Создание ситуации успеха для обучающихся

путем взаимодействия семьи и школы.

“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. (А.С. Макаренко)

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.

Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности. Особое внимание нужно уделять детям с высокими образовательными возможностями, талантливым и одаренным детям.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод. (В.А. Сухомлинский
Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливый детей и детей с высокими образовательными возможностями, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим и первостепенным.

Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладывается основа будущей личности.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Важно то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Задача семьи – вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка. Задача школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных, просто способных детей, , но и, прежде всего, родителей этих детей. Его задача - помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1.психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2.информационная среда для родителей;
3.совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4.поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Рассмотрим данные направления более подробно.
Психологическое сопровождение семьи способного ребенка
Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком.

Данная работа направлена на:
- расширение возможностей понимания ребенка с высокими образовательными возможностями;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

Формы работы в данном направлении:

родительские собрания

анкетирование

подбор рекомендаций

индивидуальные беседы

Информационная среда для родителей
- Специально для родителей класса можно разработать цикл родительских собраний «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т.д.
- Большим подспорьем для развития кругозора родителей стал электронный дневник «Сетевой город». В рамках «Дневника» можно создать специальные группы «Учись учиться» и «Юные исследователи».
Для участников группы «Учись учиться» подобрать специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков. Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка.

Участникам группы «Юные исследователи» - семьи класса, которым интересно заниматься исследовательской деятельностью. На страничках группы можно предложить интересные опыты, родителей и детей познакомить с лучшим исследовательскими работами научного общества младших школьников «Шаг в будущее», родители смогут поделиться своими впечатлениями от совместных исследовательских работ с детьми.
На сайте можно предложить рекомендации родителям одаренных детей:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей.
Заключается в том, что родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Поддержка и поощрение родителей на уровне школы
Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. Специально для родителей в школьной научно-практической конференции можно выделить секцию «Родительские университеты», где родители делятся опытом своей работы с детьми. Лучшие родительские работы выдвигаются на город.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Задача семьи и школы вовремя выявить таких детей и создать для них все возможные условия для дальнейшего развития их интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств.