* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c11 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c25 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c18 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c22 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Семинар-практикум в ДОУ

«Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

I часть. Теоретическая.

Слайд 1-2. Добрый день!

Тема нашего семинара  – практикума  «Современные подходы к организации нравственно-патриотического  воспитания детей дошкольного возраста».                          

Формирование у дошкольников патриотизма, нравственности включает в себя уважение и любовь к семье, родному краю, Родине и желание жить в мире; чувства собственного достоинства, слаженное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.   

                                                                                     

Слайд 3. Исходя из этой цели, работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей включает в себя определенные задачи:

воспитание у дошкольников привязанности и любви к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

•создание системы нравственно - патриотического воспитания;

формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

•знакомство  с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Слайд 4 Работа по формированию нравственно - патриотических чувств у детей проходит в нескольких направлениях:

воспитательно-образовательное (развлечения, игры, народные праздники);

•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с известными личностями);

нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация детского труда).

•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций);

Слайд 5 Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно поделить на следующие блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение» (мой детский сад, моя семья, моя улица).

2.«Мой родной город, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые люди).

3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди; животный и растительный мир края).

4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).

5.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные защитники нашей страны)«История России» (от былинных богатырей до современности).

6.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, промыслы, зодчество).

7.«Великие люди нашей страны» (жизнь и деятельность выдающихся личностей).

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются последовательность и систематичность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, двигательной.

Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

Слайд 6 Создание предметной развивающей среды. Мышление детей дошкольного возраста - наглядно-образное. Поэтому необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, деревней; в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, в которых содержится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

Слайд 7 Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить дошкольников уважать и хранить семейные традиции, почитать старшее поколение, знать свою родословную, знать традиции своей Родины. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (библиотеки, музеи, школы, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в детском саду.

Слайд 8-12 В настоящее время необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, познакомиться со своим исконным началом, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой. Мы живём в России, которая богата своими традициями, праздниками, народной культурой и играми.

Дошкольный возраст - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей действительности. Именно в дошкольном возрасте следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, поэтому, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

II часть. Практическая. Предлагаем  вам сегодня принять участие в деловой игре.

Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме;

-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;

-Создание у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения в современном обществе;

Совершенствовать работу дошкольных учреждений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

Развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

     Ход игры:

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»

Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры разделиться на две команды. За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку.

Станция № 1. Эрудиты Вопросы к I команде, ко II команде

1. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна)

2. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг)

4. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (Федеральным конституционным законом)

5. Почему матрёшка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды)

       Станция № 2 Экологическая

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят бескрайние хакасские степи, сибирскую тайгу, понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание:

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся на слайдах.

 1. Исключите птиц, которые не водятся в Сибири: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, фламинго, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, киви, куропатка, глухарь, колибри.( Киви-Новая Зеландия, тукан- тропическая зона континента,)

2. Исключите растения, которые не растут в у нас в Сибири: шиповник, росянка, мята, полынь, пальма, элеутерококк, верблюжья колючка, календула, баобаб, лимонник, пустырник, перекати-поле (катун)

(Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)

Станция № 3 Игровая

Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.

Педагогам предлагается поиграть в народные подвижные игры: «Тюбетейка» и «Горелки с платочком».

Станция № 4 Смекалистых

Ведущий:

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

На слайдах находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых нам пословиц.

Игра«Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Станция № 5Душевная

Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать.

Песня военных лет делила вместе с воином в горести и радости, подбадривала их веселой, озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных, любимых.

Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.

Песня душа народа. Много песен сложено о великой отечественной войне

- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна вспомнить название или строчку из полюбившихся песен о войне и исполнить ее.

В завершении нашей игры, предлагаем нашим командам подойти к столу с пазлами, которые они заработали и собрать единую картинку.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? - Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу: Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

IV. Обмен мнениями.

V. Завершение.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1