Практикум «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»
Составитель: Ростовщикова Л.Л., музыкальный руководитель
Для ребёнка музыка – это мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов. И это замечательно, потому что музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально-пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
Наиболее тесно связан с развитием речи основной вид музыкальной деятельности – пение, при котором основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка). Пение способствует развитию речевых навыков, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звуков, закреплению правильного произношения.
Использование шумовых инструментов на музыкальных занятиях – замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.
Песня «Вот пришла к нам осень», автор О.Воеводина
1. Вот пришла к нам осень,
Ветер задувает.
Листья на деревьях
Целый день качает.
Припев: Шу-шу-шу, шу-щу-шу-шу,
Шу-шу-шу, шу-шу.
(маракасы)
2. Вот пришла к нам осень
Дождик поливает,
Отдохнуть немножко
Вовсе не желает.
Припев: Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап-кап.
Кап-кап-кап,кап-кап
(металлофон)
3. Вот пришла к нам осень
Птички улетают,
Собираясь в стаи,
В небе исчезают.
Припев: Чив-чив-чив,
Чив-чив-чив-чив,
Чив-чив-чив, чив-чив .
(колокольчики)
Песенки-распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению («Андрей-воробей», «Лесенка» и др.).
Использование дыхательной гимнастики также способствует развитию речи, которая направлена на формирование правильного речевого дыхания, и тренировку силы вдоха и выдоха («Подуй на листок, на снежинку», «Понюхай цветок»).
Музыкально-дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух («Тихо - громко», «Весело - грустно», «Мама и детки» и др.).
Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой и крупной моторики, слухового восприятия, чувства ритма, фонематического, интонационного слуха, умения согласовывать движения и речь:
«Ножками затопали», муз. М.Раухверга
Ножками затопали, зашагали по полу
Тап, топ, топ, топ, топ.
Все ребята дружно стоп!
Указательный и средний пальцы шагают по ногам – до коленочек и обратно.
В конце хлопок.
«Маленькие пальчики»
Пальчики, пальчики, маленькие пальчики,
Пальчики шумят, деток веселят.
«Фонарики»
Хлопочки
«Тики-так»
(Произносим высоким голосом)
Тики-так, тики-так,
Ходики стучат вот так.
Все пальцы собраны в кулачок.
Указательные пальцы поднять вверх
и ритмично покачивать ими вправо-влево.
(Произносим средним голосом)
Туки-так, туки-так,
Так колёса стучат.
Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.
(Произносим низким голосом)
Туки-ток, туки-ток,
Так стучит молоток.
Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, активизируют речь детей, тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением: «Ищи», муз. Т. Ломовой; «Ворон»; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы: «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; новогодние хороводы.)
Подвижная игра «Кошка и мышки»
Правила:
1. Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.
2. Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.
3. Кошка может ловить, а мышка убегать только после слов «Мышка берегись!»
Дети идут по кругу и поют:
Ходит Васька серенький –
ребёнок в маске кота ходит за кругом
Хвост пушистый беленький
Васька Мышку ждёт.
Сядет, умывается, лапкой вытирается -
гладят "лапкой" по щёчкам.
Притаился кот.
Васька Мышку ждёт.
Воспитатель: Мышка берегись!
После слова «берегись» кошка начинает ловить мышку.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, выражают своё отношение к его образам, дают им оценку. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети знакомятся с краткими сведениями о композиторах (фамилия, имя композитора, где родился, детство), при этом расширяется словарь.
Пример беседы по слушанию музыки П.И.Чайковского «Октябрь» - «Осенняя песня» (Для детей старшего дошкольного возраста)
-Сегодня мы будем слушать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня». Эту пьесу П. И. Чайковский сочинил про осенний месяц октябрь.
-Какое настроение у музыки? (грустное, красивое).
Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, печально, уныло.
-Хочется ли под неё танцевать? Двигаться?
«Осенняя пьеса» жалобная, задумчивая, тоскливая, печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии.
- Что вы представили себе, когда слушали это произведение?
-Какая картина осени изображена в музыке?
Более поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер наступают холода.
У Плещеева есть стихотворение «Осень наступила», я вам прочту это стихотворение так, чтобы мы все почувствовали, какое настроение выражено в нем.
Осень наступила, высохли цветы,-
И «глядят уныло голые» кусты
- Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.
Спрашиваю: о какой осени рассказывается в нем?
Напоминаю детям: «Осенняя песня» - передает картину поздней осени, увядающей осени.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием песен, музыкальных упражнений, игр, танцев речь становится грамотнее и чище, развиваются психические процессы и свойства личности.