СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Кузнецова Галина Алексеевна

студентка группы З-НО-21/1уА

ФГБОУ ВО «ДонГУ»

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития речи младших школьников, обосновано значение современных образовательных технологий в решении данного вопроса, приведены примеры современных образовательных технологий по развитию речи младших школьников, применение которых возможно на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова речь, развитие, коммуникация, технология.

Вступление. Развитие связной речи представляет собой одну из важных проблем, стоящих перед современной системой образования. К сожалению, как устная, так и письменная речь большинства школьников зачастую находится на низком уровне: многие неспособны четко и правильно выражать свои мысли, предпочитают простые, односложные выражения вместо того, чтобы использовать все многообразие языковых средств общения, имеют скудный словарный запас, используют жаргона, слова «паразиты» и имеют негативное эмоциональное окрашивание речи [1]. Работа над правильностью и грамотностью речи является важным компонентом учебно-методической деятельности в начальной школе. В процессе обучения школьнику необходимо научиться правильно, четко, структурированно, ясно, грамотно, стилистически разнообразно выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать беседу, решать различные речевые ситуации общения. Необходимыми средствами в данном процессе является регулярная работа над культурой речи и культурой общения учащихся.

Основная часть. В современной педагогике используются различные технологии, позволяющие развивать речь учащихся на уроках. Среди них следует выделить [4]:

- технологию развития критического мышления;

- технологию продуктивного чтения;

- проблемно – диалогическую технологию;

- информационно – коммуникационную технологию;

- технологию проблемного обучения;

- проектную технологию;

- игровые технологии;

- технологию мастерских и множество других.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех технологиях, поэтому мы остановимся только на некоторых из них.

1. Одной из наиболее эффективных технологий совершенствования речи учащихся является технология развития критического мышления [6]. Данная технология сосредоточена на развитии у детей способности анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, выражать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Данная методика состоит из трех этапов:

Первый этап, стадия вызова, ставит перед детьми задачу определить, что они уже знают на данную тему и заинтересоваться получением новой информации. На этом этапе учащимся предлагается проанализировать свои знания и сформулировать цель исследования.

Второй этап, смысловая стадия, направлен на получение новой информации и ее связывание со старыми знаниями. Ученик отвечает на вопросы, которые он сам поставил перед собой, и активно взаимодействует с учителем и своими товарищами.

Третий этап, стадия рефлексии, предоставляет возможность ребенку обобщить полученные знания и выразить свое понимание и эмоциональное отношение к теме урока.

Технология развития критического мышления способствует развитию у детей навыков самостоятельности и коммуникации. Они учатся анализировать собственные знания, работать с предложенной информацией, а также высказывать свои мысли и мнения, обосновывать свою позицию. Эта технология активно применяется на уроках различных предметов, включая русский язык и литературное чтение.

2. Технология продуктивного чтения. Она включает в себя три этапа работы с текстом [5]:

На первом этапе, перед началом чтения текста, учащиеся выполняют антиципацию. Они прогнозируют предстоящее чтение, определяя смысловую, тематическую и эмоциональную направленность текста.

На втором этапе, во время чтения текста, учащиеся осуществляют первичное чтение. Они читают текст самостоятельно в классе или в форме чтения-слушания, либо комбинируют оба подхода. Затем выявляется первичное восприятие текста с помощью беседы. Учащиеся также обнаруживают совпадения начальных предположений с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного текста. После этого происходит перечитывание текста с анализом, комментированное чтение, чтение с выделением заданных слов (например: словарных или слов с определенными орфограммами)

Третий этап ‒ беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Финальным этапом являются творческие задания, основанные на сфере читательской деятельности учащихся, например, на их эмоциях, воображении или осмыслении содержания и художественной формы текста.

Такая технология способствует развитию читательских компетенций, формированию коммуникативных навыков и активному развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Проблемно-диалогическая технология [3] включает в себя два ключевых этапа - постановку учебной проблемы и поиск ее решения. Это достигается путем специально организованного диалога между учителем и учениками.

На первом этапе учитель помогает ученикам поставить учебную проблему путем формулировки темы урока или вопроса для исследования. Таким образом, вызывается интерес к новому материалу учащихся и формируется их познавательная мотивация.

На втором этапе учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания через побуждающий или подводящий диалог. Это позволяет учащимся подлинно понять материал, так как они сами додумываются до решения проблемы. После диалога четко формулируются основные положения по обсуждаемому вопросу.

Проблемно-диалогическое обучение способствует развитию навыков общения и аргументации позиции, а также обогащению словарного запаса и формированию коммуникативных умений учеников.

Вывод. Современные образовательные технологии являются важной составляющей развития речи учащихся, однако стоит отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает полное замещение традиционной методики преподавания. Живое, эмоциональное слово учителя-словесника имеет свою неповторимую ценность и не может быть заменено даже самой современной технологией. Они должны быть использованы вместе и служить как дополнение к традиционной вербальной форме обучения.

Список литературных источников

Евтюгина, А. А. Русский язык и культура речи: курс лекций: учебное пособие / А. А. Евтюгина.

Екатеринбург: Российский государственный профессиональный педагогический университет, 2019.

269 с.

Кортава

, Т.В. Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие / Т.В.

Кортава

Москва: МАКС Пресс, 2012.

274 с.

Мали, Л. Д. Методика развития речи младших школьников: учеб

.

п

особие /

Л. Д. Мали, С. А. Климова. – Москва:

Директ

-Медиа, 2022. – 112 с.

Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под

.

р

ед. Е.В. Кузнецовой;

Куйб

. фил.

Новосиб

. гос. пед. ун-та. –

Новосибирск

ОО

«Немо Пресс», 2018. – 140 с.

Мурзина, Ж.В. Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2023. – 224

с

Рыбцова

, Л.Л. Современные образовательные технологии / Л. Л. 

Рыбцова

и др.

Екатеринбург: Урал

.

у

ниверситет, 2014.

92 с.