* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трофимова Юлия Руслановна, воспитатель

МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. Тольятти

Швеглер Светлана Петровна, воспитатель

МБУ детский сад № 51 «Чиполлино» г. Тольятти

E-mail: youlyakrasnova@mail.ru

Проблема развития речи детей дошкольного возраста всегда являлась и по сей день является актуальной, так как речевое развитие в дошкольном возрасте влечёт за собой развитие всех психических функций ребёнка. Именно поэтому многие исследователи посвящают свои труды изучению факторов, влияющих на речевое развитие и поиску эффективных средств по развитию детей дошкольного возраста в данной области.

А.Н. Леонтьев в своём исследовании установил четыре этапа в становлении речи детей, так вот старший дошкольный возраст относится к третьему этапу – дошкольный до 7 лет. На данном этапе речевое развитие старших дошкольников развивается по всем направлением: увеличение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи и улучшение связной речи [4, с. 7].

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. На современном этапе выделяют шесть основных задач речевого развития дошкольников: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой и формирование предпосылок к обучению грамоте.

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах — как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева). От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова — как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи [4, с. 10]. Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Многие исследователи подчёркивали важность формирования грамматического строя речи у детей. А.Н. Гвоздев постоянно фиксировал внимание на понимании ребенком слова, его грамматической формы, осознании неправильности в своей и чужой речи. Поэтому, при формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении) [4, с. 32].

Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и ее учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Картинку она рассматривала как средство, способное вызвать у ребенка интерес к слову, который является необходимым условием развития связной речи; затем можно подводить ребенка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств [4, с. 36].

Связная речь старших дошкольников развивается в пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа), где дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей, а так же в рассказывании по картине, по серии сюжетных картин, и конечно же из личного опыта [4, с. 71].

На основе ФГОС ДО речевое развитие выделено в самостоятельную образовательную область. В программе «От рождения до школы» речевое развитие детей старшего дошкольного возраста направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой [3, с. 237].

Для решения всех задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста мной были изучены новые средства, методы и приёмы, такие как: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей», «Пальчиковая и  дыхательная  гимнастика и Су-Джок терапия», «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста», «Технология наглядного  моделирования», «Технология синквейн», «Сторителлинг-инновационная технология». После изучения теоретического материала я внедрила данные методы в работу с детьми своей группы.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники позволяет формировать связную речь детей. Наглядные схемы помогают детям связно выстраивать рассказ [2, с. 102]. В своей работе я использовала мнемотаблицы по составлению описательных рассказов о предметном и природном мире. Мнемотаблицы для составления рассказов о предметно мире составляются по схеме: название предмета, цвет, форма, материал, размер, детали, применение. Благодаря такой схеме, дети последовательно и максимально точно описывают предлагаемый предмет. Мнемотаблица по описанию предмета представлена в цепочке картинок, которые указывают на то или иное свойство предмета. На начальном этапе изучаются сами схематичные изображения. И только тогда, когда дети запомнили условные обозначения свойств предмета, мы приступаем к составлению описательных рассказов по ним. Аналогично выстраивалась работа и по составлению описательных рассказов о природном мире, только содержание мнемотаблиц немного другое: название объекта природы, например животные, к какому виду относится, размер, цвет, части тела, чем покрыто тело, чем питается, как передвигается, где живёт.

На основе мнемотехники я так же вела работу по обучению пересказыванию литературных текстов. Только мнемотаблица, вместо символов, содержит иллюстрации сказки, выстроенные в последовательности событий, излагаемых в данном литературном произведении. После одного прочтения сказки, мы с детьми беседовали по её содержанию. По методике обучения пересказыванию необходимо второй раз прочитать текст, но мы опускали этот пункт и благодаря мнемотехнике дети могли пересказать сказку, максимально соблюдая последовательность изложения и связность рассказа.

Хочется отметить, что использование мнемотехники позволило улучшить развитие связной речи детей. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, использование мнемотаблиц является очень эффективным средством речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Как известно, мелкая моторика оказывает влияние на речевое развитие детей. Поэтому в своей работе я использую пальчиковую гимнастику и Су-Джок терапию. Данные методы работы применяются мной в каждом занятии по речевому развитию, в совместной деятельности с детьми в режиме дня и особенно в индивидуальной работе с детьми. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия [1, с. 69].

Су-Джок терапия очень интересна детям и безопасна. Она представляет собой некий массаж кистей рук с помощью самого шарика и массаж каждого пальчика с помощью эластичных колец. Для начала я познакомила детей с этим интересным прибором, затем рассказала и показала, как им пользоваться. Мы стали применять его перед начало каждого занятия, дети быстро освоили технику и с удовольствием применяли её. После использования Су-Джок шариков в совместной деятельности, я поместила их в центр речевого развития, где дети самостоятельно, в любое время, могут взять эти шарики и сделать себе массаж кистей и пальчиков.

Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью речевого развития детей. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость. Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох. Для достижения результатов большая часть занятий я провожу в игровой форме. Такие упражнения, как «Положи игрушку на животик и подними ее»,  «Мой животик – воздушный шарик», выполняемые в положении лежа, сидя и стоя способствуют формированию диафрагмального типа дыхания. При выполнении этих упражнений необходимо  следить за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным, а плечи не поднимались. Дыхательная гимнастика незаменима при развитие у детей правильного звукопроизношения.

В качестве игрового приёма речевого развития детей старшего дошкольного возраста я применяю технологию Синквейн. Синквейн – это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 1 строчка - одно существительное; 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное; 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного; 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное; 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному. Синквейн очень прост, его может освоить каждый. При составлении Синквейна каждый ребёнок реализовывает свои творческие, речевые и интеллектуальные возможности [1, с. 70].

Метод Синквейна я использую как заключительное задание по пройденному материалу, как рефлексию и анализ полученной информации. Благодаря ему дети учатся исключать лишнее и выделять главное, обобщать информацию и классифицировать её. Алгоритм Синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку, где части речи выделяются разными цветами. Темы Синквейнов могут быть самыми разнообразными, здесь нет ограничений, главное, чтобы тема была хорошо знакома детям. Данный приём очень нравится детям, потому что он преподносится детям в форме игры, в форме творческого задания, где каждый ребёнок имеет возможность проявить себя.

Как особый метод хочу выделить Сторителлинг. Он является инновационной технологией в речевом развитии детей. Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но мы педагоги, как творческие личности, способны адаптировать любое средство под детей [1, с. 71]. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай». В начале игры совместно с детьми выбирается тема истории, определяется главный герой этой истории и конечно же жанр истории (что это будет: смешная история или грустная, сказочная или реалистичная). На стол бросаются девять кубиков и делятся  на три части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю - дети плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные истории. Таким образом, у детей развивается связная монологическая речь, грамматический строй речи, речевое творчество.

Эффективность применения описанных мною методов, приёмов и инновационных технологий подтверждается промежуточным мониторингом освоения детьми образовательной области «Речевое развитие». По сравнение с мониторингом на начала года, уровень речевого развития детей после первого полугодия увеличился на 32%. Таким образом, практическая значимость обобщения моего педагогического опыта заключается в том, что его содержание может быть использовано педагогами в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Литература:

Журнал Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной конференци

и-

Челябинск: Два комсомольца, 2015- С.69-72 .

Омельченко Л.В. использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед № 4, 2008- С.102-105

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н.Е.

Вераксы

, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное),

испр

. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

Ушакова О.

С

, Струнина Е.М. Методика

развития речи детей дошкольного возраста:

Учеб

.-

метод. пособие для воспитателей

дошк

.

образоват

. учреждений. — М.:

Гуманит

. изд. центр ВЛАДОС, 2004 — 288

с.