Современные подходы и методы подготовки к устной части экзаменов по английскому языку: теория и практика.
В современном образовательном пространстве владение иностранным языком, особенно английским, выступает в роли одного из ключевых инструментов для развития коммуникативных и когнитивных компетенций личности. Экзаменационные требования к ораторским навыкам учащихся - это не только проверка знания языка, но и способности адекватно моделировать ситуации реальной коммуникации. Устная часть ЕГЭ и ОГЭ требует от учащихся владения навками импровизированной речи, структурирования монолога, ведения диалогов и использования разнообразных языковых средств. В связи с этим развитие данных навыков и подготовка к экзамену представляют собой актуальную задачу современного педагогического процесса.
Исследования в области педагогики и лингводидактики неоднократно подтверждали, что развитие коммуникативных навыков у учеников достигается через активное использование коммуникативных и проектных технологий (Лернер В.Г.,2005, Беженарь В.А., 2010). Основной задачей преподавателя является создание условий, в которых учащиеся смогут не только механически запомнить лексические и грамматические средства,но и научиться эффективно применять их в практической речи. Эта позиция подкреплена концептуальными основами коммуникативного подхода, согласно которым язык рассматривается как средство межличностного взаимодействия,а обучение-как развитие способности к самостоятельной речи в различных жизненных ситуациях(Росицкая Т.М, 2004).
Целью педагогической деятельности является формирование у учащихся умений вести самостоятельную, структурированную и адекватную коммуникацию на английском языке, подготовить их к успешной сдачи экзамена. Для этого необходимо решать следующие задачи:
-Создать условия для практики свободного выражения своих мыслей в моделируемых ситуациях.
-Обучить структурировать монологические выступления, использовать связочные слова, грамматические конструкции.
-Развивать навык оценки собственной речи и речи товарищей на основе установленных критериев.
-Повысить мотивацию и увернность в собственных силах через систематическую тренировку и обратную связь.
В рамках реализации поставленных задач применяются слудующие подходы, каждый из которых подтвержден педагогической практикой и теорией активных методов обучения.
1.Имитация реальных ситуаций и моделирование диалогов.
Использование ситуационно-ролевых заданий - один из ключевых методов в формировании коммуникативных умений. Такие задания способствуют развитию навыков реагирования в актуальных жизненных ситуациях (магазин, ресторан, аэропорт). Согласно теории ситуационного обучения (Выготский Л.С., 1934), обучение в контексте реальных ситуаций обеспечивает более глубокое усвоение языковых средств и развитие коммуникативной компетенци. Например, студентам предлагется разыграть сценарий покупки техники, где один играет роль покупателя, другой – консультанта. Такая форма работы помогает не только закрепить язык, но и формирует навыки спонтанной речи, что является важным при экзамене.
2.Использование интерактивных форм работы.
Дискуссии, групповые проекты, презентации и рлевые игры - эффективные средства формирования навыков ведения диалога и монолога, формирования умения структурировать речь. На уровне теории коммуникативной педагогики (Celce-Mapref,1991), активное участие студентов в диалогических ситуациях способствует развитию навыков адкватного реагирования, расширению лексического запаса и закрепелнию грамматических структур. Например. групповая работа по обсуждению темы «Мой город» помогает сформировать связное монологическое высказывание и развить коммуникативную гибкость.
3.Использование аутентичных материалов.
Практика показывает, что включение в уроки реальных аудио- и видеоматериалов значительно улучшает восприятие на слух и расширяет лингвистический запас. Примеры таких материалов: интервью, репортажи, туристические ролики, диалоги из реальной жизни. Задания типа «обзор города или страны на основе видео» предполагают подготовку собственного высказывания и использование аутентичных выражений. Такие задания реализуют концепцию учения через подражание (Akt,1981), что обеспечивает более естественное восприятие языка и подготовку к формату экзаменов.
4. Моделирование экзаменационных ситуаций и критерия само - и взаимной оценки.
Наиболее эффективная форма подготовки к экзамену - моделирование реальных тестовых ситуаций. Каждому студенту предлагается подготовить короткое выступление по заданной теме, после чего проводится самооценка и экспертная оценка по заранее оговоренным критериям (произношение, содержание, беглость речи). Такой подход работает по принципу формирования метакогнитивных навыков (Flavell, 1977).В результате учащиеся учатся самостоятельно контролировать качество своей речи и систематически работать над улучшением.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующую модель системной подготовки к экзамену:
-Фаза ознакомления. Изучение типовых сценариев, моделей диалогов и критерия оценки.
-Практическая деятельность. Выполнение интерактивных упражнений, моделирование ситуаций в паре или группе.
-Использование аутентичных материалов. Просмотр, прослушивание, обсуждение материалов реальной жизни.
-Анализ и рефлексия. Запись собственных выступлений, их последующая оценка по критериям, обсуждение ошибок.
-Моделирование экзаменационных ситуаций. Тренировки под экзаменационными временными рамками, получение обратной связи.
- Постоянное развитие. Работу с ошибками, создание собственных тестовых заданий, использование технологий онлайн-практики.
Достижение успеха в подготовке к устной части экзаменов по английскому языку обусловлено системным подходом,основанным на сочетании методов.ориентированных на развитие коммуникативных умений, навки импровизации и критического самоанализа. Активное использование ситуационно-ролевых игр,аутентичных материалов, моделирования экзаменационных ситуаций и формирования рефлексии способствует снижению тревожности.повышению мотивации и уверенности учащихся. Эти подходы сочетают в себе принципы дифференцированного обучения и позовляют учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, что существенно повышает эффективность подготовки.
Список литературы:
1. Росицкая Т.М. Коммуникативный подход в преподавании английского языка. М.: Просвещение, 2004. 256 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития и педагогическая теория // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология и педагогика. — 1934. — № 1. — С. 3–56.
3. Лернер В.Г. Обучение иностранным языкам в условиях модернизации образования: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2005. 312 с.
4. Беженарь В.А. Современные педагогические технологии. СПб.: Питер, 2010. 384 с.
5. Celce-MaPref M. Teaching Pronunciation: A Reference for Teachers of English to Speakers of Other Languages // Cambridge University Press, 1991.
6. Akt E. Learning through Imitation: Principles and Applications // Educational Psychology Review, 1981, vol. 3, № 2, с. 167-185.
7. Flavell J.H. Metacognition and Cognitive Monitoring: A New Area of Cognitive – Developmental Inquiry // American Psychologist, 1977, № 32, с. 906–911.