Автор: воспитатель Сенюта Татьяна Николаевна
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Аннотация. Статья рассматривает современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. В статье отмечается, что данные подходы основываются на принципах гуманизма, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Подходы к воспитанию направлены на развитие личности ребенка и его формирование как нравственного, ответственного и патриотичного гражданина. Один из ключевых подходов – формирование эмпатии у детей. В работе с детьми создаются условия для развития социальных навыков, уважения к другим людям и понимания их чувств и потребностей. Ребенка учат проявлять заботу и внимание к сверстникам, помогать им и решать конфликты мирным путем. Важным аспектом организации работы в детском саду является сотрудничество педагогов с родителями для формирования моральных ценностей у ребенка.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста, моральные ценности, патриотические ценности, нормы поведения, отношение к родине, родители, педагоги, знания и навыки, игровая деятельность, диалогическая коммуникация, интеграция, детский сад, эмпатия.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это процесс формирования моральных и патриотических ценностей, норм поведения и отношения к Родине у детей от трех до семи лет.
Важность нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, дети в этом возрасте находятся в стадии активного формирования своей личности, именно в это время они начинают осознавать и принимать на себя нормы и ценности общества.
Во-вторых, патриотизм и моральные ценности являются неотъемлемой частью культуры и идентичности каждой страны, поэтому их воспитание является важной задачей для общества.
Однако, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста также сталкивается с рядом проблем. Во-первых, многие родители и педагоги не обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы эффективно осуществлять такое воспитание. Они не всегда понимают, какие ценности и нормы следует воспитывать у детей, и какими методами это лучше сделать. Во-вторых, современное общество, с его быстро меняющимися ценностями и информационным потоком, создает сложности в формировании у детей устойчивых моральных и патриотических ценностей.
Для решения этих проблем необходимо активное вовлечение родителей и педагогов в процесс нравственно-патриотического воспитания. Родители должны знать и осознавать свою роль в формировании моральных и патриотических ценностей у своих детей, а педагоги должны получить соответствующую подготовку и поддержку в этом процессе. Также важно создание специальных программ и методик, которые будут учитывать особенности возраста и интересы дошкольников при работе над нравственно-патриотическим воспитанием.
Так, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной и важной задачей, но требует системного подхода и внимания со стороны всех участников воспитательного процесса.
Педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске эффективных методов и средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Одним из современных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является использование игровой деятельности. Игры, основанные на народных традициях и исторических событиях, способствуют формированию у детей понимания и любви к своей стране. Такие игры помогают дошкольникам вникнуть в культурную и историческую сущность своего народа и создают основу для формирования гражданских качеств.
Вторым важным подходом является тесная диалогическая коммуникация между педагогом и ребенком. В рамках такого подхода, педагоги создают ситуации, в которых дети могут свободно выражать свои мысли и идеи, а также обсуждать различные этические ситуации. Такой подход способствует формированию нравственных установок и умений решать моральные дилеммы.
Третьим подходом является интеграция нравственно-патриотического воспитания в различные аспекты работы детского сада. Педагоги стараются включать в программу образовательного процесса элементы патриотической тематики: изучение истории родной страны, особенностей национальной культуры, знакомство с выдающимися деятелями. Такие интеграции помогают детям более глубоко понять место своей страны в мировом контексте и прививают им чувство гордости за свою родину.
Стоит отметить, что современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду основываются на принципах гуманизма, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В центре внимания ставится развитие личности ребенка и его воспитание как нравственного, ответственного и патриотичного гражданина.
Одним из ключевых подходов является формирование эмпатии у детей. Детский сад создает условия для развития социальных навыков, уважения к другим и понимания чувств и потребностей окружающих. Ребенка учат проявлять заботу и внимание к сверстникам, помогать им и решать конфликты мирным путем.
Организация работы в детском саду также строится на принципе сотрудничества с семьей. Воспитатели и родители работают вместе для формирования моральных ценностей у ребенка. Они проводят совместные мероприятия, дискутируют о нравственности и патриотизме, обсуждают национальные традиции и историю своей страны.
Кроме того, использование новых технологий и информационных ресурсов также является современным подходом к нравственно-патриотическому воспитанию. В современном цифровом мире, где информация доступна в любой момент, педагоги могут использовать интерактивные приложения и мультимедийные материалы для более эффективного формирования нравственных и патриотических установок у дошкольников.
В заключение, современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду постоянно развиваются и совершенствуются. Использование игровой деятельности, диалогической коммуникации, интеграции в образовательный процесс и новых технологий помогают педагогам эффективно реализовывать данную задачу. Важно помнить, что нравственные ценности и патриотические чувства укрепляются и формируются вплоть дошкольного возраста, а поэтому такая работа является неотъемлемой и важной составляющей образовательной программы детского сада.
Важной составляющей современного подхода является обучение медиапропаганде и критическому мышлению. Воспитатели помогают детям различать информацию, отвечать на вопросы, анализировать и представлять данные и факты. Это позволяет детям развивать нравственность и патриотизм на основе обоснованных и критических взглядов.
Таким образом, современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду ориентированы на развитие индивидуальности каждого ребенка, формирование эмпатии, сотрудничество с семьей, использование игровой деятельности и обучение медиапропаганде и критическому мышлению. Эти подходы способствуют формированию нравственных ценностей и гражданской идентичности у детей.
Список используемой литературы
1. Агапова, Г. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: теория и практика. Москва: Владос, 2017.
2. Белякова, Е. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Москва: Издательство Московского педагогического университета, 2019.
3. Волгина, И. Формирование патриотизма дошкольников в условиях детского сада. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018.
4. Гаврилова, Н. Игра как метод нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Москва: Просвещение, 2020.
5. Гордеева, Т. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования. Санкт-Петербург: Питер, 2016.
6. Давиденко, М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методика работы с родителями. Москва: Школа-Пресс, 2014.
7. Колганова, О. Методика нравственно-патриотического воспитания дошкольников в детском саду. Москва: Гуманитарное агентство "Классика", 2015.