Алижанова Х.А.

д.п.н., профессор кафедры педагогики

ФГБОУ ВО « ДГПУ им. Р. Гамзатова»

Мутаева З.А.,

Магистрант 1 года обучения ФСПП

ФГБОУ ВО « ДГПУ им. Р. Гамзатова»

«Современные проблемы образования в России»

Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы образования в России, включая вопросы проблемы подготовки учителей, качества и актуальности образовательных программ. Обсуждаются социальные и экономические факторы, влияющие на систему образования, такие как неравенство в доступе к образовательным ресурсам и различия финансирования учебных заведений.

Ключевые слова: образование, система образования, образовательная система.

Образование является одним из главных основ развития общества, оно формирует не только уровень знаний и навыков, но и мировоззрение, ценности и социальные установки населения. В России так же и как в других странах, система образования сталкивается рядом проблем, которые требуют особого внимания и решения. В статье рассмотрены, основные проблемы образования в России. Образование и педагогическая наука насчитывает тысячелетия своей истории. Развития образования в России можно разделить на несколько ключевых периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и реформами. Каждый из этих этапов оказал значительное влияние на формирование современного образования в России. Система образования прошла долгий и тернистый путь, оно отражает в себе особенности определенных периодов, выбрав себе самое лучшее, по настоящее время мы имеем школы, гимназии, средние и высшие образовательные учреждения, оснащенные всем необходим, для качественного образования.

Целью данной статьи является анализ и систематизация современных проблем, с которыми сталкивается образовательная система в России каждый день, а также в выявлении причин этих проблем и предложения возможных путей их решения.

1.Проблема подготовки учителей и преподавателей является одной и ключевых в системе образования и напрямую влияет на качество образования. Многие педагогические вузы не всегда обеспечивают высокий уровень подготовки будущих учителей. Это может привести к тому, что выпускники не обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного преподавания. Студенты получают теоретические знания, но не имеют возможности применить их на практике до начала своей профессиональной деятельности, они не готовы к реальным условиям работы. В настоящее время, школы сталкиваются катастрофической нехваткой учителей, так как трудно привлечь молодежь в профессию учителя. Низкий статус профессии, а также финансовые и социальные факторы отталкивают людей от выбора карьеры в сфере образования. Учителя должны постоянно обновлять свои навыки и знания, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям образовательной среды. Однако система повышения квалификации часто оказывается недостаточно гибкой и неэффективной. Учителям бывает трудно найти время и ресурсы для участия в курсах повышения квалификации. Условия работы учителей в школах в России часто оставляют желать лучшего. Низкая зарплата, перегрузка работой и недостаток ресурсов могут демотивировать педагогов и снижать их работоспособность. Многие учителя сталкиваются профессиональным выгоранием, стрессом и недостатком поддержки со стороны администрации школ. Это приводит к тому, что талантливые специалисты покидают профессию.[1]

Для решения всех этих проблем необходимо комплексное изменение подходов к образованию педагогов, включая повышения статуса профессии, модернизацию учебных программ, повышения заработной оплаты, улучшение условий труда и создание системы поддержки для учителей. Только так можно обеспечить высокий уровень подготовки специалистов и, что в свою очередь положительно скажется на качестве образования в стране.

2.Доступ к современным технологиям в школах России варьируется в зависимости от региона, типа учебного заведения и уровня финансирования. В последние годы наблюдается тенденция внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Многие школы, начали активно использовать компьютеры, интерактивные доски и проекторы. В некоторых регионах внедряются электронные учебники, а также онлайн ресурсы для подготовки к экзаменам и выполнения домашних заданий. Доступ к интернету становится более распространенным, школы стараются обеспечить беспроводной доступ для учеников и преподавателей. Увеличивается количество школ, предлагающих курсы по программированию, робототехнике и другим современным дисциплинам, что способствует развитие навыков у учащихся. Существуют различные инициативы на уровне правительства, направление на модернизацию образовательной инфраструктуры и внедрения новых технологий. Несмотря на прогресс, существует значительная неравномерность в доступе к технологиям между городскими и сельскими школами, а также между различными регионами страны.[2]

Инфраструктурные проблемы существенно влияют на качество образования условий, которых учатся и работают ученики и учителя. Многие школы, особенно в сельской местности и малых городах, располагаются в старых здания, которые не соответствуют современным требованиям безопасности и комфорта. Это приводит к ухудшению условий обучения, снижению мотивации учеников и учителей, а так же к повышению риска травматизма. В школах отсутствует современные учебники, компьютеры, проекторы, что приводит к ограничению возможности полноценного освоения учебного материала. В ряде регионов, особенно в отдаленных сельских районах, доступ высокоскоростному интернету остается ограниченным. Это затрудняет использование цифровых образовательных ресурсов, онлайн – курсов и дистанционного обучения. Во многих сельских районах школьникам трудно добираться до учебных заведений из - за отсутствия общественного транспорта или плохих дорог. Это приводит к снижению посещаемости и ухудшению успеваемости.

Не все школы имеют специализированные кабинеты для естественных наук, искусства, физкультуры, что приводит ограничению практического обучения и развития творческих навыков у детей. Следует уделить внимание к тому, что многие школы не имеют достаточных спортивных площадок, залов, для занятия физической культурой. [3]

Недостаточное финансирование системы образования приводит невозможности проведения ремонтов, закупа нового оборудования и повышения зарплат учителей, это приводит оттоку квалифицированных кадров из сферы образования.

Инфраструктурные проблемы в системе образования требуют комплексного подхода к их решению. Необходимы как инвестиции в обновлении зданий и оборудования, так и разработка программ, направленных на улучшение условий обучения. Таким образом мы можем сделать вывод, что хоть доступ к современным технологиям в российских школах улучшается, еще есть много работы по достижению ровного доступа для всех учащихся.

3.Вопросы объективности и справедливости оценивания в российских школах являются актуальными и многогранными. В России традиционно используется 5-бальная система образования (от 2 до 5), что может создавать субъективность в интерпретации оценок. Оценка 3 может означать разные уровни усвоения материала в зависимости от преподавателя. Качественная обратная связь от учителей может помочь ученикам понять свои ошибки и улучшить результаты. Однако не всегда такая обратная связь предоставляется. Данная система образования может создавать стрессу учеников, что и влияет на их успеваемость и желании учиться. [4]

Я не могу не поднять тему ОГЭ и ЭГЭ. Введение ОГЭ и ЭГЭ как стандартизированных тестов направлено на повышение объективности оценивания знаний учащихся, однако есть вопросы о том, насколько они действительно отражают уровень знаний и навыков. Единый государственный экзамен (ЭГЭ) вызывает множество дискуссий споров. Хотя ЭГЭ призван стандартизировать оценивание знаний, многие критики утверждают, что он не всегда адекватно отражает уровень подготовки учащихся

Зюганов Геннадий Андреевич

«ЕГЭ порушило классическую русскую школу».

«Надо понимать психологию школьника, молодого человека, а не превращать это в дубинку, которой человека загоняют с помощью нашего Наробраза».

«Система “угадайки”».

«Каким образом министры могут это реализовывать, когда общественность против?»

«Последние годы система отечественного образования явно больна: ее непрерывно лихорадит от реформ... Огромный ущерб либеральные реформы нанесли школе: если при советской власти существовало всеобщее среднее обязательное образование, то для “демократической” России власть посчитала достаточным неполного (9 классов) среднего образования, которое было провозглашено основным и обязательным. Затем на головы выпускников был обрушен пресловутый ЕГЭ, прозванный “угадайкой”. В результате таких “реформ” в страну вернулась неграмотность».

Владимир Вольфович Жириновский 

«А этот идиотский ЕГЭ! Это же издевательство над образованием. Вместо того чтобы учиться думать, дети и юноши зубрят ответы на вопросы, а сами двух слов связать не могут. Да и возможность мухлежа на экзаменах возрастает в сотни раз. Например, по данным Министерства образования РФ, наибольшее количество учеников по стране, набравших 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку, живет и учится в Дагестане. Мы что, поверим в эту чушь?! Министерство образования должно бить во все колокола и отменять ЕГЭ как можно скорее. Им вообще впору заявить о самороспуске, если такого рода масштабные фальсификации не только происходят, но и становятся достоянием общественности. В 1994 году ЛДПР решительно пресекла попытку ввести плату за учебу в старших классах средних школ России. Мы и дальше будем бороться за то, чтобы в России образование — среднее, средне-специальное и высшее — оставалось бесплатным. Я отменю и ЕГЭ!» [1]

Станислав Дробышевский, учитель биологии в школах №1434 и №1265 (Москва)

Вопрос должен стоять не о том, имеются ли у ЕГЭ недостатки, а есть ли в нем хоть какие-то достоинства? Не знаю ни одного школьного учителя или университетского преподавателя, который бы был за ЕГЭ. Все его только ругают и с ностальгией рассказывают школьникам, как раньше было лучше и как теперь стало плохо.

Кроме прочего, все обучение в 11-м классе (и в немалой степени в девятом и десятом) превращается не в учебу, не в получение знаний, а в дрессировку расставления галочек в типовом тесте. То есть как минимум минус год жизни в самом продуктивном для обучения возрасте [23]

Несмотря на всю критику ЭГЭ, продолжает существовать, сотни учеников каждый год проходят через это испытание. Подготовка к ЭГЕ вызывает значительное психологическое давление, многие испытывают тревогу, что сказывается на их результатах.

Бурно обсуждается возможность введения альтернативных форм оценивания, как портфолио, проектные работы, или устные экзамены, которые могут лучше отразить уровень знаний и навыков учащихся. Проблемы с ЭГЭ требуют комплексного подхода к реформированию системы оценивания России. Важно оценивать мнения всех сторон – учеников, родителей, учителей и образовательных учреждений создания более справедливой и эффективной системы оценки знаний.

4.Создание психологической поддержки в школах и создание служб психологической помощи – важные шаги для обеспечения благополучия учащихся и создания здоровой образовательной среды. В каждой школе должна быть создана психологическая служба помощи, которая будет состоять их квалифицированных психологов и консультантов. Психологическая помощь должна быть доступна для всех учащихся и информация о ней должна быть широко распространена среди учащихся и родителей. Психологи должны проводить индивидуальные консультации с учениками, чтобы помочь разобраться в своих проблемах и разработать стратегии их решения. Важно обеспечить анонимность и конфиденциальность при обращении за помощью, чтобы ученики чувствовали себя комфортно. [7]

В каждой школе можно сформулировать команды, состоящие из учителей, психологов и социальных работников, которые будут работать над выявлением и решением проблем учащихся. Нужно создать в школе атмосферу доверия и поддержки, где ученики смогут открыто говорить о своих переживаниях и проблемах. Немало важное значение имеет реализация программ против буллинга. Ннеобходимо проведение уроков и семинаров о том, что такое буллинг, его последствия, и о способах поддержки детей. Программа против буллинга должна быть комплексно и включать в себя различные подходы, направленные на образование, поддержку и вовлечение всех участников образовательного процесса.

Заключение.

Современное образование в России сталкивается с рядом серьезных проблем, которые требуют комплексного подхода к решению. Среди них можно выделить недостаточное финансирование образовательных учреждений, неравномерное распределение ресурсов, устаревшие учебные программы и методы преподавания, а так же проблемы с квалификацией педагогических кадров. Кроме того, важным аспектом является необходимость адаптации образовательной системы быстро меняющимся требованиям рынка труда и глобальным вызовам. В условиях цифровизации и технологических изменений необходимо внедрять инновационные подходы в обучении и, развивать критическое мышление XXI у учащихся. Стоит отметить, что не менее важным является внимание психоэмоциональному состоянию учащихся и создание безопасной поддерживающей образовательной среды. Проблемы буллинга, стресса и выгорания требуют активного вмешательства со стороны образовательных учреждений, так и общества в целом. В конечном итоге, для решения современных проблем образования в России необходимо объединение усилий государства, образовательных учреждений, родителей и общества. Только совместные усилиями можно создать систему образования, способную обеспечить качественное обучение и всестороннее развитие каждого ученика, готового к вызовам современного мира.

Список использованной литературы

Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе ( психолого педагогический подход). Ростов н\Д.: 2003 408

С

.

Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников \\\ Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М. 1978. 204

С

.

Автоноова Т.В.

Основные тенденции развития гуманитарного общего образования ( На материалах стран Западной Европы и США). автореф. дис. канд. пед. наук М., 2003 286

С.

Дохикян Л.С. Сравнительный анализ высшего образования России и США. Автореф. дис.канд. пед. наук. Рязань , 2006, 356

С

.

«Что критикуют критики ЕГЭ» научная работа П.Н. Храменко

в

«ЕГЭ и творческие способности остро несовместимы»

Г

азета ру

Иван Путулян.

Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе \\ Литература в школе 1996 №5 С. 5-