Панова Татьяна Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №27 г.Читы
Забайкальский край
Современный урок : практика реализации системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности.
Системно-деятельностный подход лежит в основе Стандартов нового поколения, и основным результатом его применения является развитие личности ребёнка. Целью деятельностного подхода является воспитание ребёнка как субъекта жизнедеятельности, т.е.способность быть хозяином своей деятельности. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом , позволяющим решить задачу по смене образования с формирующей на развивающую, может стать для учителя деятельностный метод обучения. По использованию системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения .Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 46 лет. Использую в работе переработку материала в педагогической литературе, и основных положений технологии деятельностного метода обучения. Применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Сущность урока в процессе обучения – это коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.Построить и провести урок так, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы в результате её получил желаемых целей .Главная цель , чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни. Чтобы организовать учебный процесс именно деятельностный подход в обучении обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. Ученик не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе своей деятельности. При введении нового материала организовываю коллективно-поисковую деятельность учащихся, чтобы ученики сами объясняли ,как надо действовать в новых условиях. В соответствии с ведущими целями разбиение учебного процесса на уроки разных типов не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. На уроке задаю четкие критерии самоконтроля и самооценки. Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы .Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю на уроке минимальные успехи. Планирую коммуникативные задачи урока. Поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, создаю атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на уроке, стараюсь осуществлять глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» .Чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его, через создание проблемной ситуации на уроке. Ежедневно ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, самое главное считаю ,сотрудничать – уметь работать в группе. Я работаю над методической темой : «Проектная задача – как способ отслеживания учебных действий». Я изучила теоретический материал по проектным задачам, попыталась определить их место в образовательном процессе, методику работы над проектной задачей. В результате работы стало совершенно ясно, что использование технологии проектных задач необходимо в организации учебного процесса. Именно проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств, приемов; итогом решения такой задачи является реальный продукт (текст, схема, макет и пр.), созданный детьми. В ходе работы учащихся над проектной задачей можно определить способы деятельности учащихся, сотрудничество, ресурсы ученика на данном этапе, умение действовать в нестандартной ситуации, требующей комплексного использования умений и знаний, полученных в рамках отдельных учебных дисциплин. Чаще всего уроки проектных задач – итоговые уроки, «не привязанные» к конкретной теме, к учебному предмету. Неожиданной для ребят стала презентация своих работ. Были видны достоинства и ошибки каждой группы. Важен вывод, сделанный детьми: чтобы получилось правильно, нужно уметь решать задачи, точно выполнять построения и выполнять инструкцию. Надо отметить, что такие уроки необходимо тщательно продумывать, подбирать материал и не вмешиваться, по-возможности, в процесс решения задачи детьми. На основе просмотренного урока было построено обсуждение учителями города технологии проведения урока проектных задач.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы по освоению и применению проектных задач в учебном процессе, так как эти критерии могут являться показателями формирования у учащихся ключевых компетентностей, что трудно сформировать в каком-либо другом виде деятельности.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности . В работе учитель чаще всего сталкивается с такой проблемой, ученик достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Ученики допускают ошибки. В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил, предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции.
Наиболее важным условием является не только стремление научить детей информационно-библиографическим умениям, но и желание увлечь учащихся чтением по интересам, играми в сжимание и развертывание информации, соревнованиями на скорость поиска информации в книгах и использовании системы закладок. На уроках ребята знакомятся с различными способами кодирования для рационального запоминания и хранения информации.
Для отслеживания результатов я использую следующие критерии:
-умение определять количество персонажей;
- умение высказывать свои суждения;
- нахождение сравнений, повторений в тексте;
- нахождение абзацев, фрагментов текста с конкретным заданием;
- объяснение смысла нового слова;
- формулирование главной мысли произведения.
Решением проблем для меня стала разработка и реализация учебного модуля в рамках уроков Родной язык «Информационно-поисковые умения на уроках чтения», составленная на основе учебно-методического пособия Соколовой Т. Е., г. Самара. Цель занятий модуля: формирование библиографических умений . Целенаправленная работа позволила увидеть положительную динамику по ряду показателей. Это касается развития информационно-поисковых умений, в частности работы с разного вида справочниками, скорости использования ориентировочного аппарата книги, местонахождения искомого абзаца, понятия и пр. Полученные знания и умения применяются детьми и при выполнении проектно-исследовательских работ.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности использую групповую форму работы .На этапе закрепления новой темы предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся .Слушая ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректирую ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся слушать, видеть исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед в группе, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение. Такая работа повышает качество знаний учащихся , процесс обучения становится более успешным.
Предлагаю использовать в работе задания, переворачивающие традиционную форму вопрос - ответ, существует между учителем и учащимися: вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: «Я загадала цифру или букву, чтобы узнать её, вы можете задать мне только пять вопросов». Или: «Задайте любые три вопроса о слове, которое я загадала»,ученики могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой , суффиксом и т. д. Мини-проекты начинаются на уроках, дорабатываются дома, «доводятся до ума» на общих занятиях во внеурочное время и только потом представляются на школьной конференции День науки.
Ученики на уроках работают в соответствии своих возможностей, участвуют в равноправном диалоге, осознают участия в решении самых разных учебных задач, учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Использую виды продуктивных заданий:
формирование вопросов по теме урока;
создание опорного
сигнала :
таблица, схема ,опорные слова;
создание художественного образа:
з
агадка
,стихотворение
, метафора, сказка.
Используя деятельностный подход в обучении в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение учащихся к школьным предметам. У них повышается мотивация, процесс обучения становится для них интересным и значимым, так как каждый ученик на своем уровне может внести вклад в изучение темы на уроке, сделать вывод, что-то сказать, то есть быть значимым. Такая работа на уроке не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность.
Список литературы
1.Асмолов А.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/А.Г.Асмолов.-М.,2010-152с.
2. Савенков И.А..Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы/И.А.Савенков.//Одарённый ребёнок .-2003.-№2
3.Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие,М-2012-63с