Только тот сможет стать настоящем учителем,
кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
В.А. Сухомлинский
Воспитание, обучение — далеко не единственная задача, которая ставится перед учреждением образования. Так, огромное внимание уделяется организационным моментам и безопасности детей.
Не следует забывать, что при широком понимании воспитания его процесс может иметь и негативные последствия. Цель способна сплотить коллектив, не являясь положительной. Например, группа детей может объединиться против вожатого, против одного из ребят, не вписавшегося в коллектив и т. д. О причинах таких явлений пишет А. А. Кораблёва: «В детском учреждении обнажаются все проблемы современного общества: дистанцированность в отношениях представителей разных социальных групп, межэтническая напряженность, жизненный инфантилизм, снижение значения общественных ценностей и т. д».
Таким образом, очевидной становится необходимость разумного педагогического воздействия. В профессиональном стандарте специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого), основная цель вида профессиональной деятельности — «сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в образовательных организациях, создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника».
Должность вожатого обозначена, как должность помощника учителей, деятельность относится к дополнительному образованию. Руководство педагогического работника предполагается даже при непосредственном «проведении игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния».
Соответственно, педагогическое мастерство вожатого становится одним из условий эффективности воспитательного процесса в детском коллективе. В. В. Торгонский под деятельностью вожатого подразумевает работу педагога, не только имеющего представление о профессиональной деятельности в школе, но и прошедшего специальную подготовку к работе. Кроме того, воспитатели должны быть «способны поддерживать процесс самоактуализации подростков, они ориентируются на дружескую коммуникацию, позитивно относятся к себе и высоко себя оценивают, могут пробудить живой интерес к творческой деятельности, верят в способности своих воспитанников, искренне сопереживают им, укрепляют в них чувство самоуважения».
Особенность вожатого, в отличие от школьного педагога указывает И. А. Зеткина: «Вожатый, молодой педагог 19–22 лет, ближе по восприятию исторических событий к детям, чем их школьные учителя, отдаленные поколением. Личность вожатого, его авторитет в значительной мере формируют ценностное отношение воспитанников к историческому наследию, закладывают поведенческую модель подростков».
Действительно, вожатый скорее будет занимать позицию старшего, более опытного друга, чем заменять родителей (хотя и такая роль возможна). Вера вожатого в себя, в каждого ребёнка в образовательной организации способна сплотить вокруг него ребят, а правильно организованная им совместная деятельность детей способствует зарождению и укреплению дружеских и рабочих взаимоотношений; ребята становятся коллективом и осваивают доступные способы самоорганизации и самоуправления.
Таким образом, требования к современному вожатому довольны высоки. Хотя педагогическое образование, согласно профессиональному стандарту, не является обязательным, однако педагогическое мастерство вожатого и его выдающиеся личностные качества — залог эффективности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.