли.
Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То вИдение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые тропинки к пониманию текста и работы с ним.
СЛАЙД 4
Практика критического мышления – вот современный подход к формированию читательской грамотности сегодняшнего ребенка.
Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей.
Инна Торботряс, методист по словесности (разработчик системы заданий по функциональной грамотности для кафедры словесности Хорошколы) говорит:
- Взаимосвязь аналитического и критического мышления с умением формировать суждения и принимать адекватные решения совершенно прямая. В мире довольно много разнообразных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то суждения, которые будут формировать наши ученики, могут оказаться ложными и даже опасными.
Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.
В тех информационных потоках, в которых мы все сегодня существуем, очень важно различать фейк и правду. Особенно интересно брать свежие тексты, которые могут появиться даже накануне урока. Способов работы с фейками множество, но я покажу один пример.
В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём ученик должен пойти. Только ставим вопрос: правда это или фейк? Можно отметить, что текст недавно появился в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту была степень доверия. Второй вопрос, который мы поставим: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?
Пример -это неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «Позвольте, жители страны». Знаете такое?
СЛАЙД 5
Вот эти духоподъемные строки, активно распространяющиеся в Сети интернет:
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27109.4/4184623/
«Александр Сергеевич Пушкин, находясь на карантине по поводу холеры в Болдино, обращается к нам сегодняшним!!!
Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!
Всё утрясётся, всё пройдёт,
Уйдут печали и тревоги,
Вновь станут гладкими дороги
И сад, как прежде, зацветёт.
На помощь разум призовём,
Сметём болезни силой знаний
И дни тяжёлых испытаний
Одной семьёй переживём.
Мы станем чище и мудрей,
Не сдавшись мраку и испугу,
Воспрянем духом и друг другу
Мы станем ближе и добрей.
И пусть за праздничным столом
Мы вновь порадуемся жизни,
Пусть в этот день пошлёт Всевышний
Кусочек счастья в каждый дом!
А. С. Пушкин, 1827 год.
Итак, предлагаем детям: « давайте попробуем узнать, фейк ли предложенное стихотворение Пушкина или нет». Рассуждаем: 1) поздравление с «великим праздником весны». Смотрим на подпись — Болдино. Странный какой Пушкин, оказывается. Болдинской осенью он поздравляет читателей с весной. Такой ход мысли формирует внимательное отношение к тексту, нахождение в нём внутренних противоречий.
На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста.
Предлагается задание - разобраться, как возникает фейк. Первый вопрос: почему информация становится вирусной? Второй: откуда этот текст взялся и как получил распространение?
Задание на «путь фейка» может быть дополнительным, предназначенным для тех учеников, которым это интересно.
Оказалось, настоящий автор этого стихотворения – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим)
Те же самые инструменты работы с текстом и информацией можно использовать на уроках по другим предметам. Для этого важно, чтобы между учителями существовала коммуникация и было ясно, где и какие навыки формируется. Там, где речь идёт о работе с текстом, начало будет положено на русском языке или литературе, но остальные учителя могут подхватывать данные приёмы и использовать их на своих занятиях.
Почему практический опыт так важен?
Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду умение применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, по сути, это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют непрерывно.
Работая над этой темой, меня заинтересовал опыт Екатерина Александровны Горбатовой, кандидата филологических наук, преподавателя русского языка и литературы.
Она говорит:
Я преподаю русский язык и литературу и на уроки часто приношу фотографии рекламных вывесок, этикетки. Например, показываю ученикам фотографию полки с разными марками одного и того же продукта и спрашиваю: «А что бы купили вы?» Мнения либо расходятся, либо ребята говорят: «Ну какая разница, сгущёнка и есть сгущёнка».
И здесь мы приступаем к внимательному чтению. Получается, наш разговорный вариант слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти?
В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.
Очень похожий пример — обёртка со словом «Молочный». Хотя можно предположить, что речь идёт о шоколаде, на самом деле мы покупаем «молочную кондитерскую плитку». Почему поменялся род? Просто это более дешёвый продукт. Получается такая рекламная хитрость, которая рассчитана на невнимательных покупателей.
Все эти маленькие примеры можно привязывать к конкретным темам. Например, «сгущёнку» привязать к словообразованию в 6-м классе, а «кондитерскую плитку» — к любому повторению рода как грамматической категории. Здесь также важно задать накопительный эффект и сформировать саму привычку внимательно относиться к языку и надписям, которые нас окружают.
Главная задача учителя — научить детей работать с информацией. Но при этом им постоянно даются рафинированные тексты из учебника, которые являются образцами в своём жанре. Мы пошли от обратного: ученики принесли подборку из интернета «100 интересных фактов о писателе». В нашем случае это был Пушкин.
Ещё до проверки достоверности, работы со стилем и творческой переработки мы отсеивали весь мусор, убирали стилистические противоречия, малоинформативные факты и те предложения, в которых информации недостаточно. Таким образом, нам удалось полностью сохранить тему урока, но занимались мы тем, что привычно ребятам. Так мы смогли поработать и с функциональной, и (в данном случае) с читательской грамотностью.
Если среди коллег у вас есть единомышленники, то можно попробовать организовать с ними ситуационные задачи. Это командные игры, на которых ребятам задаются проблемные ситуации в виде текстовых задач. Ученики должны давать открытые ответы или ответы-инсценировки.
Этот формат не является проверочным. Сам процесс обучения, работы с функциональной грамотностью происходит, если ребята обсуждают ответы в группах, представляют результаты перед жюри и слушают комментарии преподавателя.
А после занятия они выходят максимально заинтересованными и уже начинают рассказывать друзьям, родителям интересные факты, которые узнали на уроке и могут применить в жизни. Это и есть та самая функциональная грамотность. Только не в теории, а на практике.
Важно показать ученикам, что знания, которые они получают сейчас, не фикция. Лучше всего эта идея реализуется в крупных образовательных форматах: тренингах, циклах занятий, образовательных погружениях и ролевых играх.
Все эти форматы хороши своей метапредметностью, поскольку они формируют целостное и системное мышление. Но в то же время они явно выходят за рамки классно-урочной системы. И тут важно показать еще и другой пример — как маленькие задания такого типа можно было бы включать в рядовые занятия по предмету.
Пример крупного образовательного формата — ролевая игра. Это некая смоделированная жизнеподобная ситуация, в которую погружаются ученики всей школы. У неё есть базовый сценарий и определённые правила, но развитие сюжета зависит от игроков. В нашем случае , говорит Екатерина Горбатова, примерами стали две игры: — «Царскосельский лицей» и «Серебряный век и революция».
В ролевой игре, как и в жизни, нет чёткого разделения между дисциплинами. Ты не просто решаешь примеры, но, например, проводишь финансовые операции. У нас была пятиклассница, которая перед революцией сколотила целое состояние на водокачке, потому что хорошо считала и обладала дипломатическими способностями.
На игре ты должен не просто написать сочинение без ошибок, но писать такие тексты, которые будут, с одной стороны, яркими и цепляющими, а с другой — аргументированными и грамотными в общем смысле слова, иначе тебя разобьют оппоненты.
Некоторые процессы во время таких игр моделируют решение тематических, практико-ориентированных задач. Например, получение ресурсов или патентирование некоего изобретения.
Таким образом, читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет обучающимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. А также послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умения критически мыслить и анализировать.