Тема: «Создание условий для успешной сдачи ГИА »
Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего (ОО) и среднего общего образования (СОО) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы
получения образования.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов становится важнейшей частью жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае-июне способны определить будущее ребенка - кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы, объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.
От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки к этому напряженному и очень ответственному периоду.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединѐнных в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей,
Подготовленность к чему-либо – это комплекс приобретѐнных знаний, навыков, умений,
качеств, позволяющих успешно выполнять определѐнную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ можно выделить выделяют следующие составляющие:
Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах
заполнения
бланков
и т.д.).
Предметная
готовность
или
содержательная
(готовность
по
определенному
предмету,
умение
решать
тестовые
задания, задания КИМов).
Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на
определѐнное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и
приспособление
возможностей
личности
для
успешных
действий
в
ситуации
сдачи
экзамена).
Актуальность темы: создание условий для сдачи ГИА и ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является
необходимость адаптации выпускников школ к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.
На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников » составляется план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие
направления:
Организационные вопросы.
Работа
с
педагогическим
коллективом.
Работа
с
родителями.
Работа
с
учащимися.
Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА и ЕГЭ».
Этапы выполнения работы
I этап. Организационный (август – октябрь).
этап.
Информационный
(ноябрь-январь).
этап.
Практический
(октябрь
–
апрель).
этап.
Психологическая
подготовка
к
ЕГЭ.
Рассмотрим содержание каждого этапа работы.
I этап. Организационный (август – октябрь)
Организацию подготовки к проведению ГИА и ЕГЭ начинаем с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:
Процентное
соотношение
оценок,
полученных
учащимися
по
ЕГЭ
по
всем
предметам.
Соответствие
годовых
оценок
и
оценок,
полученных
на
ЕГЭ.
Мониторинг
успеваемости,
качества
выпускников
11
классов
в
сравнительной
характеристике
за
3
года (9
класс,
10
класс,
11
класс).
На заседаниях МО учителей-предметников (август, ноябрь) рассматриваются следующие вопросы:
Включение
в
планы
работы
методических
объединений
вопросов,
касающихся
подготовки
к
ГИА
и ЕГЭ.
Утверждение
графиков,
планов
по
подготовке
учащихся
к
ГИА
и
ЕГЭ
по
всем
предметам.
Диагностика
и
организация
разноуровневого
обучения
Проводится диагностика учащихся 9-10-11 классов для установления уровня остаточных знаний
и
степени
усвоения
программного материала
по
различным
предметам
через
проведение
административных тренировочно-диагностических работ, контрольных работ.
Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:
Повышения
уровня
обученности
учащихся
и
качества
знаний.
Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса математики,
изученным
на
данный
момент
времени,
для
последующей
корректировки
поурочных
планов
работы
учителя,
направленной
на
ликвидацию
выявленных
пробелов
в
знаниях
учащихся класса.
Разбиваю класс на 2 группы. Пример разбивки класса для подготовки к ГИА по математике
группа
-
сильные
учащиеся
группа
-учащиеся
с
низкими
учебными
возможностями
II этап. Информационный (ноябрь-январь)
В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в
форме ЕГЭ и ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно- распорядительными документами
Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях
Содержание информационной работы с педагогами
На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных
уровней
по
организации и
проведении
ЕГЭ.
На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма
по итогам ЕГЭ по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в
текущем
году.
Проведение
педагогических
советов
по
вопросам
подготовки
к
ЕГЭ
Направление
учителей
на
семинары
по
подготовке
к
ЕГЭ.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением является
информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА и ЕГЭ. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.
В вестибюле школы оформлен стенд : «Подготовка к ЕГЭ и ГИА». Учитывая, что мы живѐм в век
использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА и ЕГЭ, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ
Содержание информационной работы с учащимися
Организация
информационной
работы
в
форме
инструктажа
учащихся:
Правила
поведения
на
экзамене.
Правила
заполнения
бланков.
Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по
вопросам
ЕГЭ
III этап. Практический (октябрь – май)
Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА (ЕГЭ,ОГЭ,ГВЭ).
При
работе
с
учащимися
большое
внимание
уделяется:
Знакомству
учащихся
со
структурой
и
содержанием
КИМов.
Работе
по
КИМам.
Обучению
учащихся
заполнению
бланков.
Знакомство
учащихся
с
формой
и
организацией
проведения
ЕГЭ
Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.
По «Положению о проведении ГИА и ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель- предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.
В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене.
Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения
заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА.
С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА и ЕГЭ по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА и ЕГЭ по предметам.
Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.
После проведения тренировочно-диагностических работ планируется индивидуальная (групповая) работая со слабыми учениками из группы «риска».
IVэтап. Психологическая подготовка к ЕГЭ
Методы проведения занятий психолога разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического
напряжения, как противостоять стрессу. Деятельность педагога-психолога заключается:
в психологическом просвещении родителей на родительских собраниях и консультациях
(рекомендации
по
поддержке
детей
и
помощи
им
в
период
подготовки
и
сдачи
экзаменов);
психологической диагностике уровня готовности к ГИА и ЕГЭ и коррекции эмоционально-волевой и
личностной
сферы
обучающегося в
процессе
подготовки
к ГИА
и
ЕГЭ
(уровень
тревожности,
самооценки, уровень притязаний, локус контроля (ответственность за свои действия));
организации
групповых
и
индивидуальных
развивающих
занятий
с
элементами
тренинга
(развитие
саморегуляции,
самоконтроля,
формирование
адекватной
самооценки,
повышение
уверенности
в
себе, развитие навыков мыслительной деятельности);
Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.
Главное условие успешной сдачи ЕГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при
условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение
максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.