Современные педагогические технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС общего образования В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. Результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей учащихся. Что же такое современные? педагогическая технология? Определений много: 1.Педагогическая технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации; 2.Педагогическая? технология – это способы воздействия??педагога на??обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств;? 3.Образовательные технологии?– ? это совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, которые ?создают комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим ?большинством учеников необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образовании. Педагогические технологии отвечают на вопрос: как учить результативно? Если рассмотреть основные структурные составляющие данных педтехнологий, можно увидеть, что основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:?1. Предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;? 2. Формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.? Выполнение данных целей определяет и выбор педагогом инновационных образовательных технологий. Инновационные педагогические технологии - это нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого- педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности ученика и повышения эффективности учебного процесса. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания, при этом развивается самостоятельность в учебной деятельности, увеличивается время проговаривания учебного материала на уроке, у учащихся нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает, а также повышается коммуникативная культура и самооценка ученика. Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Детей надо учить развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентируясь в изменчивом окружающем мире и информационном пространстве. Некоторые технологии и техники, позволяющие реализовывать системно- деятельностный подход на современном уроке Технология, техника и др. Потенциал Примеры КСО (коллективно- группо-парно-индивидуальный метод обучения) Метод позволяет включать в учебный процесс естественные структуры общения между людьми – диалогические пары, функциональные ?трой- ки? и др. 1. Работа в парах сменного состава по кар- точкам на этапе закрепления важных тем, например ?Основные классы неорганиче- ских соединений?, ?Теория электролити- ческой диссоциации?. 2. Взаимообмен заданиями или методика работы по вопросникам, например по бло- кам ?Металлы? и ?Неметаллы?. Технология обуче- ния в сотрудниче- стве Технология позволяет на- учиться правильно ста- вить ?групповые цели? и выбирать функциональ- ные стратегии их дости- жения как в малых, так и в больших группах (в раз- новозрастных группах). Акцент делается на посто- янном взаимодействии участников. 1. Техника ?Пила? (в некоторых перево- дах ?Мозаика?) может использоваться для самостоятельного усвоения несложных тем (?Физические и химические явления?, ?Применение химических веществ?). 2. Техники ?Учимся вместе?, ?Зигзаг? можно использовать на уроках обобщения ?Генетическая связь?, ?Подготовка к контрольным работам по теме…? с учетом 6-8 уч. Кейс- технология Кейсы позволяют в паре (группе) в ходе активной самостоятельной деятельности разрешать противоречия, овладевать необходимыми навыками, умениями в деятельности и общении 1. Выполнение кейсов в паре при закреп- лении нового материала. Примерные темы кейсов (ситуаций): ?Решение химических проблем на кухне?, ?Юные огородники и садоводы?, ?Выбор в магазине экологически правильных товаров и продуктов? и др. Информационно- коммуникационные технологии, техно- логии дистанцион- ного обучения В современных условиях помогают оптимизировать процесс обучения, актив- но привлечь внешние ре- сурсы, а также решать проблему ?интернет- запущенности? подрост- ков. 1. Выполнение в смешанной группе (8-9 классы) заданий сетевого квеста ?Химия в нашей жизни?. 2. Изучение в команде ресурсов сети Ин- тернет по указанной теме с использовани- ем алгоритма ?я – исследователь?. Например, в каких отраслях применяется хлор, чем опасно это вещество, какие ви- деосюжеты из YouTube могут стать ил- люстрациями ответа? Метод проектов Позволяет организовать действия обучающихся в их определѐнной последо- вательности для достиже- ния поставленной задачи − решения проблемы, личностно значимой и оформленной в виде неко- его конечного продукта. 1. Создание в группах проекта ?Как инте- ресно оформить кабинет химии? (созда- ние химическим постеров и моделей). 2. Выполнение мини-проектов, проектов с элементами учебного исследования, при- менением ИКТ по следующим темам: ?Как быстрее приготовить обед?, ?Зачем изучать кристаллы? и др Для снижения утомляемости обучающихся с учетом высокого темпа урока следует использовать различные виды деятельности, в том числе индивидуальную работы с альтернативными источниками информации, применять интерактивные техники, позволяющие повысить познавательную активность в игровых, ?неформальных? ситуациях в небольших группах или парах (синектика, ТРИЗ-задачи, мозговой штурм, техники де Боно). Приемы синектики позволяют ?переключать? активность правого и левого полушарий, способствуют развитию фантазии. При изучении темы ?Строение пламени? ребятам предлагается придумать пять ассоциаций с пламенем, как конкретно вещественных, так и эмоциональных. Например, пламя – меч, пламя – свеча, пламя – опасность и т.д. При изучении темы ?Скорость химической реакции? можно предложить в паре нарисовать ?ассоциативный ряд? по данной теме и связать его с уже имеющимися знаниями по другим предметам. В рамках техники Э. де Боно ?Шляпы мышления? обучающиеся могут попробовать себя в различных эмоциональных ситуациях, дать оценку какой-либо проблеме с различных позиций. Например, оценить проблему использования удобрений на современном этапе развития общества, выделить эмоциональную, логическую, позитивную, негативную, нейтральную составляющие. В таблице приведены технологии и техники, которые позволяют решать указанные проблемы в условиях введения ФГОСОО. Технология, техника и др. Потенциал Примеры ТРИЗ (в том числе техники ?Мозговой штурм?, ?Как увидеть проблему?? и др.) Позволяет быстро в группе находить решения для сложных вопросов, развивать творчество и фантазию, учить слушать друг друга в команде. 1. Решение в группе следующих проблем: ?Можно ли придумать универсальный растворитель??, ?Как приготовить обед без огня??. Учитель выполняет роль консультанта, помощника. 2. Самостоятельная работа по изобретательскому алгоритму по проблеме ?Как в лабораторных условиях сделать непромокаемую ткань?? Технология организации деловых игр Позволяет обучающимся примерять различные роли, в том числе и роли ?учитель?, ?инспектор?, ?директор?, ?родитель? и др. 1. Деловая игра при выполнении практической работы ?Решение практических задач по теме неметаллы?, в рамках которой присваиваются роли ?секретных агентов? и ?ученых- изобретателей?. 2. В рамках одного этапа урока заранее подготовленный ученик может выполнять роль учителя, а даже оценивать своих товарищей. Технология ор- ганизации учебных экскурсий Позволяет ?сменить классные декорации?, привлечь внешние источники информации и даже реализовать мини-проект в группе. 1. Экскурсия в лабораторию на водоочистную станцию. Выполнение фоторепортажа по теме экскурсии с названием ?Химия в действии?. 2. Экскурсия в природу и организация занятия ?Химический десант? (взятие проб почвы, воду, воздуха для исследования в рамках различных проектов). Технология развития критического мышления Позволяет обучать ?оценочности?, откры- тости новым идеям, техникам паритетной работы в паре, а также системному мышлению 1. В начале изучения новой темы предлагается классу разделиться на 2 группы и доказать ?важность? изучения данной темы, составить схему ?Что я уже знаю по данной теме?. 2. Ведение предметных дневников, работа с текстом. Не для всех обучающихся темп, заданный системно-деятельностным уроком химии, может быть приемлемым. Ряд обучающихся в силу различным причин могут испытывать достаточно серьезные затруднения в освоении программы ?в самостоятельном режиме? с учителем-наставником. Для работы с данными обучающимися следует использовать практику индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов), с возможностью привлечения более сильных обучающихся в роли экспертов и консультантов. Следует помнить, что прежде чем перейти на творческий уровень выполнения задания, необходимо научить обучающегося действовать по алгоритму. В некоторых случаях, задания для ?сложных? обучающихся должны подбираться в соответствии с их интеллектуальными возможностями, интересами (технологии разноуровневого обучения, программированного обучения, обучения в сотрудничестве). В таблице приведены технологии и техники, которые помогают в реализации системно-деятельностного подхода на уроках химии в современных условиях. Технология, техника и др. Потенциал Примеры Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения Позволяет четко отбирать задания по уровню сложности, планировать степень самостоятельности обучающегося по его выполнению и др. 1. Дифференцированные домашние задания, разноуровневые контрольные задания. Однако, необходимо всегда поощрять переход обучающегося на новый уровень, оценивать личностный рост ученика (НЕ сравнивать его с другими!). Программированное обучение В данном случае позволяет задавать необходимые алгоритмы выполнения заданий и четко контролировать успешность выполнения на каждом этапе. 1. Алгоритм решения задачи на нахождение массы растворенного вещества по массовой доли. Возможность контроля на каждом этапе. 2. Выполнение теста с подсказками. Чем больше подсказок, тем меньше баллов за задание. Индивидуальные образовательные траектории Возможность реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его ?оргдеятельностных?, познавательных, творческих и иных способностей. 1. Работа в рабочих тетрадях, маршрутных листах, выполнение тренировочных заданий в рамках специальных часов для работы с отстающими обучающимися. 2. Задания, позволяющие раскрыть различные возможности обучающегося, например, подобрать картинки по теме, придумать сказку, помочь подготовить опыт, стать ассистентом по его проведению и др. Социализация обучающихся, расширение их ?предметного кругозора?, нацеленность на практическую значимость полученных знаний может быть реализована через хорошо продуманную систему нетрадиционных уроков химии, а также с привлечением метода проектов, музейной и театральной педагогики и т.д. В таблице приведены технологии и техники, которые позволяют решать проблемы организации современного урока химии в условиях реализации ФГОСОО. Технология, техника и др. Потенциал Примеры Технология педагогических мастерских Позволяет через активизацию эмоциональной сферы учить обучающегося социокультурным взаимодействиям, социализировать в различных ситуациях. 1. Урок-мастерская по теме ?Два мира сход- ства и противоположностей?, в рамках которого сравниваются элементы металлы и неметаллы, особенности свойств простых веществ. Информационно-коммуникационные технологии, технологии дистанционного обучения В современных условиях помогают оптимизировать процесс обучения, активно привлечь внешние ресурсы, а также решать проблему ?интернет-запущенности? подростков. 1. Создание сетевого проекта для нескольких классов с подключением родителей по актуальным проблемам: ?Химики решают экологические проблемы нашего села?, ?Как химия помогает нам путешествовать?? и др. ?Театральная? педагогика Позволяет развивать личность через процесс игры, или сценического действия, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения. Возможность включать родителей в школьную жизнь. 1. Водные уроки с использованием мини- представлений, сценок. 2. Уроки-обобщения с подключением обучающихся старших классов, которые ?как настоящие ученые? демонстрируют эксперименты (под руководством учителя). 3. Химические вечера и представления для родителей и всех желающих в форме спектаклей и КВНов. Технология проблемного обучения Позволяет систематически включать обучающегося в поиск решения новых для него проблем, создает ?творческую? среду. 1. Постановка проблемы не только в начале урока, но и на целый блок уроков, что позволит подключать для ее решения различные источники. Например, при изучении блоков по ?ТЭД?, ?Металлы?. Технология развития критического мышления Позволяет обучать ?оценочности?, открытости новым идеям, объективно анализировать информацию из различных источников, осуществлять разноплановую коммуникацию (очно или виртуально). 1. Подготовка обобщающих диаграмм, схем, кластеров совместно с родителями накануне изучения больших и важных тем. Например, ?Кислоты и основания вокруг нас?, ?Какие химические расчеты необхо- димы садоводу и огороднику?, ?Самый обычный воздух? и др. 2. Подготовка каталога ?бытовых заблуждений? тех, кто не знает химию и объяснение сложных вопросов для широкой аудитории. Метод проектом и ?исследовательские технологии? В данном контексте позволяет активно расширять кругозор обучающихся, организовывать их совместную деятельность, активное взаимодействие с родителями. 1. Подготовка учебных исследовательских работ с использованием потенциала при- усадебных участков: ?Влияние различных добавок на прорастание семян. Гидропони- ка?, ?Влияние удобрений на урожайность?, ?Борьба с вредителями?, ?Из чего изготов- лен комбикорм? и др. Межпредметная и внутрипредметная интеграции могут помочь в решении целого ряда вопросов: активизация деятельности обучающихся на основе интегрированных, практикоориентированных заданий (кейсы, контекстные задачи, ТРИЗ-задачи); комплексное формирование универсальных учебных действий (УУД); активное включение в проектную деятельность; создание естественнонаучной картины мира с использованием потенциала различных предметов (химия, биология, экология, география, физика, ОБЖ и пр.) Пример Химия, биология, экология На уроке, посвященном знакомству с составом воздуха, можно поставить и решить межпредметную учебную проблему. Для этого следует обратиться к уже имеющимся у школьников знаниям о составе воздуха (из курса природоведения, биологии, географии). Необходимо сделать общий акцент на роль кислорода в жизни живых организмов. Имея в виду достаточно распространенное среди школьников ошибочное мнение, что воздух, в основном, состоит из кислорода, учитель задает проблемно-поисковый вопрос: ?Как Вы думаете, какое простое вещество – азот или кислород – содержится в атмосферном воздухе в большем количестве. Предлагается демонстрационный эксперимент ?Горение фосфора под колоколом? и его анализ. Можно рассказать о кессонной болезни и предложить дома найти ее причины. Пример: Химия, физика При изучении зависимости растворения твердых и газообразных веществ в воде от температуры можно поставить следующие проблемные вопросы: ?Где растворится больше сахара – в горячей или холодной воде??, ?Как сладкий чай сделать менее сладким??, ?Почему шипучие напитки перед тем как открыть – охлаждают??, ?Как температура влияет на растворение газов?? Пример: Химия, биология, ОБЖ При знакомстве с физиологическим действием оксидов углерода на живые организмы после рассмотрения отравляющего действия угарного газа обучающиеся переходят к рассмотрению роли углекислого газа. Учитель актуализирует знания об этом соединении, как о продукте процесса дыхания. На основании этого учитель подводит обучающихся к предположению, что в отличии от СО – СО2 является абсолютно безвредным веществом. Далее организуется работа обучающихся в паре (группе) по доказательству или опровержению данного утверждения. Наиболее актуальные современные педагогические технологии в условиях реализации обновленных ФГОС: 1. Технология модульного обучения 2. Технология проблемного обучения 3. Технология развивающего обучения 4. Технология проектного обучения 5. Здоровьесберегающие технологии 6. Технология сотрудничества 7. Технология интерактивного обучения 8. Технология дистанционного обучения 9. Технология развития критического мышления 10. Технология веб-квест 11. Технология личностно-ориентированного обучения 12. Кейс-технология 13. Технология ?Портфолио? 14. Технология EDUSCRUM 15. Игровые технологии Учитель, знакомясь с новой технологией, всегда задается вопросом: с чего же начать? Как внедрить технологию в учебный и воспитательный процесс? Несмотря на то, что технология eduScrum проста для понимания, она не проста в применении. Данной технологией невозможно овладеть за неделю или месяц, возможно, для полного погружения в нее потребуются даже годы. Как же начать внедрять eduScrum на уроках, чтобы постепенно, шаг за шагом двигаться к цели? С каких практик стоит начинать, а с какими лучше не спешить? Основа успешной работы в команде – это доверие. Доверие учеников друг к другу, доверие к учителю. Учащиеся смогут достичь цели, только если они понимают, что их мнение важно, что они готовы сотрудничать. Только если есть широкие, но прочные рамки процесса работы в классе, внутри этих рамок возможно свободное взаимодействие. Наша задача как педагогов – помочь ученикам освоить новую систему и показать, что работа по методике интереснее, веселее и эффективнее, чем при классическом подходе. Исходя из этого мы и будем выбирать первые шаги. Необходимость преобразования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации, формирование информационной поддержки образовательной среды; внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников); качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний; глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Не только работа с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. На уроках химии можно использовать мультимедиа – уроки на основе компьютерных обучающих программ, контроль знаний осуществлять посредством онлайн-тестов и тестов, мультимедийные презентации с ярким видеорядом- иллюстрациями, видеоклипами, звуком. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне. Таким образом, характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе и последовательному использованию различных организационных систем, что положительно сказывается на общей эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения уровня компетенций выпускников российских школ.
Современные педагогические технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС общего образования