Специфика работы в разновозрастной группе детского сада

Аннотация: в данной статье отображены особенности построения работы в разновозрастной группе детского сада, организация предметно-пространственной среды, выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ребёнка, наиболее эффективные формы взаимодействия со специалистами и родителями.

Ключевые слова: разновозрастная группа, предметно-пространственная среда, индивидуальный образовательный маршрут, образовательные технологии.

В нашем ДОУ функционируют 2 разновозрастные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, 1 разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, 1 разновозрастная группа общеразвивающей направленности.

В совместном воспитании детей разного возраста мы отмечаем много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботы, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают качества старших воспитанников. И тут уже задача для нас, педагогов, чтобы эти качества были непременно положительные. Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только в наших дошкольных группах − с небольшими уточнениями:

- игровой и дидактический материал соответствует всем возрастным категориям.

- детская мебель − нужных размеров.

Развивающая предметно-пространственная среда разновозрастной группы организована нами таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Важным условием для нас является учет особенностей детей каждого возраста, их индивидуальных интересов. Для детей в групповых комнатах организованы разнообразные игровые зоны. Каждый из уголков рассчитан на детей разных возрастов, где могут найти себе занятие все дети. Для развития творческого замысла в игре для девочек подобраны женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Побуждая детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания и личный опыт; закрепляя умение обозначать свои действия словами; уча дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга мы развиваем коммуникативные, дружеские качества, ответственность старших за более младшими. Дети на практике получают полезные знания об окружающей действительности.

Главная трудность в работе педагогов разновозрастной группы  заключается в том, что сам педагогический процесс приходится строить в нескольких направлениях, ориентируясь на несколько возрастов детей, а это требует больше трудозатрат  педагогов на подготовку и особую организацию занятий.

Организация педагогического процесса ориентирована не только на общие задачи воспитания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ребёнка мы выстраиваем по индивидуальному образовательному маршруту с учётом интеллектуальных способностей детей. Создавая индивидуальный образовательный маршрут, мы организуем наблюдение за ребёнком, беседы с родителями о склонностях и предпочтениях ребёнка, определяем «проблемные» и «успешные» зоны развития ребёнка, подбираем методики, определяем методы и приёмы работы, индивидуальные задания с ориентированием на зону ближайшего развития ребёнка.

Организуя деятельность детей, мы используем различные образовательные технологии, т.е. «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств» (Б.Т. Лихачев).

На занятиях с учителем-логопедом практикуется такая технология, как сказкотерапия. Данная технология является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка, сохранение его здоровья и позволяет в рамках сказки решать коррекционно-обучающие, развивающие и воспитательные задачи. «Сказки» прекрасно подходят для малышей, только начинающих участвовать в групповых занятиях – ведь здесь действие происходит вокруг уже знакомого сюжета. А ребятам постарше будет интересно «поиграть в сказку» на новый лад.

Сенсорная комната играет большую роль в реабилитации и развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В этой комнате педагогами-психологами создана специальная среда, оснащенная различными сенсорными материалами и игровыми элементами. Эти материалы и игры стимулируют развитие детей на разных уровнях  моторном, эмоциональном и когнитивном. В зоне сенсорного опыта проводится коррекционно-развивающая работа с детьми различных категорий и разных возрастов. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме два раза в неделю, длительность определяется в зависимости от возраста ребенка. Коррекционная работа направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально-волевой сферы ребенка. В сенсорной комнате воспитанники чувствуют себя комфортно, безопасно и уютно. Ребенка расслабляют плавные переливающиеся световые образы под приятную тихую музыку, а желание двигаться и познавать окружающий мир  стимулируют различные звуковые и оптические эффекты. После занятий в сенсорной комнате у детей появляется интерес к окружающему миру, развивается моторика и улучшается координация движений.

С целью выявить уровень развития детей, для определения содержания и основных направлений коррекционной работы и в конце учебного года с целью выявить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на детей, определить перспективу их развития и дать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению проводится экспериментально-диагностическое исследование детей учителем-дефектологом. На основании полученных в результате обследования данных дефектолог объединяет детей в подгруппы для коррекционных занятий с учетом их возраста, диагноза, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

В музыкальные занятия разновозрастной группы детей мы включаем такие виды музыкальной деятельности детей, как элементы танцевальных движений и пластическое интонирование, вокальный репертуар, «живое» исполнение и запись произведений для слушания. Музыкально-ритмические движения младших детей сочетаем с одновременным пением старших (пластические движения в процессе исполнения песен), пение детей – вместе с пением взрослого, прослушивание младшими детьми игры на детских музыкальных инструментах – с исполнением на них произведений старшими.

На занятиях физической культурой структура общеразвивающих упражнений должна быть одной и той же, а дозировка увеличивается в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Также усложняются исходные положения рук и ног. Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражнения. Инструктор по физической культуре  распределяет детей на две подгруппы с учетом их возраста.  Например, малыши (2-3 года) под контролем помощника воспитателя упражняются в катании мяча и продвижении за ним разными способами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В это время педагог с другой подгруппой (дети 4-7 лет) разучивают новое движение.

Важным средством работы с детьми с ОВЗ в разновозрастной группе, направленным на развитие мелкой моторики, таких чувств как зрение, слух, вкус, обоняние и осязание является Монтессори-педагогика. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. В ребёнке воспитывается самостоятельность. Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Наша задача только заинтересовать ребёнка. Мы общаемся с детьми, но не навязываем собственное мнение, не подводим ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями требует от педагогов деликатного и гибкого подхода. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет с ним, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Слова, написанные Л.Н. Толстым более века назад, как нельзя лучше помогают понять смысл работы в разновозрастной группе детей с ОВЗ сегодня. Это означает: система образования должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и своевременную психолого-педагогическую поддержку.

Основной из задач конструктивного взаимодействия педагогов с родителями мы считаем создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества: привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. При совместной деятельности с семьями воспитанников нами практикуются такие основные направления и формы, как: анкетирование, стенды, индивидуальное консультирование – по запросу родителей, по рекомендации специалистов, ситуационно, информация на сайте детского сада, родительские собрания, педагогические гостиные, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, спортивные соревнования, участие в экологических акциях, проектная деятельность.

Список литературы:

1. Алисов Е.А., Данелия А.А., Жданова Л.Р. Развитие исследовательской активности дошкольников в разновозрастной группе //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – №38. – с. 63-68.
2. Якшина А.Н. Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников //Современное дошкольное образование. 2022. № 1(109). с. 4–14.

3. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Отношения между детьми в разновозрастных группах детского сада // Психолог в детском саду. – 2007. – №2. – с. 66-80.

4. Яковец Д.А., Валлиулина Д.Г. Особенности межличностных отношений детей
в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения /Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2018. – Т. 20(6).с. 79-85.