Современные проблемы обучения грамоте

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы.

Еще одна причина актуальности данной проблемы - возросшие требования школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований включает в себя готовность к овладению грамотой, которая подразумевает овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Также доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему- либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания. В основном наиболее оптимальной формой таких занятий выступают дидактические игры и упражнения. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё дошкольника определённой способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Исследования учёных также позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Так, подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, в связи с тем, что у пятилетнего ребёнка, как правило, особое «чутье» к языку: он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности. По утверждениям М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немоваобучение чтению необходимо также начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ

Случается, что маленький ребенок самостоятельно, без целенаправленного обучения со стороны взрослого, уже в четыре - пять лет начинает читать. Правда, в наши дни это явление, и всегда-то бывшее не очень распространенным, стало вовсе редкостью. Некоторые родители относят успех на счет той развивающей среды, в которой живет ребенок; другие, напротив, полагают такое раннее обращение малыша к книге делом наследственности, личного склада ума, проявления особых способностей. И те и другие по-своему правы: действительно, в доме, где вовсе нет книг, и никто не читает, вряд ли появится юный читатель. С другой стороны, во множестве семей, где взрослые в буквальном смысле не выпускают книги из рук, у детей возникают те же проблемы с обучением чтению, что и в умеренно или даже мало читающей семье. Случается, что в одной и той же семье есть дети с небольшой разницей в возрасте, один из которых легко и «самопроизвольно» овладевает чтением еще в дошкольном возрасте, а другой мучается с ним в школе.

Существенным является и то, что, если даже современный малыш самостоятельно или с помощью взрослых «зачитал» к пяти-шести годам, он практически никогда не делается потребителем художественной литературы. Успешно обученный читать ребенок совершенно не склонен пользоваться своим умением. Он любит, кода ему читают вслух, с удовольствием рассматривает книги, иногда бывает склонен продемонстрировать свое умение читать и получить дань восхищения и восторга от кого-то из родственников или знакомых - но он совершенно не стремится читать книги для себя, чтобы узнать, что там написано. Оказывается, что чтение для него ценно само по себе, как самодостаточный процесс. Ему интересно разбираться в механизме, устройстве слов. Когда же этот интерес удовлетворен - склонность к чтению сразу пропадает. Взрослые думают, что это только самое начало, что вот теперь-то пойдет самое интенсивное обучение - а оказывается, что это уже конец: научился, понял, как это получается, - и все! Как будто новый конструктор подарили: покрутил его, освоил разные способы креплений и приемы сборки - а чтобы строить что-то по настоящему большое и интересное - это не для нас.

Кроме того, когда ребенок начинает читать, взрослые, как правило, перестают читать ему вслух на том основании, что он уже умеет это делать сам. А ребенок самостоятельно еще только осилил одну-две детские книжки и те прочитал в течение длительного времени. Таким образом, чтение малыша неоправданно сокращается именно в то время, когда он по своему умственному и личностному развитию становится способным к осмысленному, эмоциональному восприятию относительно больших и сложных детских книг.

Другой вариант - это когда «зачитавший» ребенок увлекается научно-популярной, справочной и вообще познавательной литературой. Такие дети начинают заниматься почти «научной» работой, приводя в полный восторг своих близких. Но ранняя склонность к «научным исследованиям» представляет собой не что иное, как досрочное, опережающее проявление некоторых аспектов созревания познавательных процессов. Это опережение в подавляющем большинстве оказывается временным. По мере того как ребенок достигает возраста, для которого уровень его познавательного развития обычен, он престает отличаться от сверстников по этому параметру.

Обычно раннее проявление способностей влечет за собой некое особое отношение к ребенку. На него возлагаются надежды, его начинают по-особому учить. И все его близкие переживают горькое разочарование, когда заканчивается возрастной период, в который он был «вундеркиндом».

Эти неприятные последствия связаны с неправильным пониманием взрослыми природы и закономерностей детского развития и, как следствие, с искажением этого процесса. Какие стадии должен пройти маленький ребенок для того, чтобы грамотно войти в начала грамоты родного языка?

Совсем маленькие дети, лет до двух с половиной - трех, как правило, не замечают вокруг себя букв и вообще надписей. Ребенок не обращает внимания на титры, идущие до и после любимого мультика, рассматривает картинки в книжках, не замечая даже крупно напечатанных заголовков.

В то же время именно в этом возрасте они вполне способны научиться различать буквы и освоить их названия, если взрослые введут их в мир ребенка в подходящем виде, будут их показывать и о них говорить.

Подходящий вид - это крупно написанные на бумаге или картоне разноцветные буквы, объемные пластмассовые, деревянные, мягкие игрушки в виде букв, или, наконец, всем знакомые кубики с буквами. Все это предметы, несущие буквы, с которыми ребенок может действовать.

Этот возраст - до трех лет - характерен тем, что именно в нем абсолютное большинство детей овладевает активной речью. Ребенок впитывает в себя новые слова, как губка, - так что ему каких - то тридцать три простых названия с несложными фигурками, которые они означают!

Научить нормально развивающегося двухлетнего малыша различать и называть несколько (а то и большую часть) букв совсем не сложно, надо только, чтобы эти самые буквы стали персонажами, с которыми взрослый и ребенок общаются, играют.

Но тут возникает другой вопрос: а нужно, целесообразно ли, не вредно ли для развития ребенка учить буквы в столь раннем возрасте? Привычный тезис, гласящий, что всякое знание полезно, в случае с маленькими детьми не проходит. Что дает знание букв маленькому ребенку? Что он может с ними делать?

Вероятно, делать он с ними может то же самое, что и с другими предметами, окружающими его: брать их в руки, рассматривать, крутить, складывать в коробку, разбрасывать, называть, сооружать из них какие-нибудь простые постройки, наделять их жизнью и индивидуальностью, разговаривать с ними, делать из них героев простеньких историй. Некоторые дети к трем годам могут складывать из букв несколько простых знакомых (заученных именно в смысле складывания из букв) слов, узнавать их и называть. Все это имеет к чтению весьма опосредованное отношение, хотя родители трехлетнего знатока букв и слов уверяют окружающих и сами убеждены в том, что он уже умеет читать.

Такие знания, умения и способности, связанные со словами и буквами, абсолютно нейтральны по отношению к ходу психического развития ребенка: они ему не помогают и не мешают. Знание букв и даже умение складывать из них несколько знакомых слов не делает ребенка умеющим читать.

Но в принципе нет ничего плохого или вредного в том, что двух - трехлетний малыш знает «в лицо» некоторые или многие буквы и несколько слов. Это не делает его ни старше, ни умнее, но и не мешает его росту и развитию. Опасно другое: как бы взрослые, вдохновленные успехами малыша, не взялись за него всерьез. Вот тогда он имеет большие шансы уже к четырем-пяти годам приобрести негативный опыт участия в процессе целенаправленного обучения и надолго потерять всякий интерес к книгам.

Ребенок может играть, как будто читает книгу, или просто копировать читающего газету папу и при этом не будет иметь ни малейшего понятия о том, что же такое буквенная запись, какой принцип ее устройства.

И вот приходит время, когда малыш начинает выделять буквы, в буквальном смысле видеть их.

Как же вести себя взрослому, чтобы не спугнуть этот интерес, не погасить его, а, напротив, способствовать его развитию в нужном направлении?

Буква - такой же объект внешнего мира, как и все остальные. Поэтому интерес, проявленный к ней, такой же естественный интерес, как и интерес ко всем другим новым вещам. Буквы в это время самоценны для малыша. Представление о том, что буква - это средство, инструмент, что запись для чего-то нужна, что-то значит - еще не посещало его головку.

Ребенок может рисовать буквы, называть их, спрашивать о них взрослого и получать ответы, лепить их из пластилина. Доступная малышу операция - раскладывание букв по отдельным конвертам, коробочкам, ячейкам, каждая из которых помечена той же буквой. Буквы можно сосчитать - сколько есть букв «А», а сколько - букв «Н» и каких больше.

На этой стадии ребенок еще не видит связи между звучащим словом и буквенной записью. Представление об этом только формируется.

Этому помогает своеобразное «письмо», которое появляется в играх маленьких детей. Ребенок «как будто» пишет, имитируя на листочке бумаги зазубренную линию, изображающую письменную запись.

Такая запись достаточно важна. В такой игре у ребенка возникает идея связи между устным речевым потоком и записью на бумаге.

Кроме того, такое «письмо» отображает движение при письме (чтении) по строке слева направо и по листу сверху вниз. Задача взрослого на этом этапе - обеспечить наличие в среде обитания ребенка букв, слов, надписей в таком виде и качестве, чтобы малыш мог брать их в руки, свободно сними действовать.

Обращение к буквам как к материалу для игр, экспериментирования, манипулирования - вовсе не повод перейти к развернутому уроку чтения.

В процессе таких обычных игр и занятий постепенно накапливается знание букв, складывается представление о том, как из них получаются слова, приходит первый опыт использования букв и слов. Это использование - просто узнавание знакомых и важных для ребенка слов - таких как «мама», «папа»... Это и обозначение буквами нужных ребенку для игры или поделок объектов.

Критерием перехода на следующую стадию развития будут попытки малыша записать известными ему буквами слово, с записью которого он еще не знаком. Чаще всего это происходит уже после того, как ему исполнится пять лет, иногда - ближе к шести. Но есть ребятишки, которые уже в четыре с половиной года пытаются сделать буквенную запись, опираясь на несовершенный, со множеством огрехов, звукобуквенный анализ проговариваемого слова. Вполне нормально, когда в такой записи почти нет гласных, а некоторые согласные меняются местами и имеют зеркальное изображение. Это не ошибки. Ведь для того чтобы вводить в оценку «письменной» работы ребенка категорию ошибки, необходимо опираться на некую норму написания, а на этой стадии ни о каком нормативном написании еще не может идти речи. Необходимо подчеркнуть, что если по какой-то причине первая стадия вхождения ребенка в грамоту не наступила или, напротив, зафиксировалась, не сменилась следующей, то вторая стадия - «письмо» дошкольников печатными буквами, со множеством ошибок - может иметь место не у пяти-шестилетнего малыша, а и у восьми - десятилетнего школьника. В таком случае, вероятно, будут наблюдаться и значительные трудности в овладении начертанием письменных букв, затормозится становление почерка. Читать такой ребенок, разумеется, тоже практически не способен. При этом общее умственное и психическое развитие ребенка часто бывает вполне соответствующим возрасту и даже сравнительно высоким. Причина его значительных школьных трудностей - просто непрохождение определенной стадии развития в школьном возрасте. Такое может случиться, например, из-за бедности окружающей ребенка среды, отсутствия в ней букв и слов в доступном ему виде, или из-за того, что взрослые совсем не обращаются при нем к письму и чтению, или, напротив, из-за того, что они слишком усердно и настойчиво взялись учить его читать и вызвали в нем активное сопротивление.

Вторая стадия вхождения ребенка в грамоту тоже требует тактичного и в то же время достаточно выраженного участия взрослого. На этой стадии ребенок, если ему еще не отбили охоту и интерес, уже занимается собственно «письмом», он хочет выразить своими записями определенный смысл, донести его до других людей. Но это письмо совершенно не нормосообразно, и пытаться сделать его правильным - безнадежное и вредное дело. Конечно, ребенок должен иметь перед собой в качестве образцов правильно написанные слова - это вывески, заголовки, обращенные к нему коротенькие, в одно-два слова, записки взрослого. Но его собственное письмо - такое, какое оно есть. Его должно быть довольно много. Взрослый может ненавязчиво поправлять ребенка, когда он пишет, - только так, чтобы смысл и цель его весьма не свелись к правильности написания. Можно показать ребенку, как пишется исковерканное им слово, - но тоже так, чтобы не утерялся смысл деятельности, в процессе которой возникла потребность сделать запись. Взрослый должен по возможности догадываться о том, что написал ему ребенок, как бы сильно ни были искажены слова - иначе тот может обидеться, ведь он-то считает свою запись очень «взрослой», «настоящей».

В жизнь семьи с ребенком, находящимся на этой стадии развития, обязательно должны входить элементы письменной культуры соответствующего качества: это записки, написанные печатными буквами со всякими мелкими поручениями или сообщениями, детские и взрослые кроссворды, игры типа «Поля чудес» или «Чепухи», ориентировка в программах телепередач, в газетных заголовках, в рекламных объявлениях и вывесках. Все это должно вплетаться в качестве средств в разную интересную для ребенка деятельность - в поделки, в планирование выходных, в игры, разговоры, прогулки, по городу.

Собственно чтения на этой стадии еще практически нет сть конструирование слов из букв, как узоров из мозаики, как домиков из кубиков.

То, что ребенок способен разобрать по буквам слово на рекламе или вывеске, - это не чтение, а именно разбирание по буквам. Если на этой стадии увеличивать объем «чтения», то может сформироваться и закрепиться его дефектный, побуквенный способ, который впоследствии очень трудно преодолевается.

На второй стадии вхождения в грамоту ребенок нарабатывает опыт манипулирования, экспериментирования, свободных действий с буквами и словами. Он постигает принципы устройства буквенной записи. Не правила правописания, а принципы устройства - то есть саму идею отражения звуков речи особыми значками - буквами. Он учится зашифровке и расшифровке, переводу устного слова в буквенную запись и обратно. Постепенно его «письмо» делается все более приближенным к норме ногие гласные уже не выпускаются, согласные сохраняют правильный порядок. Возникает база для развития нормативного, грамотного письма. Это только база, а не само грамотное письмо! Понятие «ошибка» все еще применимо очень относительно к «письму» старшего дошкольника или младшего школьника, находящегося на этой стадии развития. Нельзя пытаться разрешить трудности школьника, «застрявшего» на второй стадии овладения грамотой, в каком бы классе он уже не учился, «в лоб», заставляя его читать и писать то, что предписывает школьная программа. Необходимо проводить с таким школьником коррекционную работу, построенную в соответствии с наличным уровнем его развития в данной области - то есть, заниматься с ним различными словесными играми, составлять и разгадывать кроссворды и ребусы, обмениваться записками и т. п. И только после того как данная стадия будет отработана, можно переходить к работе не со словами и буквами, а собственно с текстами. Хорошо отработанная вторая стадия вхождения в грамоту - ворота в третью стадию. Ребенок уже может сравнительно правильно и сознательно записывать нужные ему слова и предложения, а также может читать написанные печатными буквами короткие записки, заголовки, вывески, названия телепередач в программе и т.п.

Теперь малыш уже действительно читает - чаще всего по слогам. Он свободно ориентируется в записях, сделанных печатными буквами, пользуется ими при нужде так, как ему нужно. Но это все-таки еще не читатель. Третья стадия - только показатель готовности перехода к собственно чтению и письму, а не сами чтение и письмо.

У некоторых детей третья стадия вхождения в грамоту приходит к пяти-шести годам, у других - и в восемь-девять она еще не наступила.

Когда первоклассник, полноценно проживший все три стадии дошкольного «чтения» и письма начинает постигать школьные премудрости - у него не возникает множества проблем которые, к сожалению, совершенно обычны для современной начальной школы. Например, он прекрасно понимает смысл тех слов и фраз, которые его учат записывать письменными буквами - в отличие от многих детей, обучающихся письму «копировальным» способом, по буквам срисовывающих слово за словом. Он читает осмысленно - и потому его чтение имеет естественную интонацию. И дело здесь не в навыке беглого чтения - оно может быть совсем не беглым, - а именно в его сознательности. Осмысленное чтение, понимание прочитанного, способность использовать текст и его содержание в качестве средства для достижения своих целей - залог вхождения практически во все школьные дисциплины, да и вообще в любое учебное содержание.

Достижение ребенком третьей стадии в овладении началами письменности родного языка - необходимое условие, обеспечивающее преемственность дошкольного и школьного детства. Эта стадия может достигаться как в старшем дошкольном возрасте, так и уже при обучении в начальной школе. Важно не то, с какими конкретно навыками и умениями в области начал грамоты ребенок поступает в школу, а то, чтобы обучение детей ак дошкольников, так и школьников - строилось в соответствии с их реальными возможностями.