Петрашов Сергей Васильевич
« Современные приемы работы с исторической картой на уроках истории в рамках требования ФГОС ( из опыта роты)»
« Историческое событие, ход которого я смогу
провести по карте, врезается в мою душу гораздо
прочнее и вызывается гораздо легче, чем то,
которое совершается….в каких-то
неопределенных пространствах»
К.Д.Ушинский
Одна из главных задач исторического образования- формирование пространственных
представлений у учащихся через работу с исторической картой и во внеурочное время.
На уроке истории все события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Формированию у учащихся пространственных представлений способствует работа с исторической картой. Но как показала практика сдачи ЕГЭ, учащиеся показывают не достаточно высокий уровень умения работы с картой.
Из анализа ответов учащихся на вопросы ЕГЭ , работа с картой показала самый низкий результат. И к сожалению , год от года этот показатель не улучшается
год
2016
2917
2018
Процент выполнения
47,74
48,46
48,84
Т.Е. больше половины учащихся, сдающих ЕГЭ ,не знают, как работать с картой.
Учащиеся плохо ориентируются в картах, не умеют использовать легенду карты, путаются в условиях обозначения, да и не узнают по карте исторические события. Используют карту как иллюстрацию своего ответа, а не как источник знания, для анализа исторического события.
Поэтому, перед учителем истории возникает задача : научить ученика работать с картой и начинать работу с картой необходимо с первого урока уже в 5 классе. Карта должна быть на каждом уроке. И необходимо использовать различные приемы и методы работы с картой. Только тогда и будет хороший эффект от работы учителя.
На протяжении урока истории карта выполняет разные функции: она может использоваться в начале урока- как отправной пункт к размышлению, как приглашение учащихся «окунуться» в изучаемую эпоху, четко обозначая территорию на которой происходило историческое событие. В конце урока карта помогает закрепить материал изученный на уроке. Карта помогает подвести итог. Сделать вывод, обобщить материал урока. Помогает сориентировать в историческом пространстве.
Самый простой способ работы с картой- показ учителем, в ходе изложения материала, рек, городов, мест сражений.
Но надо помнить, что просто показать на карте исторический объект- ничего не даст.
Ученик увидел и сразу же забыл. Необходимо охарактеризовать , привлечь внимание, поработать с картой. Заставить учащихся подумать, решить проблему. Тогда и будет результат.
В требованиях ФГОС четко определены методы и задачи работы с картой
Содержание картографических знаний и умений
Класс
Знания
Умения
Знакомство с системой условных обозначений (легендой) исторической карты;
представления об условности отражения исторических объектов на карте (например, показ изменения границ древних государств в рамках оговорённого на карте периода);
знакомство с картосхемой и её условными обозначениями;
знакомство с элементарными требованиями по заполнению контурной карты.
Знать, что название карты указывает на тему, на основное содержание карты;
Что тематические исторические карты «накладываются» на географический «фон»;
Что исторические карты рассказывают о прошлом;
Что условные знаки расшифровываются в легенде карты.
.
Пользоваться картой как источником знаний – на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятии людей;
описывать границы государства, направления военных походов;
показывать на исторической карте местонахождение древнейших цивилизаций и государств, торговых путей, мест сражений и военных походов и др., сопровождая показ словесным описанием (остров, полуостров, материк, какими морями омывается, с какими странами граничит, какие реки протекают по территории государства и т.д.);
заполнять контурные карты по предложенным заданиям.
Уметь:
узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;
воспринимать масштаб;
сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями;
правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи;
находить на карте и называть включённые в легенду знаки;
находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.
Начиная работу с картой Полушарий в 5 классе. Я показываю место , где впервые появился человек. Ставлю перед классом вопросы; «Как называется материк ,на котором появился первый человек. Как он попал в Европу? Как и когда он пришел на территорию нашей страны? Почему человек ушел так далеко от места своего возникновения?»
Когда я начинаю тему Египет, то к карте Полушарий добавляю карту « Передняя Азия и Египет» Показываю Египет сразу на двух картах и прошу ответить на вопрос; «Почему на одной карте я показываю Египет почти точкой , а на другой – описываю большой круг?»
Таким образом, я отрабатываю понятие масштаб. Обращаю внимание учеников, в какой части света , на каком материке находится Египет. Почему Средиземное море так названо.
На карте Полушарий находим Нил. Видим, что Нил возник в результате слияния двух рек Белого и Голубого Нила. Голубой Нил берет свое начало в горах и я задаю вопрос:» Когда разливается река летом или зимой?» Белый Нил берет начало на Экваторе и разливается зимой в период тропических ливней .Это все изучается на карте Полушарий ,а на карте Египта отрабатываем понятия оазис и дельта. ( Ставлю проблемные вопросы и карта помогает ответить на них)
Другая форма работы - это путешествие. Отправляемся с Моисеев в поисках «земли обетованной». Подробно , шаг за шагом ,продвигаемся по карте и попутно характеризуем
все географические объекты, встречаемые на нашем пути.
Но самая интересная работа с картой , при которой отрабатывается и знание карты. и
понимание – масштаба карты. Это когда учащимся предлагается самим совершить путешествие и рассчитать время в пути. Вмести с караваном верблюдов пройти из столицы Египта в столицу Вавилонского государства. Вначале прокладываем путь каравана и одновременно отвечаем на вопросы: » Почему караван идет через Палестину? Почему не может пройти прямо через Сирийскую пустыню?» Затем предлагаю учащимся самостоятельно рассчитать сколько дней займет этот маршрут. Пишу на доске скорость каравана ( 40 километров в сутки) и спрашиваю, что нам еще необходимо знать. И предлагаю самим высчитать расстояние при помощи линейки и масштаба карты.
Подобную задачу они решают на уроке по теме Греция. Я ставлю вопрос : «Одиссей плыл от Трои до Итаки 10 лет, а сколько бы он плыл если бы у греков был компас?»
( На доске пишу скорость судна 10 узлов под парусом при попутном ветре – это 200 километров в сутки, а на веслах 4-5 узлов .В среднем получается 150 километров в сутки)
И так можно работать во всех классах. Но самая интересная и сложная работа с картой проводится в 10-11 классах.
Так, в 10 классе , начиная тему расселения восточнославянских племен , ( еще до объяснения материала параграфа), провожу работу с картой .Предлагаю открыть карту в учебнике « Русь в Х веке», проанализировать карту и ответить на вопросы, написанные на доске:
1) Как повлияла географическая среда на экономику восточных славян?( Чем они могли заниматься в таких природных условиях?)
2) Как географическая среда отразилась на отношении между людьми у восточных славян?
3) Как географическая среда повлияла на формирование менталитета (взгляд на мир)
русской цивилизации и ее отличие от Западноевропейской .
На доске пишу ,что входит в понятие «географическая среда».
На следующем уроке разбираем результаты ответов учеников. Объясняю материал темы
И для пробуждения интереса к теме, решаем еще задачи:
1) Почему в Западной Европе строят замки , а у нас замки не строят , а строят города?
2) Почему в Европе строят дома из камня( хотя много леса), а у нас из дерева (хотя очень много камня, принесенного ледником)?
Таким образом ,мы проанализировали карту, по рассуждали над материалом, познакомились с легендой карты. Сделали выводы и закрепили материал.
Карта помогает ответить на вопрос : « Почему Владимир крестил Киев крестом, а Новгород «огнем и мечом»? Или решить вопрос « Почему на севере главный бог Велес (скотий бог) , а на юге- Перун ( бог грома и молний)?»
Очень интересная работа с картой по теме « Политическая раздробленность на Руси»
Перед изучением этой темы предлагаю учащимся поработать с картой учебника «Русь в Х11-начале Х111 века»
Предлагаю проанализировать карту и письменно ответить на вопросы , написанные на доске.
1) Почему первыми поставили вопрос о политической самостоятельности Новгородская земля и Владимиро - Суздальское княжество?
2)Почему в Новгороде формируется вечевая республика , а во Владимиро - Суздальском княжестве – сильная княжеская власть?
3) Каждое княжество пыталось извлечь выгоду из своего географического положения. Подумайте , какую выгоду могло извлечь Смоленское княжество?
Сложная проблемная работа с картой проводится при изучении темы « Европа после
Первой Мировой войны»
Предлагаю учащимся по карте ответить на вопросы: 1) Какие государства возникли на развалинах Российской империи? 2) Какие государства образовались на территории Австро - Венгерской империи? 3) Какие территории потеряла Германия?
И предлагаю сделать письменно выводы: « Какие противоречия удалось решить в результате создания Версальско-Вашингтонской системы, а какие возникли вновь?
Предположите , к каким последствиям могли привести эти новые противоречия?»
Изучая тему в 11 классе « Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» , для закрепления темы предлагаю рассмотреть карту-схему и ответить на вопросы.( карта через проектор выведена на экран)
1. Рассмотрите схему и выполните задание
2.Укажите название военно-политического блока, в который в середине 1960-х гг. входили страны, заштрихованные на схеме.
3. Одной из цифр на схеме обозначена страна, никогда не входившая в военную организацию (военный блок), в которую в середине 1960-х гг. входили все остальные страны, обозначенные цифрами. Укажите название этой страны.
Укажите фамилию руководителя СССР, при котором в страну, обозначенную на схеме цифрой «3», были введены советские войска.
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
Выбери три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Испания в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.
2) На данной схеме отражён раскол Германии на два государства.
3) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.
4) Все страны, обозначенные на схеме цифрами, в годы Великой Отечественной войны были освобождены Красной армией или при её активном участии.
5) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, показанный на схеме.
6) Данная схема характеризует международное положение, сложившееся в период «холодной войны».
Таким образом, обучение истории вооружает учащихся знаниями об
исторической картографии, которые позволяют использовать карты как
средство активного и глубокого познания исторического процесса.
Можно без преувеличения сказать, что из наглядных пособий по истории
самое главное - карта: если без других средств историю изучать трудно, то
без карты просто невозможно.
Литература:
1.Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в
преподавании истории, М., Просвещение, 198
2. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе, М.,
Просвещение, 1985
3.А.Колосков. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. -
Москва, «Просвещение»,1984.
4..Никифоров. Наглядность в преподавании истории и обществоведения.–
М. «Просвещение»,1978.
5.Г.Годер. Приёмы формирования пространственных представлений. – Преподавание
истории в школе, 1983, №5.
6.Н.Ворожейкина. Формирование пространственных представлений учащихся в основной
школе. – Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №9.
7.В.Фатке. Работа с картой. – Преподавание истории в школе, 1992, № 3-4.
8.И.Банщикова. Нетрадиционные приёмы для работы учащихся с картой. – История,
2007, №10.