* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольный возраст, как один из наиболее чувствительных и восприимчивых периодов развития ребёнка, является оптимальным временем для начала систематической работы по воспитанию патриотических чувств.

Одной из главных особенностей патриотического воспитания в дошкольных учреждениях является необходимость учитывать возрастные и психологические особенности детей. На данном этапе важно формировать у дошкольников не только конкретные знания о Родине, но и эмоционально окрашенные представления и образы, которые будут ассоциироваться у них с родной страной. Эмоциональное восприятие играет ключевую роль, так как дети данного возраста лучше усваивают информацию через чувства и переживания, а не через логическое осмысление. В этом контексте особое значение приобретают игровые формы работы, творческая деятельность и художественные средства воспитания, такие как рассказы, сказки, песни, народные игры и танцы . Стоит отметить, что патриотическое воспитание в детском саду должно строиться на основе интеграции различных образовательных областей. Это позволяет формировать у детей целостное восприятие мира, в котором Родина занимает важное место.

На сегодняшний день существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:- маленьких объем образовательных программ: программы по патриотическому воспитанию, существующие на сегодняшний день, в большинстве случаев не охватывают все необходимые аспекты, а также не адаптированные под возрастные особенности детей, - нехватка квалифицированных кадров: многим воспитателям не хватает того объема знаний, которым они владеют по патриотическому воспитанию,- родители не придают должного внимания патриотическому воспитанию дошкольников,- в полной мере не укомплектована дошкольное учреждение необходимыми материалами,- расхождение в способах и методах патриотического воспитания: а именно нет единого подхода в данном направлении,- недостаток мероприятий посвященных данной теме: дошкольники не имеют возможности принять участие в практических мероприятиях, а именно таких как встреча с ветеранами, экскурсии. Все эти проблемы требуют комплексного подхода и совместных усилий со стороны дошкольных образовательных учреждений, педагогов, родителей и всего общего в целом.

На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения, развития и продолжение воспитания в системе патриотизма. Основная проблема связана с трудностью реализации патриотического воспитания детей дошкольного возраста, современной педагогике необходим поиск современных методов и технологий в данном направлении.

Важно отметить, что дети осваивают концепцию патриотизма различными способами:

1. При помощи игровой деятельности: через ролевые ситуации, дошкольники способны развить чувства принадлежности к своему народу.

2. При помощи творческих проектов: принимая участия в литературных проектах, дошкольники учатся выражать свои чувства к родному краю.

3. При организации экскурсий: посещение музей, памятников архитектуры.

Соблюдая семейные традиции: проведение совместных праздников. Академик Д.С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...».

Существует диалектическая взаимосвязь между культурой и патриотизмом: воспитывая патриота, мы одновременно формируем человека, обладающего культурными ценностями. Эти размышления представляют собой лишь общую концепцию, основную идею. Каждый воспитатель имеет возможность развивать и углублять их в соответствии с собственным опытом и подходами. Конкретизировать специфику работы по патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовании можно следующим образом:

1. Педагог может использовать в своей работе игры и творческих занятий: В дошкольном возрасте дети лучше всего усваивают информацию через игру и творчество. Поэтому патриотическое воспитание часто реализуется через ролевые игры, театрализованные представления, коллективные творческие проекты, которые отражают культурные традиции и исторические события страны. Например, дети могут инсценировать народные сказки, создавать поделки в традиционных техниках (лепка, аппликация), разучивать народные песни и танцы.

2. Необходимо праздновать национальные праздники и памятных дат: Включение в образовательный процесс праздников и памятных дат таких, как День Победы, День России, День Конституции, позволяет детям погружаться в культуру и историю страны, формируя у них уважительное отношение к этим событиям. Важно, чтобы празднование проходило в доступной для детей форме — через игры, песни, стихи, тематические занятия и утренники.

3. Важно познакомить детей с символами страны: важно постепенно знакомить детей с государственной символикой — флагом, гербом, гимном. Воспитатели могут использовать визуальные и музыкальные материалы, объясняя значение каждого символа через простые и понятные детям примеры. Например, можно устраивать утренние линейки с поднятием флага и исполнением гимна.

4. Педагогу в своей работе необходимо проводить тематические экскурсии и прогулки: Организация экскурсий по родному городу или селу, посещение памятников, музеев и природных заповедников способствует расширению кругозора детей и укрепляет связь с родным краем. Во время таких прогулок воспитатели могут рассказывать детям о значимых событиях, произошедших в этих местах, и о людях, внёсших вклад в развитие региона.

5. Использовать в своей работе литературу и медийные материалы: Чтение детям произведений классической и современной детской литературы, посвящённой теме Родины и патриотизма, просмотр мультфильмов и документальных фильмов о стране — все это помогает формировать у детей любовь и уважение к своей Родине. Важно выбирать материалы, которые понятны и интересны дошкольникам.

6. Совместные проекты с родителями: Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания через совместные проекты, конкурсы, семейные праздники. Например, можно организовать конкурс на лучшую семейную фотографию или видеоролик, посвящённый родному городу, или совместное создание стенгазеты «Моя семья и моя Родина».

7. Участие в благотворительных акциях, а также волонтёрских проектах: Важно привлекать детей к участию в простых акциях, направленных на помощь другим. Это могут быть сборы гуманитарной помощи, участие в акциях по уходу за памятниками, посадке деревьев и цветов на территории детского сада или в ближайшем парке.

8. Работа над эмоциональной составляющей: Патриотическое воспитание должно быть направлено не только на передачу знаний, но и на развитие эмоциональной привязанности к Родине.

Воспитатели должны создавать тёплую, поддерживающую атмосферу, в которой дети могут выражать свои чувства и осознавать свою связь с окружающим миром и своей страной .

Данные конкретные примеры позволяют обеспечить всесторонний подход к патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях, делая его более осмысленным и эффективным для детей.

Основываясь, на выше изложенном материале мы вправе утверждать, что в дошкольных образовательных учреждениях вопросы патриотического воспитания должны решаться в сотрудничестве с семьей, так как данное воспитание требует всестороннего, интегрированного процесса, учитывая индивидуальные, также возрастной особенности детей дошкольного возраста. Только в этом случае можно добиться формирования у детей устойчивого чувства любви к Родине, уважения к её культурным и историческим ценностям, а также осознания своего места в мире.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях имеет несколько конкретных особенностей, а именно:

1. использование игровых форм обучения, что позволяет сделать процесс обучения интереснее и доступнее.

2. изучение культурных традиций,

3. восприятие природного окружения, а именно организация экскурсий, которые способствуют тому, чтобы дети смогли осознали красоту родного края,

4. восприятие семейных ценностей, что помогает дошкольникам формировать чувства привязанности к своим родным,

5. создание ролевых моделей, а именно введение в занятия образы как исторических личностей, так и современных защитников Отечества, что вдохновляет детей на подражание,

6. формирование социальной ответственности с целью понимания детьми чужого труда, что развивает чувство гражданской ответственности.

Таким образом, патриотическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях направлено на комплексное развитие личности ребенка, формируя у него уважение к своей стране, ее культуре и традициям, а также желание быть активным и ответственным гражданином.