Практикум «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Составитель: Ростовщикова Л.Л., музыкальный руководитель

Для ребёнка музыка  – это мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов.  И это замечательно, потому что музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

Все виды  музыкальной деятельности  (пение, слушание,  музыкально-ритмические упражнения,  игра на детских музыкальных инструментах,  музыкально-дидактические игры, музыкально-пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

Наиболее тесно связан с развитием речи основной вид музыкальной деятельности – пение, при котором основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка). Пение способствует развитию речевых навыков, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля»«ти-ли-ли»«та-ра-ра»  способствует автоматизации звуков, закреплению правильного произношения.

Использование шумовых инструментов на музыкальных занятиях замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

Песня «Вот пришла к нам осень», автор О.Воеводина

1. Вот пришла к нам осень,

Ветер задувает.

Листья на деревьях

Целый день качает.

Припев: Шу-шу-шу, шу-щу-шу-шу,

Шу-шу-шу, шу-шу.

(маракасы)

2. Вот пришла к нам осень

Дождик поливает,

Отдохнуть немножко

Вовсе не желает.

Припев: Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап-кап.

Кап-кап-кап,кап-кап

(металлофон)

3. Вот пришла к нам осень

Птички улетают,

Собираясь в стаи,

В небе исчезают.

Припев: Чив-чив-чив,

Чив-чив-чив-чив,

Чив-чив-чив, чив-чив .

(колокольчики)

Песенки-распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению («Андрей-воробей»«Лесенка» и др.).

Использование дыхательной гимнастики также способствует развитию речи, которая направлена на формирование правильного речевого дыхания, и тренировку силы вдоха и выдоха  («Подуй на листок, на снежинку», «Понюхай цветок»).

Музыкально-дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух («Тихо - громко»«Весело - грустно»«Мама и детки» и др.).

Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой и крупной моторики, слухового восприятия,  чувства ритма, фонематического, интонационного слуха, умения согласовывать движения и речь:

«Ножками затопали», муз. М.Раухверга

Ножками затопали, зашагали по полу

Тап, топ, топ, топ, топ.

Все ребята дружно стоп!

Указательный и средний пальцы шагают по ногам – до коленочек и обратно.

В конце хлопок.

«Маленькие пальчики»

Пальчики, пальчики, маленькие пальчики,

Пальчики шумят, деток веселят.

«Фонарики»

Хлопочки

«Тики-так»

(Произносим высоким голосом)

Тики-так, тики-так,

Ходики стучат вот так.

Все пальцы собраны в кулачок.

Указательные пальцы поднять вверх

и ритмично покачивать ими вправо-влево.

(Произносим средним голосом)

Туки-так, туки-так,

Так колёса стучат.

Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.

(Произносим низким голосом)

Туки-ток, туки-ток,

Так стучит молоток.

Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, активизируют речь детей, тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением: «Ищи»,  муз. Т. Ломовой; «Ворон»;  «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы: «Ой, бежит ручьем вода…»«Огородная – хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой;  новогодние хороводы.)

Подвижная игра «Кошка и мышки»

Правила:

1. Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

2. Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

3. Кошка может ловить, а мышка убегать только после слов  «Мышка берегись!»

Дети идут по кругу и поют:

Ходит Васька серенький –

ребёнок в маске кота ходит за кругом

Хвост пушистый беленький

Васька Мышку ждёт.

Сядет, умывается, лапкой вытирается -

гладят "лапкой" по щёчкам.

Притаился кот.

Васька Мышку ждёт.

Воспитатель: Мышка берегись!

После слова «берегись» кошка начинает ловить мышку.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, выражают своё отношение к его образам, дают им оценку. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети знакомятся с краткими сведениями о композиторах (фамилия, имя композитора, где родился, детство), при этом расширяется словарь.

Пример беседы по слушанию музыки П.И.Чайковского «Октябрь» - «Осенняя песня» (Для детей старшего дошкольного возраста)

-Сегодня мы будем слушать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня». Эту пьесу П. И. Чайковский сочинил про осенний месяц октябрь.

-Какое настроение у музыки? (грустное, красивое).

Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, печально, уныло.

-Хочется ли под неё танцевать? Двигаться?

«Осенняя пьеса» жалобная, задумчивая, тоскливая, печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии.

- Что вы представили себе, когда слушали это произведение?

-Какая картина осени изображена в музыке?

Более поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер наступают холода.

У Плещеева есть стихотворение «Осень наступила», я вам прочту это стихотворение так, чтобы мы все почувствовали, какое настроение выражено в нем.

Осень наступила, высохли цветы,-

И «глядят уныло голые» кусты

- Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

Спрашиваю: о какой осени рассказывается в нем?

Напоминаю детям: «Осенняя песня» - передает картину поздней осени, увядающей осени.

Таким образом,  все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием песен, музыкальных упражнений, игр, танцев речь становится грамотнее и чище, развиваются психические процессы и свойства личности.