Хирова Е.О.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, г. Миасс, Россия

ag-97@mail.ru

Создание ситуации успеха на уроке «Технология»

Аннотация. В данной статье рассматриваются понятия «успех» и «ситуация успеха», приведены правила и примеры создания ситуации успеха на уроке «Технология», от которых зависит уверенность, активная познавательная деятельность и мотивация учащихся, разработано несколько упражнений для адекватного восприятия ошибок в работе.

Ключевые слова: успех, ситуация успеха, мотив достижения успеха, упражнение

Khirova E.O.

Special (correctional) general education school - VIII type boarding school, Miass, Russia

ag-97@mail.ru

Creating a situation of success in the lesson "Technology"

Annotation. This article discusses the concepts of "success" and "success situation", gives the rules and examples of creating a situation of success in the "Technology" lesson, on which confidence, active cognitive activity and student motivation depend, several exercises have been developed for adequate perception of errors in work.

Keywords: success, situation of success, motive for achieving success, exercise

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Активная познавательная деятельность подростка связана с ощущением своего благополучия, стремлением к получению новых знаний и решением задач, которые на первый взгляд кажутся нерешаемы. В психологии разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности.

Мотив достижения успеха – стимул движения вперед, при котором подростки ориентируются на сам процесс работы, выполняя качественно и уверенно, не боясь за критику со стороны взрослого.

Например, сделав ошибку, подросток принимает это адекватно, как препятствие к правильному решению, опираясь на свои способности и прилагая больше усилий к достижению цели.

Под мотивацией достижения успеха, понимается стремление подростка выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1. Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий;

Например, это могут быть задачи с использованием базовых терминов, которые встречаются в повседневной жизни, но не изучаются на уроках, таким образом, задачи помогут ребенку думать за рамками изученного и расширять кругозор,

2. Деятельность должна представлять возможность для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний учащихся;

Например, дан ряд заданий с различными уровнями сложности на выбор, учащийся самостоятельно выбирает и выполняет задание в зависимости от своих знаний и усилий, делая это уверенно и правильно, тем самым подросток научится адекватно оценивать свой выбор и сможет постепенно повысить уровень сложности, а так же интерес.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности;

4. В задачах должна присутствовать степень новизны;

Например, новизна может проявляться в нетрадиционной подаче материала, в использовании в задаче дополнительных знаний.

5. Необходимо снижать напряженность ошибок учащегося, для акцентирования на самом процессе, с целью направления к правильному решению.

Например, разбор ошибок в игровой форме поможет снизить напряженность ученика, тем самым научит адекватно оценивать ситуацию и находить правильное решение.

Для формирования мотивации достижения успеха необходимо настроить учеников на то, что любые ошибки нужно воспринимать адекватно, и что каждая ошибка решаема. Для этого можно использовать упражнения:

Упражнение «сделай ошибку», подразумевает реализацию идеи о том, как можно сделать ошибки в учебном процессе.

Например, на уроке «Построение чертежа фартука» учащимся предложить прописать последовательность сначала ее перепутав, затем попросить учащихся обменяться своими последовательностями, чтобы найти ошибки.

Упражнение

 

«представь

 

если»,

 

позволит

 

ученикам

 

к определенной ситуации найти как можно больше решений.

Например, в начале урока по теме «создание фартука», учитель может задать ситуацию «представь, если фартук не соответствует требованиям», ученикам нужно будет предложить как можно больше причин некачественного выполнения фартука, для того, что бы ученик спрогнозировал возможные ошибки до того, как это случится.

Упражнение «право на ошибку», позволит подростку получить

жетон, который можно

использовать во время урока.

Для снятия напряжения можно использовать «бонус», который взаимствован из компьютерных игр. Например, при правильном решении сложной задачи или задачи с подвохом, подростку будет выдаваться жетон «право на ошибку», который будет закрывать сделанную ошибку с возможностью ее объяснения учеником, с жетоном ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

Главная роль в достижении высоких результатов играют сознательные усилия, старания, справедливом обращении с учениками и грамотной похвалой, которые помогут создать каждому ученику ситуацию успеха и вселит в него уверенность в возможностях. Гибкое сознание усиливает мотивацию, способствуют достижению успеха в учебе и жизни.

Литература:

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М., 1991.

2. Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учебное пособие. Екатеринбург, 1995.
3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : / А.К. Маркова. – Москва : Просвещение, 2008. – с.96.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998.

5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения 2-е изд.: / Х. Хекхаузен. –- Санкт – Петербург, 2001. - 256 с.