Современный урок биологии и химии с позиции системно-деятельностного подхода
«Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь»
Восточная мудрость.
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Уильяма Уорда
Образование - едва ли не самый важный экономический задел, который в настоящее время можно дать ребенку. Ведь от качества знаний, которые он получит еще в школе, зависит как его дальнейший карьерный рост, так и уверенность в своих силах. Неудивительно, что в последнее время широко практикуются новые подходы к образовательному процессу, которые все шире используются в школах и других учебных заведениях.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Происходящая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
В условиях ускоренного развития науки и техники, людям приходится порой на протяжении всей жизни менять специализацию или профессию. Соответственно, основным ресурсом современного общества становятся люди не столько подготовленные, сколько непрерывно развивающиеся. В связи с этим важно формирование способностей человека не только к самостоятельной, но и к разнообразной деятельности. А значит, школа должна готовить своих учеников к этой жизни. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
Слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся
Новые образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.
Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы: «Для чего учить?», «Как учить?», «Чему учить?», «Как сделать каждый урок активным и эффективным?».
Чему должен научиться ученик? Ученик должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Ежеминутно в наше время увеличивается объем информации, которую необходимо перерабатывать. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания требуют постоянного обновления. В результате меняются приоритеты на «рынке жизни». Сегодня конкурентоспособным будет тот, кто может постоянно расти и самосовершенствоваться. Таким образом, главной задачей образования становится развитие личности, формирование универсальных учебных действий (УУД), и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении.
Метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Понятие «системно-деятельностный подход» введено в 1985 году.
При реализации системно-деятельностного подхода перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической или химической информации. Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.
Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Современный урок с позиции системно – деятельностного подхода
В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к предмету, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.
Что такое урок? Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста.
Урок – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся (постоянного состава), включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Следующий вопрос, который стоит перед учителем: Как построить урок?
Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета.
Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) мы достигаем, например, сочетания курса химии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса химии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники).
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Ди дактические принципы реализации системно – деятельностного подхода.
В рамках реализации системно-деятельностного подхода, следует придерживаться дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Технологии для реализации системно – деятельностного подхода.
При организации системно–деятельного подхода на уроках используются следующие технологии:
Технология проблемного обучения
Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Данный вид обучения направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий. Он предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых (под руководством учителя) приводит к активному усвоению новых знаний. Проблемное обучение обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности. Необходимыми составляющими проблемного обучения являются следующие понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент». Что же такое «проблема» и «проблемная ситуация»? Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. Очень часто для решения проблемных ситуаций на уроке требуется от учащихся привлечения не только ранее изученных внутрипредметных связей, но и межпредметных связей (природоведение, биология, физика и др.). Например, при изучении вопроса о круговороте кислорода в природе (8 класс) можно поставить проблемный вопрос: «Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне (21% по объёму), не смотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)? Используя сведения о кислороде, полученные на уроках биологии и химии, учащиеся приходят к выводу о том, что постоянное содержание кислорода в атмосфере является следствием равновесия двух процессов противоположных по действию, так как продукты одного процесса служат исходными веществами для другого, это окисление (дыхание, горение) и фотосинтез.
Например, урок биологии в 8 классе по теме «Иммунитет» можно начать не с объявления темы и цели урока, а предложить слайды, на которых показаны изображения к произведению А. С. Пушкина «Пир во время чумы», а так же представлен отрывок самого произведения:
«Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой».
Следующий слайд: Профессор Петтенкорф, рискуя жизнью, выпил культуру холерных вибрионов и не заболел. Этот эксперимент повторил Мечников. Проблемный вопрос: Почему во время эпидемии не все люди заражаются?
Технология личностно-ориентированного обучения
Известно, что обучение - это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. Он проявляет заботу не только о том, как усваивается учебный материал, формируются умения и навыки, но и как развиваются, воспитываются ученики. При этом особенно важно организовать рациональную работу всех учеников, добиваясь того, чтобы они за короткие промежутки времени изучили большой объем содержания. Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы. Общеизвестно, что в классе учащиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому, изучаемый материал воспринимается ими неравномерно. Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности. Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями. В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Кто-то из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль их работы. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задание учителя только некоторые из них. При организации учебной деятельности учащихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых к сложным. Причем им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определенные навыки. Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний. Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.
Так, применяя индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, необходимо учитывать разный уровень подготовленности обучающихся: составляются задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Облегченный материал содержит большую часть индивидуализации, нужной для выполнения задания. В этом случае указывается и путь решения. Вариант повышенной трудности дает учащимся минимум информации и совсем не указывает, каким путем идти к его решению. Например, при проведении разноуровневой контрольной работы учащимся предлагают на выбор задания трех уровней: минимального, общего и продвинутого. Оценки, которые ставит учитель за знание и умение, тоже три: удовлетворительно, хорошо, отлично. Оценка "2" ставится за незнание. Выбирая себе задания на "3", "4", "5", учащийся должен четко знать:
1) если он выбирает задания минимального уровня, решает задания шаблонного характера, уже решавшиеся ранее задачи, ориентируется в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), то за выполнение такого задания он получит "3";
2) если ученик может воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на основные признаки, которые характерны группам сходных объектов, и, проводя анализ этих фактов, решает задачи, которые можно разделить на подзадачи с одним типом связи, он получает отметку "4";
3) если ученик находит свой способ решения задачи, в которой присутствует скрытая связь, когда ученик ориентируется на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, при этом он может переносить свои знания в незнакомое, нестандартные ситуации, он получает "5".
Задания минимального уровня
Вариант 1.
Допишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
а) NaOH + HCl ->
б) ZnO + H2SO4 ->
в) Mg + HCl ->
г) Na2CO3 + CaCl2 ->
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
а) C ->СО2
б) КОН -> KCl
Задания общего уровня
Вариант 1.
Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде между веществами:
а) сульфид калия и нитрат железа (II);
б) карбонат бария и соляная кислота;
в) гидроксид натрия и оксид углерода (IV);
г) кальций и соляная кислота.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) алюминий -> оксид алюминия;
б) магний -> хлорид магния.
Задания продвинутого уровня.
Вариант 1.
Какие из перечисленных ниже веществ будут взаимодействовать с
гидроксидом
калия: оксид серы (IV),
гидроксид
магния, оксид железа (II), нитрат алюминия, ортофосфорная кислота, сульфат аммония, хлорид натрия?
Запишите уравнения возможных реакций в молекулярной и ионной формах.
Предложите три способа получения
ортофосфата
меди (II). Составьте уравнения химических реакций.
Игровая технология
Одним из путей повышения познавательной активности является введение дидактических игр в практику работы. Пусть игровые технологии не являются новыми, но они давно зарекомендовали себя как эффективные и значимые. Величайшие умы человечества — от Коменского до Руссо — утверждали, что игра— лучший способ познания.
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Л. С. Выготский сформулировал парадокс игры: казалось, обучающийся в игре делает то, что ему хочется, но он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям. Игры возбуждают интерес. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности. Учебные игры способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а также формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную – освоение дидактики общения;
- самореализации (в игре – как в полигоне человеческой практике);
- игротераптевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Предпочтительно на уроках химии и биологии использовать игры - тренажеры, которые позволяют закрепить знания о каком-то веществе, классе соединений, организации строения биологического объекта и т.д. Например, игра «Логические цепочки». В играх «Продолжи ряд», «Убери лишнее» преследуются цели выявить сходство или отличие членов ряда. Можно использовать самые разные загадки для 5-7 классов по многообразию растений и животных.
Компьютерные технологии
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках возможна и с помощью применения компьютерных технологий.
Это направление в педагогической деятельности, требующее информационной компетентности и особой подготовки – эта технология близка и понятна детям. Процесс изучения биологии и химии становится интереснее для учащихся и совпадает с потребностями детей. Электронные образовательные ресурсы по биологии и химии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы. Например, в таком-то классе, при изучении темы использую как? Видео, тесты, и т.д.
Технология продуктивного чтения
Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитаного. При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.
В научно-методической литературе под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации, и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» разделены на три блока. Блоки следуют в порядке усложнения приемов работы с текстом: от поиска информации – к ее преобразованию и интерпретации – к оценке информации.
I блок. Поиск информации и понимание прочитаного.
II блок. Преобразование и интерпретация информации.
III блок. Оценка информации.
Современному учителю необходимо формировать у учащихся читательскую грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (Ковалева Г.С.)
При рассмотрении данного вопроса, формирование читательской компетенции в учащихся, актуальными является такое педагогическое решение, как технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской. Технология приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Цель технологии: формирование читательской компетентности школьника – способность личности к восприятию, осмыслению, интерпретации и оценке прочитанной текстовой информации.
Таким образом, проведя исследования, мы доказали, что системно-деятельностный подход обеспечивает качественное достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. И именно нам, современным учителям, необходимо не только понять, но и действовать. Надо только помнить напутствие Уильяма А. Уорда:
«До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно».