Тема: «Создание условий для успешной сдачи ГИА »

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего (ОО) и среднего общего образования (СОО) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы

получения образования.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов становится важнейшей частью жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае-июне способны определить будущее ребенка - кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы, объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.

От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединѐнных в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса обучающихся, учителей,

Подготовленность к чему-либо это комплекс приобретѐнных знаний, навыков, умений,

качеств, позволяющих успешно выполнять определѐнную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ можно выделить выделяют следующие составляющие:

Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах

заполнения

бланков

и т.д.).

Предметная

готовность

или

содержательная

(готовность

по

определенному

предмету,

умение

решать

тестовые

задания, задания КИМов).

Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на

определѐнное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и

приспособление

возможностей

личности

для

успешных

действий

в

ситуации

сдачи

экзамена).

Актуальность темы: создание условий для сдачи ГИА и ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является

необходимость адаптации выпускников школ к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников » составляется план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие

направления:

Организационные вопросы.

Работа

с

педагогическим

коллективом.

Работа

с

родителями.

Работа

с

учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА и ЕГЭ».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август октябрь).

этап.

Информационный

(ноябрь-январь).

этап.

Практический

(октябрь

апрель).

этап.

Психологическая

подготовка

к

ЕГЭ.

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА и ЕГЭ начинаем с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:

Процентное

соотношение

оценок,

полученных

учащимися

по

ЕГЭ

по

всем

предметам.

Соответствие

годовых

оценок

и

оценок,

полученных

на

ЕГЭ.

Мониторинг

успеваемости,

качества

выпускников

11

классов

в

сравнительной

характеристике

за

3

года (9

класс,

10

класс,

11

класс).

На заседаниях МО учителей-предметников (август, ноябрь) рассматриваются следующие вопросы:

Включение

в

планы

работы

методических

объединений

вопросов,

касающихся

подготовки

к

ГИА

и ЕГЭ.

Утверждение

графиков,

планов

по

подготовке

учащихся

к

ГИА

и

ЕГЭ

по

всем

предметам.

Диагностика

и

организация

разноуровневого

обучения

Проводится диагностика учащихся 9-10-11 классов для установления уровня остаточных знаний

и

степени

усвоения

программного материала

по

различным

предметам

через

проведение

административных тренировочно-диагностических работ, контрольных работ.

Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

Повышения

уровня

обученности

учащихся

и

качества

знаний.

Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса математики,

изученным

на

данный

момент

времени,

для

последующей

корректировки

поурочных

планов

работы

учителя,

направленной

на

ликвидацию

выявленных

пробелов

в

знаниях

учащихся класса.

Разбиваю класс на 2 группы. Пример разбивки класса для подготовки к ГИА по математике

группа

-

сильные

учащиеся

группа

-учащиеся

с

низкими

учебными

возможностями

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в

форме ЕГЭ и ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно- распорядительными документами

Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях

Содержание информационной работы с педагогами

На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных

уровней

по

организации и

проведении

ЕГЭ.

На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма

по итогам ЕГЭ по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в

текущем

году.

Проведение

педагогических

советов

по

вопросам

подготовки

к

ЕГЭ

Направление

учителей

на

семинары

по

подготовке

к

ЕГЭ.

Содержание информационной работы с родителями учащихся

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением является

информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА и ЕГЭ. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В вестибюле школы оформлен стенд : «Подготовка к ЕГЭ и ГИА». Учитывая, что мы живѐм в век

использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА и ЕГЭ, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ

Содержание информационной работы с учащимися

Организация

информационной

работы

в

форме

инструктажа

учащихся:

Правила

поведения

на

экзамене.

Правила

заполнения

бланков.

Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по

вопросам

ЕГЭ

III этап. Практический (октябрь май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА (ЕГЭ,ОГЭ,ГВЭ).

При

работе

с

учащимися

большое

внимание

уделяется:

Знакомству

учащихся

со

структурой

и

содержанием

КИМов.

Работе

по

КИМам.

Обучению

учащихся

заполнению

бланков.

Знакомство

учащихся

с

формой

и

организацией

проведения

ЕГЭ

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

По «Положению о проведении ГИА и ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель- предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене.

Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения

заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА.

С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА и ЕГЭ по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА и ЕГЭ по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

После проведения тренировочно-диагностических работ планируется индивидуальная (групповая) работая со слабыми учениками из группы «риска».

IVэтап. Психологическая подготовка к ЕГЭ

Методы проведения занятий психолога разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического

напряжения, как противостоять стрессу. Деятельность педагога-психолога заключается:

в психологическом просвещении родителей на родительских собраниях и консультациях

(рекомендации

по

поддержке

детей

и

помощи

им

в

период

подготовки

и

сдачи

экзаменов);

психологической диагностике уровня готовности к ГИА и ЕГЭ и коррекции эмоционально-волевой и

личностной

сферы

обучающегося в

процессе

подготовки

к ГИА

и

ЕГЭ

(уровень

тревожности,

самооценки, уровень притязаний, локус контроля (ответственность за свои действия));

организации

групповых

и

индивидуальных

развивающих

занятий

с

элементами

тренинга

(развитие

саморегуляции,

самоконтроля,

формирование

адекватной

самооценки,

повышение

уверенности

в

себе, развитие навыков мыслительной деятельности);

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при

условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение

максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.