«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ»
Все мы живем в эпоху, когда в мире происходят перемены цивилизационного значения, в которых сочетается высокий динамизм и глобальный характер. Сегодня школа, как и другие социальные институты, долгое время вынужденная работать в условиях неопределенности, должна оперативно отвечать на современные вызовы.
(1 Слайд ) Одним из таких вызовов стало развитие идей обеспечения равного доступа к образованию как одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развития сообщества, включающего «разных как равных».
(2 Слайд) Любой человек нуждается в образовании, которое создает для него возможность саморазвития и самореализации как единства телесного, духовного и душевного развития. Это может быть обеспечено только в процессе постоянного диалога и активного взаимодействия человека с социумом, включением в культуру на протяжении всей жизни и деятельности.
Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности. Оно требует создания максимально доступного и эффективного образовательного пространства, которое будет организовано с учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся и включения в него не только учеников, но и учителей, родителей и специалистов помогающего профиля.
(3 Слайд) Одним из ключевых субъектов этих изменений является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Какие требования могут предъявляться к его профессиональной деятельности? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?
(4 Слайд) В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.
Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых Стандартов выступает одним из гарантов реализации идей ФГОС.
Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает :
- координацию деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;
- психолого-педагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);
- создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
(5 Слайд ) К детям с ОВЗ не относятся те, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
(6 Слайд) Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
(7 Слайд) В связи с этим возникает вопрос: "А какой он современный урок для детей с ОВЗ?"
(8 Слайд) В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.
Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую обучающихся к цели.
(Слайд 9, 10) На данных слайдах представлены варианты организации работы на уроке с детьми с ОВЗ.
В то время, когда учитель занят отдельными учениками, другие работают в парах, группах и индивидуально. Очевидно, что самостоятельная работа учащихся требует педагогического сопровождения. При этом педагог нужен не столько для поддержания порядка, сколько для обеспечения качества учебной работы.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.
Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.
Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно - развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
(11 Слайд) Виды педагогической поддержки в усвоении знаний – обучение без принуждения (основанное на интересе, доверии, ситуации успеха):
· урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
· адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
· одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
· использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
· дополнительные упражнения;
· оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
(12 Слайд)Технологии компенсирующего обучения – к элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь:
· любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
· понимание детских трудностей и проблем;
· принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
· сострадание, участие, оказание необходимой помощи;
· обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Это имеет важное значение при работе с детьми с ОВЗ, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
1. Метод ассоциаций – ассоциация букв с различными предметами и рисунками
2. Ассоциативный тренинг. В каждом предмете необходимо найти определенные цифры. Важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве.
3. Техника «Ты – учитель». Найди и исправь ошибки, которые сделал «педагог - ученик».
(17 Слайд ) 4. Занятия в нетрадиционной форме:
· игра-путешествие,
· тест-викторина,
· мини-спектакль,
· виртуальная экскурсия,
· ролевые игры.
5. Развитие речевого дыхания.
Игра «Прожорливые фрукты». Рот – это воротики, куда дети должны задуть разные лёгкие предметы.
6. Развитие мелкой моторики, внимания. Нарисуй, не отрывая карандаша.
7. Развитие внимания, логики, наблюдательности.
8. Арттерапия + пескотерапия.
Рисование на песке или манке может принести много радости ребенку. Да и для такого творчества достаточно всего лишь противня либо широкого, но неглубокого лотка, а также много манной крупы. В таком случае манка насыпается на противень ровным слоем, а ребенок пальчиками или кисточкой прорисовывает на манке узоры и рисунки. Так рисунком станут проступающие контуры противня. Помимо этого, манку можно насыпать на противень каким-либо узором или рисунком. Огромным плюсом в таком рисовании на манке является возможность исправить свое творение, засыпать крупой ненужные детали, штришки и элементы. Более того, на такие произведения искусства не нужно тратить средств.
9. Изотерапия
Виды:
· Рисование.
· Лепка.
· Аппликация.
·
Тестопластика
.
· Аппликационная лепка.
·
Цветотерапия
.
· Ручной труд.
10. Сказкотерапия.
Задачи:
активация мышления и речи;
развитие дыхательного аппарата, саморегуляции, контроль дыхания;
развитие мелкой моторики;
снятие нервно-психического напряжения;
моделирование положительного психоэмоционального состояния;
формирование адекватного межличностного поведения;
формирование адекватной самооценки;
обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование;
способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.
Дети с ОВЗ привлекаются к внеклассной и внешкольной работе с учетом:
· их интересов, склонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей;
· учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья;
· по желанию и согласию родителей.
(12 Слайд) Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке
- следить за успеваемостью обучающихся;
- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю;
- поддерживать детей, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги;
- требовать структурирования действий при выполнении заданий;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
- чередовать занятия и физкультурные паузы;
- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
- стараться разнообразить работу на уроке.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия.
(13 Слайд) Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
- использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- активные методы рефлексии.
(14 Слайд) В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока.
Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов. Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь на педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем максимально возможную работу по «добыванию» знаний.
(Слайд 15)Три кита, на которых держится инклюзивное образование: Признание ценности каждого ученика, Возможность адаптации образовательной программы, Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником
(Слайд 16) Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век ХХI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
История о бегунах:
Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
- Почему? Потому что глубоко внутри себя, мы все знаем, что самая важная вещь в жизни – значит намного больше, чем побеждать для себя. Самая важная вещь в этой жизни – это помогать другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку.