Рябцева Лариса Леонидовна,
воспитатель,
МАДОУ № 22, г. Карпинск
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
Детский сад -это большой дом, где царит атмосфера добра, радости, счастья; это большое дерево под которым можно укрыться, когда тебе грустно и это дерево требует заботливое отношение к себе: корни это предметно-развивающая среда, ценности, традиции, инновации, педагогические технологии, а стволу дерева необходимы доброжелательные взаимоотношения детей, воспитателей, семьи, но отметим, чем гуще веточки дерева, тем привлекательнее имидж, что говорит о конкурентоспособности организации, а это высококвалифицированные специалисты, вооруженные современными знаниями, интересом к делу, наделенные прекрасным чувством- любить детей и дарить им познания окружающего мира, именно такое дерево дает обильные, вкусные плоды - одаренные дети, выделяющиеся своими яркими достижениями, выпускники, которых всегда и во всем поддерживает семья.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства [1. c.10].
Современные темпы жизни не дают родителям возможность уделять больше времени своим детям, отвечать содержательно на их вопросы, почитать книгу, сходить на вечернюю прогулку, создать интересную постройку, поиграть с мячом, тем самым ребенок больше становится предоставлен сам себе, нарушается баланс равновесия душевного тепла со стороны родителей к своим детям, стираются традиции, теряются ценности.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него являются примером. Не в каждой семье существуют свои традиции: увлечение спортом, летний дачный отдых, вечернее чтение вслух для всех членов семьи, воскресные прогулки в лес, совместный обед, ужин, чаепитие, прослушивание классической музыки и многое другое [2. c.23].
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в которой ведущими игроками являются - семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка, наш детский сад, чтобы подчеркнуть социальную значимость сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций создал необходимые условия для реализации проблемы через совместные встречи родителей с педагогами и детьми на праздниках, досугах, развлечениях, в образовательном процессе детского сада (дни открытых дверей, педагогические советы, родительские собрания). Родительская общественность должна быть в курсе жизни событий детского сада.
Семья- главная ценность для развития каждого человека, именно она играет существенную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Формирование у детей семейных ценностей на наш взгляд возможно в сообществе дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение мероприятий, направленных на реализацию данной проблемы: беседы, дидактические игры, чтение и обсуждение прочитанного материала, игровые проблемные ситуации, совместные с родителями мероприятия, проведение тематических праздников, собраний, изготовление подарков для родственников, данная ценность проявляется, когда ребенок с удовольствием рассказывает о своей семье, о тех традициях, которые важны для него и он ими гордится, с желанием помогает родителям, в продуктивной деятельности отображены портреты родственников и т.д.
Для обеспечения максимальной эффективности в решении данной проблемы руководителями и педагогами творческой группы была намечена цель: повысить роль семейных ценностей в становлении личности ребенка, а для реализации цели определены следующие задачи:
- создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
- привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
- показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка стихийным путем, поэтому наш детский сад радушно предоставляет детям и родителям уникальную возможность в реальной обстановке отобразить семейные ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций через сказкотерапию.
Данная технология работает в следующем режиме: заранее родители вместе с ребенком сочиняют сказку о семье, в которой они через драматизацию расскажут о вымыленных героях, их увлечениях и профессиях. Детям очень нравится сочинять сказки и принимать участие в драматизации, ведь рядом с ними их родители, которые им всегда помогут и поддержат, таким образом, у детей старшего возраста проявляется интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Родительская общественность с большим желанием принимает активное участие в подобных мероприятиях, что является отличным примером и подражанием для своего ребенка.
Не менее важное значение для детей и родителей имеют сюжетно-ролевые игры в которые с большим удовольствием и интересом играют дети, привлекая к данному ремеслу своих родителей - «Семья», «Школа», «Больница», «Автобус», «Дипломаты», «Инженеры» и т.д. Игра начинается в детском саду, а заканчивается в домашних условиях, дети совместно со взрослыми придумывают сюжет, дополняют правила игры, обыгрывают различные ситуации, затем делятся своими впечатлениями с товарищами, таким образом, игра становится насыщенной, интересной, творческой.
В старшей группе оборудован центр «Русская изба» благодаря ему открыт доступ детям к культуре русского народа, знакомство с жилищем крестьянской семьи, русской печью, особенностями повседневного быта, русской народной музыкой, традициями, играми, потешками, благодаря долгосрочному проекту у дошкольников просматривается бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Создана «копилка мудрых слов», которая постоянно обогащается дополнительной информацией из различных источников, работа проводиться совместно с родительской общественностью, что способствует коллективному развитию интереса к русской старине, ценностям, традициям, фантазии, обогащению словаря детей и взрослых народными пословицами, поговорками, новыми словами, взаимодействию друг с другом в игровой ситуации.
Традиции детского сада тесно переплетаются с традициями семей воспитанников, выпускники, педагоги и родители на территории детского сада садят различные деревья и дают им имена добрых, сильных, мудрых героев из русских народных сказок, (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Илья Муромец и т.д.), нравственные ценности помогают разбудить детское воображение, предоставляют возможность почувствовать значимость охраны природы, закладывают в воспитанниках основы экологических знаний, зафиксированных в древнейшей заповеди - «не навреди!».
В домашних условиях дети садят вместе с родителями цветы на грядке, ухаживают за растениями, поливают, взрыхляют землю, наблюдают, а когда клумба одевается в разноцветный наряд, все совместные усилия остаются запечатлены в фотоальбоме. Фотоальбомы приносят в детский сад, радуются своим успехам, делятся впечатлениями с друзьями, педагогами, тем самым подчеркивая уникальную традицию своей семьи.
Реализация задач по формированию семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом ДОУ, представлены в следующих мероприятиях:
- Семейные художественно-творческие проекты:
1. «Герб семьи»;
2. «Генеалогическое дерево»;
3. «Семейный отдых»;
4. «Самый счастливый день в нашей семье»;
5. «Я и моя семья».
- Выставки семейного творчества:
1. «Моя мама- рукодельница»;
2. «Папа и я наравне»;
3. «Природа и фантазия»;
4. «Я и осень»;
5. «Символ года».
- Мини-выставки семейных реликвий:
1. «Старые игрушки с нами говорят»;
2. «Тайны старого сундука»;
3. «Елочные игрушки наших мам и пап».
- Фотоколлажи:
1. «Моя семья в день моего рождения»;
2. «Мои бабушки и дедушки»;
3. «Здоровый ребенок в здоровой семье»;
4. «Витаминное блюдо моей семьи».
Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребѐнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребѐнок учится тому, что видит у себя в дому, а родители пример ему».
Систематический контакт наших педагогов с родителями дает положительный результат, чтобы активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер, способствующий формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей, уважение и доброжелательное отношение друг к другу, развитию имиджа детского сада.
Список источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2017 . – 265с.